Предыстория акмеизма и поэтика акмеизма
Пожалуй, ни одно литературное направление, из объявивших о себе в громком XX столетии, не провоцировало читателей и исследователей на такое количество недоуменных вопросов, как акмеизм. Почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной? Как эта беспомощная теория соотносится с замечательными произведениями поэтов-акмеистов?
Кто из числа стихотворцев, группировавшихся вокруг Николая Гумилева и Сергея Городецкого, был настоящим, подлинным акмеистом, а кто – случайным попутчиком? И, наконец, – самый главный
Чтобы ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов, необходимо вкратце изложить историю акмеизма: от его почти никем не замеченного рождения до его почти никем не оплаканной смерти.
В начале февраля 1906 года Николай Гумилев
Именно эти три события, а также спровоцировавшие их обстоятельства, многое предопределили в будущей истории акмеизма. У Анненского Гумилев учился относиться к поэзии как к волшебному таинству:
Десяток фраз, пленительных и странных, Как бы случайно уроня, Он вбрасывал в пространство безымянных Мечтаний – слабого меня.
Так вспоминал Гумилев свои встречи с Учителем в стихотворении “Памяти Анненского”. У Брюсова Гумилев учился относиться к поэзии как к трудоемкому ремеслу, “…у Вас, может быть, найдется время и желание написать мне письмо вроде одного из прошлогодних, где на примере моих же стихов. Вы укажете мне, на какие приемы письма я должен обратить особое внимание и какие недостатки уничтожить”.
С такой, весьма характерной, просьбой обращался юный Гумилев ко второму своему Учителю4.
И, наконец, у Вячеслава Иванова Гумилев учился относиться к поэзии как к трудоемкому ремеслу, которое оттачивается путем совместного чтения постоянно встречающимися поэтами вслух своих стихов, с обязательным их дальнейшим обсуждением. “Ученики приходили к мэтру, подобие литературных семинаров непроизвольно возникало из просмотра нового стихотворного сборника, из обсуждения новой театральной постановки. Каждый вечер студенты Модест Гофман, Измайлов, изредка Гумилев, Ахматова… Щедрость Вячеслава Ивановича Иванова в выслушивании и углублении чужого творчества была изумительна”. Так зародились “литературные семинары”, проходившие на дому у Вячеслава Иванова – третьего Учителя Гумилева.
Впоследствии эти “литературные семинары” переросли в заседания Поэтической Академии, которые Гумилев усердно посещал (наряду с Ахматовой и Мандельштамом).
К 1911 году Гумилев не только в полной мере овладел уникальным опытом ученичества у самых изощренных поэтов современной ему России, но и почувствовал настоятельную необходимость передать свой опыт стихотворцам более молодого поколения. Важным событием в его жизни стала встреча с поэтом Сергеем Городецким – бывшим “питомцем” Вячеслава Иванова, который также почувствовал себя в силах учить молодых искусству стихотворного слова. 20 октября 1911 года состоялось первое собрание организованного Гумилевым и Городецким “Цеха поэтов”.