Предреволюционная поэзия В. Маяковского



Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

В. Маяковский

В. Маяковский принадлежит к удивительной плеяде величайших поэтов XX века, среди которых были и А. Блок, и С. Есенин. Именно Маяковского с его смелыми, решительными, призывающими к действию стихами называют “певцом революции”, но он как поэт сформировался еще до октябрьских событий, и поэзия, созданная им до революции, не менее интересна и значительна, чем послереволюционная.

А выНоктюрн сыгратьМогли быНа флейте водосточных труб?

Становление Маяковского как поэта началось в 1910 году с его сближения с футуристами. Футуристическая эстетика на первых порах наложила отпечаток на произведения молодого поэта – в них много бравады, откровенного эпатажа, нарочитого словесного экспериментаторства.

Все вы на бабочку поэтиного сердцаВзгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь.

И все же даже в ранних стихах Маяковского нет культа “самоценного Слова”, который декларировали футуристы и сам Маяковский:

“Цель поэта – слова”. Можно сказать, что эксперименты раннего творчества поэта – это поиски новых выразительных средств для передачи авторских мыслей, чувств, изображения самой жизни.

Я одинок, как последний глазУ идущего к слепым человека!

Уже в ранних стихах проявляется талант молодого поэта: жизненная наблюдательность, творческая власть над словом. В произведениях, написанных в этот период, выражено острое чувство тревоги, охватившей душу человека в капиталистическом городе (цикл “Я”, “Из улицы в улицу”, “Адище города”), звучит ощущение трагического одиночества, чуждое футуристам, воспевающим грохот и динамику городских улиц.

Адище города окна разбилиНа крохотные, сосущие светами адки. Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, Над самым ухом взрывая гудки.

В последующие годы в творчестве поэта нарастают не только трагические мотивы, но прежде всего чувство ненависти и гнева, протеста против существующей реальности, что наиболее ярко проявилось в поэме “Облако в штанах”, которую Маяковский считал программным произведением своего предреволюционного творчества.

Я, Златоустейший, Чье каждое словоДушу новородит, Именинит тело, Говорю вам:Мельчайшая пылинка живогоЦеннее всего, что я сделаю и сделал!

Поэма “Облако в штанах” явилась вершиной его романтической поэзии, в ней звучит и глубокая вера в человека, в его творческие возможности.

Я знаю – Солнце померкло б, увидевНаших душ золотые россыпи!

О раннем Маяковском Горький сказал: “Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Большой поэт…”

Важное место в творчестве Маяковского 1914-тысяча девятисот семнадцатого гг. занимают произведения, выражающие его активный протест против империалистической войны, ее ужасов и бессмысленности. Несмотря на это, еще сильнее в стихотворениях поэта звучит надежда на приход нового “свободного человека”.

В сатирических произведениях этого периода поэт беспощадно обличает ненавистный ему мир “жирных”, неправедных судей и продажных критиков (“Гимн обеду”, “Гимн критику, “Гимн судье”).

Таким образом, творческий путь Маяковского, приведший его к восторженному приятию революции тысяча девятисот семнадцатого года, был сложным и интересным. В истории поэзии творчество Маяковского стало поворотным пунктом к новому направлению – социалистическому реализму.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Предреволюционная поэзия В. Маяковского