Прелюдия Бах (Зарубежные композиторы)
Прелюдия и фуга до минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”
Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома (по 24 прелюдии и фуги в каждом). Произведение это получило название “Хорошо темперированный клавир”.
Количество пьес было не случайным. Бах писал для клавира новой в то время конструкции. Клавиатура этого инструмента была поделена на равные интервалы – полутоны, то есть равномерно темперирована.
Октава стала вмещать 12 равных
Это дало возможность образовать 12 мажорных и 32 минорных тональностей. Бах поставил себе целью практически доказать, что в равномерно-темперированном строе все 24 тональности равноправны и звучат одинаково хорошо. Он доказал это дважды, написав 48 прелюдий и фуг во всех тональностях мажора и минора (До Баха применялись тональности лишь с небольшим количеством ключевых знаков.
Причина заключалась в неравномерной темперации строя инструментов. Октава делилась не на равные интервалы, тональности со многими знаками звучали фальшиво. Это сильно ограничивало возможности исполнения, стесняло
Прелюдия и фуга вместе составляют двухчастный полифонический цикл. Подобно танцам сюиты прелюдия и фуга в большинстве случаев контрастны между собою. Многим баховским прелюдиям присущ импровизационный характер, их построение не связано со строгими закономерностями. Нередко в них ярко выражена аккордовая, гомофонная основа.
Фуга же представляет собою строго полифоническое произведение. В то же время как и сюиту, прелюдию и фугу объединяет не только общая тональность, но и очень тонкие внутренние связи, различные в каждом отдельном случае.
Таковы, например, прелюдия и фуга до минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.
Прелюдию отличает четкий и энергичный ритм. Быстрый темп и единообразная фактура шестнадцатые) придают музыке большую оживленность и подвижность. Именно такой непрерывно текучий характер движения присущ прелюдиям полифонического склада.
Во второй половине прелюдии подчеркнуто четкое движение сменяется широким “разбегом” арпеджированных пассажей. Затем движение останавливается – следует короткий эпизод (всего один такт), напоминающий речитативное соло в вокальном произведении. Он вносит в прелюдию момент размышления, раздумья. Выразительные интонации, остановки в движении окрашивают музыку в патетические тона, придают высказыванию большую значительность.
Это как бы мудрое “слово” от автора – кульминация прелюдии. Затем следует небольшое заключение. Арпеджированные пассажи постепенно теряют свою Напористость, чему способствует и выдержанный бас до.
Последний звук прелюдии – мажорная терция – окрашивает заключение в просветленные тона (Во времена Баха мажорное трезвучие воспринималось как более устойчивое, чем минорное.).
Энергичная и оживленная фуга имеет заметное сходство с прелюдией. Слово “фуга” на латинском языке означает “бег”. В музыке фуга – это сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.
В основе большинства фуг лежит одна тема. Значительно реже встречаются двойные и тройные фуги – с двумя и тремя темами. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. Как в инвенциях и “симфониях”, тема фуги является тем “зерном”, из которого вырастает все произведение.
В зависимости от числа голосов фуга может быть двухголосной, трехголосной, четырех – или пятиголосной.
Фуга до минор трехголосна. Названия голосов фуги те же, что и названия голосов в хоре: сопрано, альт, бас. Фуга начинается с одноголосного изложения темы средним (альтовым) голосом в основной тональности.
Троекратное проведение основного мелодического оборота, более умеренный, чем в прелюдии, темп, некоторая танцевальность ритма, изящество и грациозность делают ее особенно рельефной и хорошо запоминающейся.
Второе проведение поручено верхнему (сопрановому) голосу в доминантовой тональности соль минор. Здесь тема получает название “ответа” или “спутника”.
После небольшой двутактной интермедии, построенной на основном мелодическом обороте темы, она звучит в третий раз – в басу. Поочередное изложение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги – ее экспозицию (“Экспозиция” в переводе с латинского языка означает “изложение”.) .
Вторая двутактная интермедия соединяет экспозицию со средним разделом фуги – разработкой. Разработка начинается в ми-бемоль мажоре – тональности, параллельной до минору. Мажор окрашивает музыку в светлые тона. В разработке тема проходит в различных тональностях.
Активизируется движение и в интермедиях.
С возвращением основной тональности наступает третий раздел фуги – реприза (“реприза” в переводе с французского языка – “возобновление”, “повторение”.). Тема звучит здесь только в основной тональности. Ее появление далее в самом низком регистре придает звучанию особую значительность и воспринимается как кульминация фуги. Бас удваивается в октаву, что придает музыке мощность органного звучания.
Постепенно движение успокаивается. Завершает фугу мажорный аккорд, который после драматической кульминации звучит особенно просветленно.
Различный характер прелюдии и фуги не мешает воспринимать их как две части одного цикла. Помимо единой тональности этому способствует активность движения в обеих пьесах, одинаковое местоположение и драматический характер кульминаций и, наконец, родственность “затухающих” просветленных заключений.