ПОЗДНЯЯ ПОЭЗИЯ АННЫ АХМАТОВОЙ



В литературу молодая Ахматова вошла как интимно-психологический поэт, который может не просто рассказать о чувствах, но и дать возможность читателю пережить вместе с ней эти чувства. Поздняя поэзия поэтессы сохраняет эту черту, но наполняется новым содержанием, осознанием тесной связи своей судьбы с судьбой народа, своей ответственности перед историей и культурой за все, что происходит в стране. Это оказалось в поэме “Реквием”.

По жанру поэму можно определить как лиро-эпическую, так как в ней личная трагедия осознается как трагедия

всенародная, а всенародная – как личная. Части поэмы были написаны на протяжении 1935-1940 лет под влиянием страшных событий личной жизни: арест мужчины, потом сына. Но очевидно, что сложилась поэма как целостное произведение намного позднее. Об этом свидетельствует и эпиграф, датированный 1961 годом:

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Этот эпиграф раскрывает глубокое осознание связи своей судьбы с народной, как через года личное отступало перед трагедией истории. Название поэмы “Реквием 1935-1940” воспринимается

не как траурная мелодия в память об отдельных людях, а как реквием всем тем страшным годам истории. Не случайная и часть поэмы “Вместо предисловия”, датированная апрелем 1957 г., именно с этих пор начинается “оттепель”, отказ руководства страны от крайних проявлений тоталитаризма.

На вопрос одной из женщин в очереди возле тюрьмы, сможет ли Ахматова описать “это”, поэтесса отвечает: “Могу”. Читатель воспринимает этот ответ в контексте своей предыдущей информации: теперь, в 1957 году, “могу” рассказать не только о себе, а и о народе, который выстрадал, выстоял, победил эти года. Части поэмы “Посвещение” и “Вступление” создают не только эмоциональное расположение духа для восприятия текста поэмы.

Они создают картину всенародного страдания. Поэтесса избегает личного местоимения “я”, вместе с тем выходит “мы”:

Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных пантер.

Дальше из первой к десятой части перед читателем возникает трагедия Человека, Женщины, Матери, которую поэтесса раскрывает через собственную, личную. Множество впечатляющих деталей, оттенков чувства потери близких принуждают читателя пережить вместе с героиней эти страшные события. Части поэмы создавались именно в эти ужасные года – 1935-1940. Возможно, именно стихе и помогли поэтессе выстоять, давали надежду, так как стихи эти раскрывают безграничную одинокость героини.

В последней, десятой части поэмы возникает образ Богоматери, образ вечного материнского страдания. Этот образ не возникает неожиданно. Тема без вины казненных, осужденных: “На губах твоих холод иконки” (ч. І), “И звон кадильный, и следы куда-это в никуда” (ч. V), “О твоем кресте высоком и в смерти говорят” (ч.

VI). Образ Богоматери, эпиграф к последней части предоставляют поэме не только широкого обобщения. Они наполняют поэму новым содержанием.

Потеря их – страшная трагедия, но, как и смерть Христоса, должна возбудить человеческую совесть, так как зло можно преодолеть, так как явится новое понимание человека. Ахматова в это верит. Иначе, как бы могли появиться строки эпилога:

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнут, задумают памятник мне…

Ее пятнадцать лет не печатали, арестовали мужа и сына, она должна была сломаться, но не только не сломалась, но вопреки собственной судьбе верит в победу добра, в торжество справедливости. Жизнь и творчество А. Ахматовой – пример большого мужества поэта, на судьбу которого выпало страшное время. Поэма “Реквием” – яркий этому доказательство.

Вся жизнь Ахматова ощущала себя поэтом, призванным рассказать потомкам о трагической судьбе своего народа. Своя поэтическая обязанность А. Ахматова выполнила.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ПОЗДНЯЯ ПОЭЗИЯ АННЫ АХМАТОВОЙ