Прав ли Катаев, утверждающий, что только Гуров (“Дама с собачкой”) может быть поставлен в один рад с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа?
Прав ли В.Б. Катаев, утверждающий, что только Гуров (А.П. Чехов “Дама с собачкой”) может быть поставлен в один рад с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа?
Приступая к написанию сочинения, вспомните, какие образы в литературоведении принято называть “вечными”. Назовите основные отличительные особенности “вечного образа” (содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов, высокая художественная и духовная ценность, общепонятность, непреходящая актуальность и т.д.).
Сделайте вывод
Далее покажите, что Дон Жуан – один из наиболее известных “вечных образов” мировой литературы. На протяжении многих веков он видоизменялся, переходил из одной культурно-исторической среды в другую, становился все сложнее, сохраняя при этом свое смысловое ядро.
Развивая
В качестве примера приведите одноименную поэму Дж. Г. Байрона, в которой рассказывается о похождениях победителя женских сердец, превратившегося в итоге из соблазнителя в соблазняемого. Вспомните Дон Жуана А. С. Пушкина (“Каменный гость”), озорника, обольстителя, но в то же время человека в высшей степени обаятельного, наделенного талантом любви.
Подготовив теоретическую базу исследования, обратитесь к содержанию рассказа А. П. Чехова и проанализируйте “Даму с собачкой” в свете поставленной в задании проблемы.
Установите, что Гуров обладает некоторыми чертами Дон Жуана. Его внешность, его характер, вся его натура манят и привлекают женский пол, герой знает об этом и охотно поддается чарам “низшей расы”. Покажите, что Гуров имел богатый опыт покорения женских сердец, всегда искал новых приключений, располагал женщин в своем любовном списке по особым типам. Одновременно отметьте, что у Гурова есть черты, которые не свойственны горячему духу Дон Жуана: Гуров – филолог, служит в банке, в свободное время играет в карты, читает газеты и т.д.
Продолжите аргументацию.
В итоге вы придете к выводу о том, что обращение к “вечному образу” Дон Жуана не носит в “Даме с собачкой” столь ярко выраженного характера. Гуров воплощает разные стороны другого сквозного для всего творчества А. П. Чехова типа героя – человека слабого, неуверенного, сомневающегося, часто чувствующего себя несостоявшимся как личность.
Это даст вам основание не согласиться с мнением известного литературоведа: автор “Дамы с собачкой” уходит от прямолинейного сопоставления своего персонажа с “вечным образом” в направлении к более скрытой, завуалированной типологической близости Гурова и его знаменитого предшественника.