Повторение
Учащиеся 9 класса! Повторяйте правила орфографии!
Практикум 7
Употребление Ь после шипящих
1. Правила.
После шипящих Ь употребляется : | Примеры |
1. в именах существительных женского рода 3 склонения. | Речь, тишь, рожь, ночь |
2. в повелительном наклонении глагола. | Назначь, отрежь, съешь, назначьте, съешьте Отрежьте |
3. в неопределенной форме глагола. | Беречь, стричь, беречься |
4. во втором лице единственного числа глаголов Настоящего и прошедшего времени. | Несешь, возишь, бросишь, несешься, бросишься, возишься |
5. в наречиях (кроме уж замуж невтерпеж) | Невмочь, сплошь, навзничь, наотмашь |
6. в частицах | Вишь, лишь, бишь, ишь |
2. Упражнения
1) Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву Ь. Укажите части речи.
Обжеч… кирпич…, подстрич… акацию, береч… горючее, подбереш… факты, составиш… конспект, возьмеш…ся за учение, достанеш…






Related posts:
- Конспект урока на тему “Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание и, у, а после шипящих” Конспект урока на тему “Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание И, у, а после шипящих” Разделительные Ь и Ъ. Цель урока: – повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне; – повторить правило правописания букв и, у, а после шипящих; повторить правило о правописании ъ и ь. -развивать внимание, память, речь уч-ся. […]...
- Повторение орфограмм и пунктограмм, их закрепление в практической работе Цели: повторить изученные в 5, 6 классе орфограммы и пунктограммы; закреплять навыки определения орфограмм в словах, их опознания; учить систематизировать ранее изученный материал; прививать желание качественной работы на уроке; воспитывать осторожное отношение к грибам – дарам природы. Ход урока I. Постановка целей и задач урока Учитель сообщает тему и цели урока. II. Актуализация опорных знаний […]...
- Конспект урока для 8 класса “Повторение изученного материала. Части речи” Тема урока: Повторение изученного материала. Части речи. Цель урока : повторение изученного в 7классе Задачи: -систематизировать знания учащихся о правописании глагола и его форм (причастие и деепричастие), -развивать умения находить причастный и деепричастный обороты, – воспитывать интерес к урокам русского языка. Ход урока I Оргмомент II. Проверка домашнего задания. 1. Лингвистическая разминка. Учение(3) – вот […]...
- Конспект урока геометрии для 8 класса “Вводный урок. Повторение программы 7 класса” Конспект урока для 8 класса “Вводный урок. Повторение программы 7 класса” Учитель: Плотникова Т. В. Предмет: Геометрия Класс: 8 Тема урока: “Вводный урок. Повторение программы 7 класса” Номер урока : 1 урок Тип урока: Урок обобщения, систематизации знаний. Вид урока: Урок-беседа Цель: обобщение и систематизация знаний, усвоенных в рамках курса геометрии в 7 классе. Задачи: […]...
- Тема: Повторение по теме “Морфемика и словообразование” Цели : Обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано “Словообразование”. “Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…” В. Песков. Ход урока. 1. Организационный […]...
- Тема урока. Повторение. Имя существительное Цели: обобщить знания учащихся по теме “Имя существительное”; совершенствовать орфографические навыки написания этой части речи; развивать умение составления связного текста научного и художественного стилей, учитывая их особенности; воспитывать терпимость по отношению друг к другу, чувство единения при выполнении общей задачи. оборудование: карточки с заданиями для групп по трем турам (4); карточки для практического задания (4); […]...
- Повторение слов Ущерб информативной насыщенности речи наносит и повторение слов. Лексические повторы нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами и обычно свидетельствуют о неумении автора четко и канонично сформулировать мысль. Например: Общежитие, в котором студенты живут пять долгих лет своей студенческой жизни. Какой будет эта жизнь зависит от самих жителей общежития. Но может стать и стилистическим приемом, усиливающим выразительность […]...
- Тема урока. Повторение. Простое и сложное предложение Знаки препинания в изученных синтаксических конструкциях Цель: повторить и углубить понятие о синтаксисе и его основных единицах, знаках препинания при обращении, прямой речи и диалоге. оборудование: учебник, учебные тексты. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений. Русский язык чрезвычайно богат, Гибок и живописен для выражения Простых, естественных понятий. В. Г. Белинский ХОД УРОКА […]...
- Тема урока. Повторение темы “Имя прилагательное” Цели: вспомнить правила орфографии по темам “Имя прилагательное”, “Имя существительное”; обучать работе с диктантом-переводом; вырабатывать чутье к языку, способствующее усвоению правил орфографии и пунктуации; обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному краю. Ход урока I. Опрос по домашнему заданию 1. проверка знаний орфограмм Проверка знаний орфограмм по темам “Имя существительное”, “Имя прилагательное” по системе “змейка”. […]...
- Поурочное планирование 3 класс русский язык Русский язык 3 класс 1 четверть УМК “Начальная школа 21 века” Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы………… Цель : развивать умение сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать собственные имена существительные. Ход урока I. Чистописание. П т // Г ч // Н к // Л м // Х ж // Желтые листья // […]...
- Правописание О-Е после шипящих во всех частях речи В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч] [ ш ] [ж] [ щ ] были мягкими. С течением времени Ш и Ж отвердели, а Ч иЩ сохранили свою мягкость, таким образом, разнообразие написаний с буквами ж, ш, щ, ч объясняется историческими чередованиями. 1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно […]...
- Конспект урока по математике “Повторение ключевых тем курса математики начальной школы” 5 класс План-конспект конкурсного урока Организационная информация Учитель: Гудько Юлия Сергеевна Образовательное учреждение – МАОУ СОШ № 3 Предмет – математика Класс – 5а Методическая информация Тема урока: “Повторение ключевых тем курса математики начальной школы” (в форме путешествия по математическим станциям страны знаний) Автор учебника, по которому ведется обучение: Зубарева И. И. Математика. 5 класс: учеб. для […]...
- Тема урока. Итоговое повторение. Предложения с обособленными членами, обращениями, вводными словами Цели: систематизировать и обобщить теоретические сведения по теме урока; совершенствовать правописание, учебно-языковые умения и навыки. оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал. тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений. Ход урока I. Организационный этап II. Мотивация учебной деятельности Законы математики, физики, химии отражают “устройство” окружающего нас мира. а правила орфографии и пунктуации в определенном смысле […]...
- Интересное повторение “Конечно, – пишет В. Белкина, – просмотрев после урока тетради, стихотворных шедевров я не обнаружила. Да и времени для них было мало. Но сама идея оказалась очень эффективной в том плане, что заставила напрячься даже самых беспомощных бездельников: были варианты всего с одной-двумя строчками – Т Арханы… Р Оман ” Герой нашего времени“… На 15 […]...
- Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему “Повторение и обобщение материала по теме “Лексика” Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: “Повторение и обобщение материала по теме “Лексика”. Цели: повторить и обобщить материал по теме “Лексика”; проверить уровень усвоения данной темы перед тематической контрольной работой; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать их языковые умения и навыки; развивать умение использования в устной и письменной речи различных групп слов […]...
- Повторение и обобщение изученного “Я и мир” за семестр Цель: систематизировать и обобщить изученный учениками на протяжении I-го семестра учебный материал, а именно: проверить знания о писателях, содержании их произведений, понятий по теории литературы; развивать память, внимание, логическое мышление, умение аккумулировать собственные знания во время обработок задач, грамотно высказывать собственную мысль, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к литературному слову, его художникам, любви […]...
- Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Повторение правил правописания корней Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. КОРЕНЬ ПРАВИЛО ПРИМЕРЫ 1. Корень с безударной Гласной. Безударную гласную корня надо проверить ударением. Удивительный – диво Примириться – мир 2. Корень с непроверяемой Гласной. Если корень нельзя проверить, то это слово словарное, его правописание надо запомнить. Корзина, вагон, конфета […]...
- Тема урока. Повторение темы “Лексика” Цели: стимулируя прочное усвоение материала, систематизировать сведения по теме; используя инновационный прием (диаграмма Венна), межпредметные связи, развивать логическое мышление учащихся; воспитывать тонкое восприятие окружающего мира, любовь к животным. Оборудование: РМ – заготовка для устного сочинения (на каждую парту). ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос 1) Что такое лексика? 2) […]...
- Конспект урока математики “Повторение. Многочлены и действия над ними” Урок №1 Алгебра, 8 класс Тема : Повторение. Многочлены и действия над ними. Цели: Образовательные: Повторить понятие многочлена и его стандартного вида, повторить действия с многочленами Повысить положительную мотивацию восьмиклассников к учению. Развивающие: Формирование творческого мышления учащихся; Формирование навыков самостоятельной деятельности; Воспитательные: Формирование коммуникативной компетенции; Формирование общей и математической культуры учащихся. Тип урока: урок вводного […]...
- Повторение и обобщение по теме “Непостоянные морфологические признаки глагола” Содержание урока учитель составляет в зависимости от степени подготовки класса. В ход урока можно включить следующие задания. 1. Послушайте предложения. Выпишите из них глаголы и укажите наклонение. 1. Насажу я на крючок хитрую наживку. – Очень хочется поймать золотую рыбку. (М. Львовский) 2. Хоть поверьте, хоть проверьте, Это был чудесный бал! (И. Резник) 3. Но […]...
- Урок английского языка 5 класс “Magic tree” Автор: учитель английского языка Савинова Е. А. Пресноредутская СШ Жамбылский район Северо – Казахстанская область Урок английского языка 5 класс ” Magic Tree “ Цель: – совершенствование лексических и грамматических навыков; Задачи: Автоматизировать употребление лексики по темам “Мой день”, “Цвета”, “Времена года”; Повторить глагол to be. Совершенствование произносительных навыков говорения. – воспитание у учащихся интереса […]...
- ЕГЭ 2015. Задание 11 Выполнение этого задания связано со знанием 1.Спряжения глаголов Если у глагола безударное личное окончание, нужно: а. поставить глагол в неопределенную форму. Например: строите – строить; б. определить, какая гласная стоит перед – ть. Ко II спряжению относятся: а. все глаголы на – ить кроме брить, стелить. ; б. 7 глаголов на – еть: терпеть, вертеть, […]...
- Урок по теме: “Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества (ПОВТОРЕНИЕ)” Дата ______________ Класс_______________ Тема: Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества (ПОВТОРЕНИЕ) Цели урока: Закрепить и повторить такие понятия как “атомная орбиталь”, “s-орбиталь”, “p-орбиталь”, “электронное строение атома”, Периодический закон и Периодическую систему Д. И. Менделеева; закономерности изменения химических элементов в главных подгруппах и периодах от заряда их ядер. Ход урока 1. […]...
- Конспект урока “Разучивание одновременного одношажного хода” 6 Класс Конспект открытого урока по лыжным гонкам Для учащихся 6 классов. Цель: Развитие выносливости, быстроты. Тема урока : Разучивание одновременного одношажного хода. Составитель : учитель физической культуры МБУ СОШ № 71, г. о. Тольятти Задачи: Образовательные Обучение одновременного одношажного хода. Развитие двигательных качеств. Воспитательные: Воспитание координационных способностей. Популяризация лыжного спорта. Воспитание волевых качеств. Оздоровительные: Развитие силы […]...
- Бунин, Помню – долгий зимний вечер… . Какую роль играет повторение слова “позабудь” в ласковых уговорах матери? Бунин, Помню – долгий зимний вечер… . Какую роль играет повторение слова “позабудь” в ласковых уговорах матери? Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который мама поэта так умело украсила воспоминаниями о теплом лете. Сохраните в рассказе те приемы, которые использовал поэт. Рассказ может выглядеть таким образом:”Мама умела превратить зимний вечер в воспоминание о теплом летнем […]...
- Сочинение на тему: “Смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: “Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего” Сегодня известно множество высказываний русских лингвистов, касающихся нашего языка. Одно из них – высказывание лингвиста И. Г. Милославского: “Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего”. Что же хотел сказать языковед этой фразой? Лично я это выражение расцениваю таким образом: благодаря повторению слов в тексте можно выделить ключевое понятие, на которое обязательно […]...
- Неопределенная форма глагола Что такое неопределенной формой глагола Инфинитив – это Начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов. Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях. Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс […]...
- Инфинитив Инфинитив – неопределенная форма глагола, не имеющая категорий наклонения, времени, лица, числа и рода, характеризующаяся в русском языке только категориями вида, залога и переходности-непереходности. Итак, инфинитив содержит минимальную грамматическую информацию. Инфинитив – неличная форма глагола, потому что она обозначает действие, не указывая при этом на действующее лицо. Форма инфинитива имеет более простой морфемный состав, чем […]...
- Тема урока. Анализ контрольной работы – обучение дифференциации ошибок Цели: продолжить обучение дифференциации ошибок; используя схему работы над ошибками, формировать навык анализа ошибок; используя инновационный элемент “чтение с остановками”, нацелить учащихся на негативное отношение к ошибкам, прививая желание предупреждать их появление. ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания Заслушивание устных изложений текста научного стиля. II. Актуализация опорных знаний Словарный диктант Запишите слова в столбик. Подберите […]...
- Определение. Что такое Морфология Морфология (от греч. morphe форма и logos учение) – раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей (морфем). Морфология, понимаемая как “грамматическое учение о слове” (В. В. Виноградов), вместе с синтаксисом, представляющим собой “грамматическое учение о предложении”, составляет грамматику. Границы описательной морфологии понимаются в различных концепциях по-разному. Она может включать […]...
- Морфология Морфология 1. Раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей. Морфология, понимаемая как “грамматическое учение о слове” , вместе с синтаксисом, представляющим собой “грамматическое учение о предложении”, составляет грамматику. Границы описательной морфологии понимаются в различных концепциях по-разному. Она может включать в себя: Учение о структуре слова ; Сведения по словообразованию; […]...
- Конспект урока русского языка в 7 классе. Время глагола. Прошедшее время Конспект урока русского языка для 7 класса на тему “Время глагола. Прошедшее время “. Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна Место работы: Новоселовская общеобразовательная школа Описание работы: данный урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении темы “Время глагола ” и направлен на привитие интереса учащихся при изучении данной темы Цели: Углубить и расширить знания о временах […]...
- Определение. Инфинитив Инфинитив (от лат. infinitivus “неопределенный”) – неопределенная форма глагола, не имеющая категорий наклонения, времени, лица, числа и рода, характеризующаяся в русском языке только категориями вида, залога и переходности-непереходности. Итак, инфинитив содержит минимальную грамматическую информацию. Инфинитив – неличная форма глагола, потому что она обозначает действие, не указывая при этом на действующее лицо. Форма инфинитива имеет более […]...
- Урок для 11 класса по теме: “Возрастание и убывание функции” – скачать бесплатно Муниципальное общеобразовательное учреждение Копорская средняя общеобразовательная школа Ленинградской области КОНСПЕКТ УРОКА По алгебре и началам математического анализа. Класс: 11 Учитель: Ефремова Анна Егоровна 2012/2015 учебный год Рано или поздно всякая правильная математическая Идея находит применение в том или ином деле. А. Н. Крылов Урок алгебры и начал математического анализа в 11 классе Тема урока: Возрастание […]...
- Совершенный и несовершенный вид глагола Что такое вид глаголов в русском языке? Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное или незавершенное и повторяемое. Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов, присущ спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Виды глаголов в русском языке В русском […]...
- Условное наклонение глагола Что такое условное наклонение глагола? Условное наклонение глагола в русском языке – это грамматическая категория глагола, представленная рядом спрягаемых форм глаголов, которые выражают ирреальное, возможное действие. Условное наклонение также называют сослагательным. Глаголы в Сослагательном наклонении могут иметь различные оттенки значения, в зависимости от контекста их употребления в речи : Оттенок условности, возможности действия. Оттенок желательности. […]...
- Конспект урока алгебры в 9 классе Автор: Жиляева Валентина Васильевна, учитель математики МКОУ ООШ №25 с. Ивановка Узловского района Тульской области Описание материала : Предлагаю вам конспект урока алгебры в 9 классе по теме “Преобразование выражений, содержащих степени с дробными показателями “. Этот материал будет полезен учителям математики. Конспект урока алгебры в 9 классе по теме “Преобразование выражений, содержащих степени с […]...
- Деепричастие Деепричастие – особая неличная форма глагола, обозначающая добавочное действие, сопутствующее действию глагола-сказуемого. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия. Деепричастия образуются от глаголов, сохраняя при этом некоторые их грамматические характеристики: Деепричастия наследуют от производящего глагола значение вида: читать – читая, прочитать – прочитав. Таким образом, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида […]...
- Несколько секретов успешного проведения родительского собрания Несколько секретов успешного проведения родительского собрания ( памятка для педагога) Для проведения собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ничего не запланировано. Определите одну из наиболее важных проблем и на ее обсуждении постройте разговор с родителями. Особое внимание обратите на размещение родителей в […]...
- Лица глаголов Что такое лицо глагола в русском языке? Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения. Значение категории лица […]...