Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его творчестве занимает тема свободы. Верность идеалам свободы поэт пронес через всю жизнь.
Вольнолюбивое творчество Александра Сергеевича можно условно разделить на два периода: до восстания декабристов и после него, причем «вольные стихи», написанные до 1825 года, отличаются от более поздней свободолюбивой лирики.
В преддекабрьский период лирический герой таких стихотворений, как ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»,
Ода «Вольность» написана в духе классицизма и направлена против самовластия и тирании. В начале оды поэт в поисках вдохновения взывает к музе высокой гражданской лирики — «грозе царей», «гордой певице свободы»:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Автор призывает угнетенных восстать против тех, кто насильно лишает их Свободы, предупреждает «тиранов мира»:
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Ведущей категорией
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Автор видит вокруг много страданий, боль и кровь, и все это — результат неправедной власти. Пушкин описывает казнь французского короля Людовика XVI и проводит параллель с убийством русского императора Павла I, ведь оба они были тиранами; они правили, не прислушиваясь к Закону. Поэт полон ненависти к подобным «самовластительным злодеям»:
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Александр Сергеевич называет «увенчанного злодея» «ужасом мира», «стыдом природы», «упреком… богу на земле».
Завершает стихотворение размышление о том, что же необходимо для справедливого и долгого царствования, для счастья народа. Пушкин приходит к выводу, что это — сочетание свободы и Закона:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой, —
призывает поэт всех «тиранов мира».
А вот другое вольнолюбивое стихотворение — послание «К Чаадаеву», передовому человеку того времени. Пушкин обращается к нему не только как к другу, близкому человеку. Поэт называет его «товарищем», то есть соратником, единомышленником. Начало стихотворения связано со столкновением Пушкина с реальной действительностью после окончания лицея:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
Далее возникает два образа: «Отчизна» и «власть роковая», противопоставленные друг другу. Появляются архаизмы («внемлем», «упованья», «воспрянет»), политическая лексика («власть», «самовластье», «угнетение»). Все это соответствует высокому пафосу политического послания.
Таким образом, стихотворение превращается из дружеского послания в политическое.
Автор выражает уверенность в том, что «минута вольности святой» обязательно наступит. Слово «звезда» в политической лексике того периода символизировало революцию, а восход звезды — победу дела освобождения. Пушкин верит, что
…взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Таким образом, стихотворение проникнуто оптимизмом, боевым революционным духом и пламенным патриотизмом.
Антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи той эпохи отразились в стихотворении «Деревня», написанном в 1819 году. Первая часть этого произведения посвящена изображению деревенской природы в светлом, спокойном и радостном тоне.
Автор описывает «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья» в духе сельской сентиментальной идиллии:
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты…
Для Пушкина характерен детально выписанный пейзаж. Все привлекает внимание поэта: и «темный сад с его прохладой и цветами», и «луг, уставленный душистыми скирдами», и «светлые ручьи»…
Что же делает лирический герой в деревне, «на лоне счастья и забвенья»?
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить… —
говорит поэт. Он посвящает свободное время тому занятию, которому не мог предаться «среди роскошных пиров», «забав» и «заблуждений», — размышлению.
Но во второй части ритм и характер стиха резко меняется. Автор говорит о том, что на фоне такой прекрасной природы, «цветущих нив и гор», «следов довольства и труда», крестьяне живут в ужасных условиях:
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
«Барство дикое» жестоко притесняет «рабство тощее». Это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян.
Таким образом, стихотворение «Деревня» построено по принципу резкого противопоставления (антитезы). Завершается оно риторическим вопросом:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В этом четверостишии — надежда поэта на наступление «минуты вольности святой», причем не в результате революции, а по инициативе сверху («по манию царя»).
В «вольных стихах» Пушкина прослеживается его творческая эволюция, отражающая смену литературных направлений XVIII — начала XIX веков. Ода «Вольность» написана в духе революционного радищевского классицизма; «Деревня», начатая в духе карамзинского сентиментализма, во второй части также приобретает черты «революционной чувствительности» Радищева. Послание «К Чаадаеву» — ярчайший образец зарождавшегося в русской литературе революционного романтизма.
Эти три стихотворения зачинают политическую лирику декабристов.
Восстание 1825 года — переломный момент для свободолюбивого творчества Пушкина. Казнены пятеро «заговорщиков», другие участники восстания, близкие поэту люди, сосланы в Сибирь. Эта трагедия заставила Александра Сергеевича переосмыслить свое отношение ко многим проблемам.
Пушкинская лирика последекабрьского периода наполняется новым, философским содержанием. Но поэт остается верен идеалам декабристов, и яркий пример тому — стихотворение «Во глубине сибирских руд…» Это дружеское послание, обращенное к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний.
Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить «гордое терпенье», уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Поэт верит, что «придет желанная пора» и «скорбный труд и дум высокое стремленье» еще сыграют свою роль в освобождении народа: борьба будет продолжена. Стихотворение наполнено оптимизмом и верой в победу идеала свободы:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Но ни трагедия 1825 года, ни николаевская реакция не сломили надежды поэта на то, что народ освободится, наконец, от «оков тяжких» рабства.
В стихотворении «Арион» Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы («пловцы») все время старались плыть не туда, куда их несли волны, то есть жизнь; они пытались грести, куда им хотелось, часто против течения. «Вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный…» — произошло декабрьское восстание, и в результате — «погиб и кормщик, и пловец». Спасся только «таинственный певец», который не пытался плыть против течения; он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на берег. Он пел, «беспечной веры полн», и «вихорь шумный» не погубил его.
Многие погибли, но поэт остался жив и поет «гимны прежние», храня верность декабристам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.
Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 году, — еще одно произведение, посвященное теме свободы. Оно направлено против тирании, самовластья и деспотизма. Гармония, царящая в природе, противопоставлена дисгармонии в человеческом обществе.
Дерево ядовито, и ничто живое в природе не смеет приближаться к нему: «К нему и птица не летит, и тигр нейдет…» Анчар «один во всей вселенной». Но «владыка» нарушает закон, установленный самой природой, — запрет приближения к дереву, несущему смерть:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…
Это пример настоящей тирании. Самое страшное, когда у человека нет права выбора, когда его свобода подавляется и человек умирает по воле другого. Страшно и то, что князь и, главное, слуга считают такое положение вещей естественным.
Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, и тот «послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». Он приносит своему «непобедимому владыке» яд и умирает у его ног, но князю безразлична судьба «бедного раба». А зло, существующее в природе лишь как угроза, получает возможность осуществления:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Таким образом, философское стихотворение «Анчар» пронизано мрачным настроением. Автор рисует трагические последствия отсутствия свободы: неограниченная власть человека над человеком приводит не только к гибели «бедного раба», но и приносит горе соседним народам.
Окончательное утверждение своей верности идеалу «вольности святой», подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществил в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Своим высшим достижением поэт считает то, что своей лирой он «пробуждал» «чувства добрые» и, главное, что в свой «жестокий век» «восславил… Свободу».
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык, —
утверждает автор, и он прав, ведь идеалы свободы близки и понятны всем. Никакие неудачи и трагедии не смогли сломить в Пушкине веру в высокие идеалы декабристов, прежде всего, в идеал Свободы.