Предыстория акмеизма и поэтика акмеизма

Пожалуй, ни одно литературное направление, из объявивших о себе в громком XX столетии, не провоцировало читателей и исследователей на такое количество недоуменных вопросов, как акмеизм. Почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной? Как эта беспомощная теория соотносится с замечательными произведениями поэтов-акмеистов?

Кто из числа стихотворцев, группировавшихся вокруг Николая Гумилева и Сергея Городецкого, был настоящим, подлинным акмеистом, а кто – случайным попутчиком? И, наконец, – самый главный

вопрос, тесно связанный со всеми предыдущими: стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе или, может быть, правильнее считать его нежизнеспособным ” тепличным растением, выращенным под стеклянным колпаком литературного кружка”, “выдумкой” (В. Я. Брюсов)2, не помогающей, а, напротив,- мешающей нам читать и понимать стихи Мандельштама, Ахматовой, Гумилева?

Чтобы ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов, необходимо вкратце изложить историю акмеизма: от его почти никем не замеченного рождения до его почти никем не оплаканной смерти.

В начале февраля 1906 года Николай Гумилев

получил ободряющее письмо от мэтра символизма Валерия Брюсова, приглашающее молодого поэта к сотрудничеству в лучшем символистском журнале “Весы”. 17 февраля этого же года другой символист, Иннокентий Анненский вручил Гумилеву свою только что вышедшую “Книгу отражений” со следующей дарственной надписью: “…И мой закат холодно-дынный с отрадой смотрит на зарю”. Спустя почти три года, 26 ноября 1908 года, пользующийся уже достаточно широкой известностью в узких литературных кругах Николай Гумилев впервые попал на знаменитую “башню” Вячеслава Иванова.

Именно эти три события, а также спровоцировавшие их обстоятельства, многое предопределили в будущей истории акмеизма. У Анненского Гумилев учился относиться к поэзии как к волшебному таинству:

Десяток фраз, пленительных и странных, Как бы случайно уроня, Он вбрасывал в пространство безымянных Мечтаний – слабого меня.

Так вспоминал Гумилев свои встречи с Учителем в стихотворении “Памяти Анненского”. У Брюсова Гумилев учился относиться к поэзии как к трудоемкому ремеслу, “…у Вас, может быть, найдется время и желание написать мне письмо вроде одного из прошлогодних, где на примере моих же стихов. Вы укажете мне, на какие приемы письма я должен обратить особое внимание и какие недостатки уничтожить”.

С такой, весьма характерной, просьбой обращался юный Гумилев ко второму своему Учителю4.

И, наконец, у Вячеслава Иванова Гумилев учился относиться к поэзии как к трудоемкому ремеслу, которое оттачивается путем совместного чтения постоянно встречающимися поэтами вслух своих стихов, с обязательным их дальнейшим обсуждением. “Ученики приходили к мэтру, подобие литературных семинаров непроизвольно возникало из просмотра нового стихотворного сборника, из обсуждения новой театральной постановки. Каждый вечер студенты Модест Гофман, Измайлов, изредка Гумилев, Ахматова… Щедрость Вячеслава Ивановича Иванова в выслушивании и углублении чужого творчества была изумительна”. Так зародились “литературные семинары”, проходившие на дому у Вячеслава Иванова – третьего Учителя Гумилева.

Впоследствии эти “литературные семинары” переросли в заседания Поэтической Академии, которые Гумилев усердно посещал (наряду с Ахматовой и Мандельштамом).

К 1911 году Гумилев не только в полной мере овладел уникальным опытом ученичества у самых изощренных поэтов современной ему России, но и почувствовал настоятельную необходимость передать свой опыт стихотворцам более молодого поколения. Важным событием в его жизни стала встреча с поэтом Сергеем Городецким – бывшим “питомцем” Вячеслава Иванова, который также почувствовал себя в силах учить молодых искусству стихотворного слова. 20 октября 1911 года состоялось первое собрание организованного Гумилевым и Городецким “Цеха поэтов”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Предыстория акмеизма и поэтика акмеизма