Правдивая неправда (Философская сущность сказки)
Сказка ложь, да в пей намек,
добрым молодцам урок.
Когда кому-то не верят, от него отмахиваются: “Не рассказывай сказки!” Вот и получается, что словом “сказка” мы обозначаем неправду, ложь. Но дети так часто просят: “Расскажи сказку!” Да и взрослые зачастую, несколько стесняясь, с удовольствием слушают или смотрят по телевизору сказки.
В чем же секрет сладкой лжи в этих историях, которые испокон веков привлекают людей? Всем известно, что нет на свете чуда-юда, молодильных яблок, драконов и джиннов. А все же, а если?..
И самый большой скептик душой и сердцем погружается в мир сказки.
В каждой выдумке своя правда, в каждой нелепице свой смысл. Сказка вышла из мифа, ложь – искаженная правда. Миф – это теория познания мира, поиск ответа на вопросы, философия в форме аллегории. “Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” – это, в конце концов, главный принцип любого исследования.
Тысячи лет назад сказки начали путешествовать во времени и пространстве, утрачивая какие-то детали, обретая новые. Бытует утверждение, что цель сказки – развлекательность.
Знает, что произойдет. Не знает только одного: как произойдет? Отчасти поэтому сказка никогда не стареет, никогда не приедается.
Народную песню полагается выучить слово в слово и так же передать дальше. Сказку, как бы хорошо она ни была известна, каждый раз рассказывают заново. Голосом, жестом, подпевая, пританцовывая, рассказчик оживляет события.
И с каждым новым рассказчиком сказка приобретает новое звучание.
Нам не надоедает смотреть в разных театрах одно и то же произведение. Естественно, ведь разные режиссеры с разными театральными коллективами “прочитывают” одну и ту же пьесу по-разному. Так и со сказкой.
Однако сказка зависит не только от театральных способностей рассказчика Даже тогда, когда мы ее читаем самостоятельно, она звучит по-разному в зависимости от нашего возраста, настроения, состояния души и тела.
Сказка с ее мудростью не принадлежит одному человеку и не принадлежит одному народу. Она не знает границ во времени и не знает границ между странами и языками. Сказка всегда нравственна, ее дидактика не выпячивается в назидание, она учит в игре.
Логика сказки через призму истории кажется логикой шиворот-навыворот. Но это не так. Сказка – мечта, явное или тайное желание, идеал совершенной жизни. И даже если этот идеал в трактовке сказки – богатство или красивая жена, не важно!
Смелость, находчивость, чистота души всегда окажутся выше всякого идеала. Поэтому к сказке тянутся взрослые и дети, старые и молодые. Особенно если они не перекормлены точной и односторонней информацией.
Очевидно, все же человек не столь рациональное и скептическое существо, каким его часто хотят представить и каким пытаются воспитать.
Related posts:
- Определение: Что такое Сказки? Сказки – это популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов. Рассказчики и слушатели сказок были выходцами из народа. Сказки передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Сказки подразделяются на несколько видов: сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных обычно изображают комические ситуации, где высмеиваются человеческие пороки. Волшебные […]...
- Философская проблематика сказки А. Экзюпери “Маленький принц” Сент-Экзюпери написал печальную сказку “Маленький принц” для детей и взрослых. Экзюпери не любит наставлений, как не любят их все дети. Но, рассказывая историю Маленького принца, он вместе со своим героем убеждает читателя в простых и мудрых истинах. Маленький мальчик познает мир. И при этом сталкивается с разными существами – беззащитной и капризной Розой, напыщенным Королем, […]...
- Сказки Гаршин (Детские народные сказки) Всеволод Михайлович Гаршин придал сказкам особенный смысл. Его сказки не похожи ни на какие другие. К ним более всего применимы слова: “гражданская исповедь”. Сказки так близки строю мыслей и чувств самого писателя, что как бы стали его гражданской исповедью перед читателями. Писатель высказывает в них свои самые сокровенные мысли. Безвременная гибель революционеров отозвалась в сердце […]...
- Определение и классификация сказки Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит “строгодостоверному” фольклорному повествованию. 2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной, либо создает дидактическое произведение, на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной. Слово “сказка” засвидетельствовано […]...
- Смысл названия сказки Андерсена “Снежная королева” Прочитав сказку Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, я задумался: “Почему она так называется?” Думаю, что она так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга. Если бы сказка называлась […]...
- Аленький цветочек Аксаков. Сказки Даля (Детские народные сказки) “Аленький цветочек” Сергея Тимофеевича Аксакова соприкасается со сказками Пушкина в мысли об облагораживающей силе духовной стойкости человека перед лицом испытаний. Околдованного королевича – лесного зверя спасла девичья любовь. Не безобразное чудище, а молодой прекрасный принц в золототканых одеждах предстал перед девицей, его полюбившей. На ее месте были и другие, но только она одна оценила добрую […]...
- Фантастические сказки и обыденные истории. (Детские народные сказки) Как бы различны ни были все эти фантастические сказки и “обыденные истории”, всем им свойственно одно общее направление. Все они и по мысли, и по природе своей поэтики полемичны по отношению к “взрослой” шкале ценностей. Они обязательно противопоставляют свое эмоциональное богатство-богатство детства!- бедности взрослой “богатой жизни”. И как бы различны ни были в них образы […]...
- Сочинения: Экзюпери А. Маленький принц Философская проблематика повести-сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Философская проблематика повести-сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания […]...
- Сказки Михайлова (Детские народные сказки) Демократическая педагогика направлением своих усилий сомкнулась с литературой революционного движения 60-х-70-х годов. Писатель Михаил Ларионович Михайлов был участником освободительной борьбы. Его мужеством восхищался Некрасов: царское правительство сослало Михайлова на каторгу за распространение прокламации “К молодому поколению”. Писатель написал несколько сказок, в которых выражены мысли, волновавшие его как революционера. Кому не известен сюжет “Теремка”, но сказка […]...
- Волшебный мир литературной сказки Вы познакомились с фольклорными сказками, которые созданы коллективной фантазией. Вместе с тем в мировой литературе есть много сказок, авторами которых были писатели. Вы уже знаете имена таких сказочников, как Ш. Перро, братья Гримм, Х. К. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, А. Пушкин, П. Ершов, Дж. Р. Киплинг, О. Уайльд, К. Чуковский, С. Маршак. Фольклорная сказка […]...
- Сочинение на тему Почему люблю сказки? Давайте вспомним наши первые истории, которые мы конечно же очень любили и в детстве и любим даже сейчас. Это сказки. Каждая сказка нас обязательно чему либо учит. Мы понимаем на примере героев как можно поступать и как поступать не стоит. Не важно как ты выглядишь, во что одет. Мальчик ты или девочка. Сказка пришла к […]...
- Сказки Гарина-Михайловского и Телешова (Детские народные сказки) Писатели конца XIX – начала XX века чаще и охотнее стали обращаться к разработке иноземных сказочных сюжетов. Русские писатели всегда глядели на жизнь и быт других народов глазами собственного народа. Это в полной мере выразилось и в превосходных сказках Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В 1898 году Гарин совершил кругосветное путешествие, побывал во многих странах, в том […]...
- Что за прелесть эти сказки “Что за прелесть эти сказки!” Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными… Недаром известная русская пословица гласит: “сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества […]...
- Докучные, шуточные, веселые русские сказки (Детские народные сказки) После того, как мы познакомились со сказками о животных, волшебными и социально-бытовыми сказками, необходимо вспомнить еще об одном их виде. Речь пойдет о докучных сказках. Это шуточные, веселые сказки. Создавались они для того, чтобы отбиться от слишком уж настойчивых любителей сказок, досаждавших исполнителям бесконечными просьбами рассказать сказки. Среди таких любителей были и взрослые, и дети. […]...
- Сказки Мамин-Сибиряк (Детские народные сказки) К исходу XIX века казалось, что гений и талант предшествующих писателей исчерпали возможности дальнейшего развития литературной сказки, но жизнь подсказала новые темы, новые образы, новый стиль. Новизной оказались затронуты все стороны художественного творчества, но у разных писателей в разной степени и в разное время. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк вошел в сказочную литературу книгой, полной очарования и […]...
- Городок в табакерке Одоевский (Детские народные сказки) Писатель Владимир Федорович Одоевский, “дедушка Ириней”, в сказке “Городок в табакерке” воссоздал иной быт и иную жизнь по сравнению с другими писателями. Современник Крылова и Жуковского, декабристов и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Одоевский одним из первых стал писать сказки для детей. Тогда это было еще очень большой редкостью. Одоевский изобразил жизненный быт, близкий пониманию благовоспитанного […]...
- Сказки Л. Н. Толстой (Детские народные сказки) Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он Писал их для “Азбуки” и “Русских книг для чтения”. Книги предназначались для школ. Тут много сказок, взятых из фольклора и пересказанных писателем, но есть и собственные сказки писателя. Позднее Лев Толстой писал […]...
- Сказки народов мира Народная сказка – один из самых популярных и любимых жанров в фольклоре народов мира. В огромной сокровищнице сказок народов мира так же, как и в русских народных сказках, различают сказки о животных (“Крашеный шакал”), волшебные сказки (“Госпожа Метелица”, “Волшебное кольцо”) и бытовые сказки (“Сказка о мудром ишаке”). Основные сказочные события являются свидетельством борьбы добра и […]...
- Сказки А. М. Горький (Детские народные сказки) Творчеством Алексея Максимовича Горького ознаменовано наступление нового этапа в развитии сказки. Писатель завершил традиции предшествующей литературы и вместе с тем стал зачинателем нового искусства. С острым ощущением всего прекрасного в мире, с радостным ощущением своего призвания бороться против тех, кто мешает людям быть счастливыми, вступил Горький в литературу и всегда оставался верен этому призванию. И […]...
- Сказки Ершова и Жуковского (Детские народные сказки) Склад народной сказки, – усвоенной литературой благодаря Пушкину, с новым блеском воплотил молодой поэт, почти мальчик, студент Петр Павлович Ершов. В сказке “Конек-горбунок” он подражал своему великому современнику. “Пушки с пристани палят”,- сказано у Пушкина. “Пушки с крепости палят”,- писал Ершов. “Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда?”- Вопрошает Салтан корабельщиков. “Путь-дорога, господа! Вы откуда […]...
- Социально-бытовые русские сказки (Детские народные сказки) Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат… Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему […]...
- Сказки Салтыков-Щедрин (Детские народные сказки) На вершину политической публицистики поднял сказку великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Жил помещик, рассказывает он, тело имел “мягкое, белое и рассыпчатое”; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов, и стал опасаться помещик, что много мужиков развелось. А вдруг они все добро его съедят. И стал помещик “стараться” […]...
- Традиционные русские мотивы в сказках Пушкина на примере “Сказки о Золотом Петушке” Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудреной историей и серьезно-веселой моралью. Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается […]...
- Сочинение на тему: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ I вариант В очень умной и веселой стране Морфологии жил Глагол. Никогда не сидел без дела: читал, писал, веселил, подбадривая друзей. Его любили все части речи. Особенно Существительное, Наречие, Местоимение, Числительное. Они любили вместе обсуждать разные проблемы, думали о будущем. У Глагола было две дочери – Причастие и Деепричастие. Первая, совсем как отец, […]...
- Анализ сказки “Спящая царевна” Сказка созданная Жуковским похожа на народную сказку, как названием, так и сюжетом. Она написана таким образом, что когда ее читаешь, складывается ощущение, что ее рассказывает сказочник (повествование сказки идет от третьего лица). Рифма самой сказки простая, текст легкий для читателя и для восприятия. В сказки автор рисует нам в полнее реальные картины, но в ней […]...
- Мое впечатление от сказки Г. К. Андерсена “Снежная королева” Я вообще люблю сказки, а здесь в одной сразу несколько – и все разные. Вот волшебная сказка о злом тролле, который со своими приспешниками создал то страшное зеркало, которое потом разрушило не одно человеческая жизнь. А рядом бытовая сказка о мальчике и девочке, которым через их бедность не было места на земле проиграться. И их […]...
- Русские сказки о животных (Детские народные сказки) В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду и т. д. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля, зеленые леса… В […]...
- Сказки Гайдар и Паустовский (Детские народные сказки) Другой писатель нашего времени Аркадий Петрович Гайдар, кроме сказки о Мальчише-Кибальчише, подарил ребятам еще одну сказку – о горячем камне. Жизнь писателя от юношеских лет, когда он сражался с белогвардейцами, до гибели в еще совсем молодом возрасте на фронте в Великую Отечественную войну была пламенным горением. Герой сказки Гайдара первоклассник Ивашка Кудряшкин нашел волшебный камень […]...
- Сочинение “Русские народные сказки” или “Русская сказка” Сочинение “Русские народные сказки” или “Русская сказка” Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка – кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора. В сказочной форме нам рассказывают о важных вещах. Например, в сказках о животных звери действуют как люди. Хитрая лиса обманывает серого волка и […]...
- В КОЛЫБЕЛЬКЕ У СКАЗКИ В КОЛЫБЕЛЬКЕ У СКАЗКИ Сама по себе сказка, разумеется, появилась давным-давно, задолго до литературы. И кто придумал первую сказку – узнать уже невозможно. Зато совершенно точно известно, кто превратил обыкновенную народную сказку в сказку литературную: оформленную по всем законам новеллистического жанра, снабженную моралью и нравоучением, отмытую от многовековых фольклорных напластований и подретушированную согласно авторскому видению […]...
- Что такое сказка определение (Детские народные сказки) Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма! А. С. Пушкин НАШИ СКАЗКИ Дорогие ребята! У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. На протяжении веков русский народ также создавал бесценные памятники искусства слова: былины, сказки, […]...
- Скандинавские сказки (Детские народные сказки) В лисьей норе все “по-настоящему”. Папаша Лис сидит в настоящем кресле” – перевернутой старой (видно, выброшенной на помойку) детской коляске, кашу едят из консервных банок, столик сделан из дощечек, прибитых к пню… Помнится, все это уже было когда-то, в детстве, когда мы играли в “дочки-матери” и шалаше. И “живого” человечка мелом на заборе – “точка-точка-запятая!” […]...
- Сочинение на тему: “Анализ сказки “Дурак” Салтыкова-Щедрина” Сказка. Этот жанр использовал в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно сказка помогает автору показать реальность такой, какая она есть. Начиная читать произведения этого писателя, мы узнаем в них привычные для нас сказки. Используемые речевые обороты (“жили-были”, “долго ли коротко ли”, ” в некотором царстве”) и традиционные русские герои (Иванушка-дурачок) сближают произведения Салтыкова-Щедрина с фольклором. […]...
- Сказки писателя Вильгельма Гауфа (Детские народные сказки) Вильгельм Гауф был руководителем буршей в Тюбингене. Все любили его за красноречие и остроумие. Ни одно из студенческих развлечений не обходилось без его участия: дальние экскурсии, загородные прогулки, катание на санках, танцевальные вечера, дружеские застолья, ночные серенады. Неистощимый выдумщик, он затевает проказы, которые никому не приходят в голову, кроме него. Члены его компании называли себя […]...
- Понятие и сущность сознания Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией как у животных, а приобретаемыми только через общение с другими людьми […]...
- Краткое содержание сказки Андерсена “Бузинная матушка” Мама собралась поить простудившегося сына бузиновым чаем. В гости заглянул старичок, у которого всегда была наготове сказка. Когда к старичку вдруг “пришла” сказка, из-под крышки чайника показались ветки бузины, а из них улыбалась ласковая старушка – Бузинная матушка (Дриада). Старичок рассказал про бузинный куст в углу дворика в Новой слободке, под которым вспоминают молодость старый […]...
- Черная курица Погорельский сказки Ушинского (Детские народные сказки) Большая сказочная повесть о Черной курице переносит нас в старинный Петербург, в пансион, в его дортуары-спальни, к строгим учителям. Автор сказки Алексей Алексеевич Перовский, писавший под литературным именем Антония Погорельского, обнаружил много знания жизни маленьких рыцарей, церемоний их королевского двора. Подземное королевство живет по своим законам – здесь честно и верно служат истине. Волшебный мир […]...
- Сказки Бианки и Нагишкин (Детские народные сказки) Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке “Сова” поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик – и развелось много […]...
- Волшебные русские сказки (Детские народные сказки) В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный старичище, похищающий женщин – как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга – “костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая – в левый”. […]...
- Сборник “Сказки моей матушки гусыни, или истории прошлых времен с поучениями” В печати сказки Перро стали появляться с 1691 года, а в 1697 году они составили сборник “Истории, или Сказки прошлых времен с поучениями” с подзаголовком: “Сказки моей матушки Гусыни”. Большая их часть, например “Красная шапочка”, “Ослиная кожа”, “Спящая красавица”, “Золушка”, создана по сюжетам французских народных сказок. А вот история “Рике с хохолком” встречается в одном […]...