Повесть Поход викингов Оливье Жан (*Общие критические статьи)

До середины ХП века, пока Исландия не подпала под власть норвежских королей, там сохранялся общинно-родовой строй. Во главе каждого округа стоял старейшина – жрец и одновременно судья, которого избирали из своей среды свободные общинники

– бонды. Они же и смещали старейшину, если он не оправдывал доверия. Все спорные дела решались на сходках – тингах.

Кроме того, раз в год “самые умные люди страны” собирались на общеисландский тинг – альтинг.

За исключением рабов, все исландцы были свободными.

Но число рабов постепенно

уменьшалось, а к концу XI века рабовладение и вовсе исчезло.

В этих своеобразных условиях воспитывались свободолюбивые люди, обладавшие сильным характером, завидным мужеством и чувством собственного достоинства Позже, когда власть родовых старейшин стала переходить по наследству, патриархальная демократия начала быстро разрушаться и в стране усилились внутренние раздоры.

Исландия была своего рода заповедником древней скандинавской культуры. Долгое время здесь сохранялись в неприкосновенности старинные обычаи и предания, забытые в феодальной Норвегии. Здесь были сложены многочисленные

саги и песни скальдов

– замечательные произведения художественного творчества древних скандинавов. От изрезанных фьордами исландских берегов отправлялись корабли в далекие неизведанные моря.

В начале X века один норвежец, по имени Гунбьерн Ульфсон, плыл в Исландию. Буря отбросила его далеко на запад, к скалистым островкам, за которыми виднелась гористая, покрытая снегом земля. Тяжелые льды помешали Гунбьерну высадиться на эту землю.

Позже выяснилось, что норвежский викинг достиг прибрежных гренландских островов, названных шхерами Гунбьерна Прошло около восьмидесяти лет, но таинственные шхеры Гунбьерна продолжали манить воображение мореплавателей.

Из Норвегии был изгнан за убийство Эйрик Торвальдсон, по прозвищу Рыжий. Это был человек неуемной энергии и к тому же еще своевольный. Он поселился в Исландии, но не ужился и на новом месте. По решению альтинга он должен был удалиться в изгнание “за беспокойный нрав”.

Ослушание грозило смертью, да и в Норвегию путь ему был заказан. И тогда, как гласит старинная рукописная “Книга землевладельцев”, Эйрик Рыжий решил искать страну, которую видел Гунбьерн, сын Ульфа, когда он блуждал по морю к западу от Исландии и открыл шхеры Гунбьерна Он (Эйрик) уверял, что вернется к своим друзьям, когда найдет эту страну.

Так и случилось. Эйрик не только достиг шхер Гунбьерна (это было в 981 году), но двинулся дальше в юго-западном направлении, вдоль гренландского побережья, и высадился на зимовку возле мыса Фарвель (южная оконечность Гренландии). В течение трех лет (таков был срок изгнания) он внимательно исследовал гренландские берега, облюбовывая участки для будущих поселений. На юго-западной стороне оказались в некоторых местах защищенные от ветра и покрытые зеленью долины, что и дало Эйрику основание назвать эту суровую северную страну Гренландией (“Зеленая Земля”).

В той же “Книге землевладельцев” говорится по этому поводу следующее: “Он назвал ее Гренландией, так как полагал, что люди больше будут стремиться в страну с красивым названием”.

Вернувшись в Исландию, Эйрик стал восхвалять страну, лежащую за шхерами Гунбьерна, и вербовать колонистов. В 985 году он повел в Гренландию флотилию из двадцати пяти судов, из коих до места назначения дошли только четырнадцать: одни повернули вспять, другие были потоплены бурей. Основанный Эйрикоы Рыжим поселок Братталид и другие селения стали быстро разрастаться. Из Исландии прибывали новые суда с колонистами, искавшими вторую родину на этой скованной льдами земле.

Впрочем, историки утверждают, что в те времена климат в Гренландии был значительно мягче.

В том же 985 году, когда Эйрик привел в Гренландию первые исландские корабли, случилось еще одно примечательное событие. Норвежский викинг Бьярни Херюльфсон прибыл со своей дружиной в Исландию, чтобы повидаться с отцом. Узнав, что его отец отправился вместе с Эйриком в Гренландию, Бьярни пустился за ними наугад, но был отнесен ветрами и течением к далекой лесистой земле, которую позднейшие историки отождествили с материком Северной Америки.

Ветер переменился, и Бьярни, даже не высадивщись на незнакомый берег, повернул корабль и благополучно достиг Гренландии. Эйрик Рыжий был очень недоволен, узнав, что Бьярни не исследовал неизвестную страну, куда был заброшен “по дикой прихоти волн”. Но только пятнадцать лет спустя Лейф Эйриксон, сын Эйрика Рыжего, снарядил корабль и отправился в далекий путь, указанный Бьярни.

Лейф и его спутники (приблизительно в 1000 году) высадились сначала на пустынном каменном берегу Хеллуланда (“Страна плоских камней”), потом поплыли вдоль береговой линии к югу и высадились вторично в лесистой местности, названной Марк-ландом (“Лесная страна”). По-видимому, это был остров Ньюфаундленд. Наконец, путешественники спустились еще южнее, к заливу, известному под именем “Мэн”. Привлеченные мягким климатом, рыбными реками и зарослями дикого винограда, найденного дружинником Тюркиром, норманны назвали эту благодатную землю Винеландом (“Страна вина”), а самому Лейфу присвоили прозвище “Счастливый”.

Благополучно перезимовав в бревенчатом доме Лейфсбудир (“Жилище Лейфа”), мореплаватели на следующий год вернулись в Гренландию. Так было открыто восточное побережье Северной Америки. А потом начался следующий этап – колонизация новых земель.

Не прошло и года, как брат Лейфа, Торвальд Эйриксон, вместе с викингом Торфином Карлсефни отправился тем же морским путем на запад и основал на земле Винеланд первый норманский поселок. Норманны вошли в соприкосновение с местными жителями – скрелингами, которые были одеты в звериные шкуры и очень боялись быков и коров, привезенных колонистами из Гренландии.

Кто такие скрелинги? Высокие плечистые норманны так называли низкорослых эскимосов. Вполне возможно, это слово (“скрелинг” – значит “карапуз”) приобрело и более широкий смысл, как обозначение всякого “туземца”.

Ведь в тех широтах, где предположительно находилась земля Винеланд, норманны могли встретить не только эскимосов, но и стройных, красивых индейцев, к которым слово “скрелинг” в своем первоначальном значении никак не применимо.

Как бы то ни было, мирная меновая торговля скоро сменилась враждебными действиями с обеих сторон. В одной из стычек Торфальд Эйриксон был убит скрелингами. Его заменил Торфин Карлсефни, приведший на эти земли в 1007 году несколько кораблей с новыми колонистами.

Несомненно, плавания норманнов в Америку продолжались и дальше, но документальные свидетельства до нас почти не дошли. Известно только, что норманские поселения существовали там до середины XTV века

В повести “Поход викингов” использованы основные исторические факты об открытии норманнами Гренландии и Северной Америки. Но не следует забывать, что это художественное произведение, а не научное исследование.

Выдвинув в центр повествования Эйрика Рыжего, автор заставил его совершить путешествие не только в Гренландию, но и в Америку, хотя известно, что одно событие было отделено от другого пятнадцатью годами и героем второго плавания был сын Эйрика, Лейф Эйриксон. Сам же Эйрик, по-видимому, не принимал непосредственного участия в открытии Северной Америки.

Есть в повести и некоторые другие отклонения от летописных источников и старинных сказаний, запечатленных в исландских сагах. Но вряд ли следует упрекать за это автора, так как древние источники часто противоречат друг другу и дают, в общем, очень скудный фактический материал. Для воплощения художественного замысла писателю приходилось иной раз жертвовать установленными фактами или, наоборот, добавлять вымышленные; чтобы создать напряженное действие – стягивать события во времени; ради стройности сюжета – устанавливать между героями произвольные родственные связи (например, Лейф Счастливый в действительности был родным, а не названым сыном Эйрика Рыжего).

Но при всем том повесть Жана Оливье в основном верна исторической правде. Писатель прекрасно воссоздает своеобразный колорит эпохи викингов, породившей неустрашимых мореплавателей и первооткрывателей новых земель; рисует суеверные обычаи и суровые нравы скандинавов, показывает особенности уцелевшего в Исландии и уже обреченного на исчезновение патриархального общинно-родового строя.

Выразительно очерчены и образы героев. Решительный и упорный характер Эйрика Рыжего, этого богатыря исландских саг, основавшего в Гренландии первые норманские поселения, соответствует сохранившимся о нем сведениям. Рядом с монолитной фигурой Эйрика мы видим его верного спутника Бьярни Турлусона, скальда, воспевающего подвиги своего друга. Как живые встают перед нами и оба брата, Лейф и Скьольд, которым суждено совершить немало славных дел.

Скьольд остается с поселенцами в Гренландии, а Лейф, одержимый желанием открыть новые земли, отправляется еще дальше – на юго-запад, где они находят счастливую страну Винеланд. Как ни жаль было Лейфу разлучаться со Скьольдом, он не мог поступить иначе: мудрый обычай предков не позволяет братьям плыть на одном корабле, чтобы в случае гибели не пресекся род.

Следует обратить внимание и на образы отрицательных персонажей – Рюне Торфинсона, его сына Торстейна и всех приспешников этого разбогатевшего неправедными путями исландского клана. Обрисованы они не менее выразительно и с не меньшей жизненной правдивостью, чем положительные герои. Алчность, злоба и мстительность родовой верхушки, фактически уже отколовшейся от рядовых дружинников, ускорили, как мы знаем, разложение патриархальной демократии норманнов.

Источники:

    Оливье Жан Поход викингов. Викинги и индейцы: Повести: Пер. с франц. Н. Брандис, Э. Шрайбер, Л. Ю. Бондаренко / Предисл.

    Е. Брандиса, Э. Шрайбер; Худож. В. Качальский. – СПб.; “Браск” совместно с изд-вом “Эпоха”, 1993. -256 с

    Аннотация:

    Известный французский писатель Жан Оливье обратился к интереснейшей, но малоизвестной странице истории – открытие Америки скандинавскими мореплавателями – викингами в конце X века, за пятьсот лет до Христофора Колумба. Герой предлагаемой читателю дилогии подростком совершает свое путешествие в Америку на корабле Эйрика Рыжего. О приключениях Лейфа и его брата, о жизни индейцев и их взаимоотношениях с викингами, обосновавшимися на берегах новой земли – Винеланда, о самоотверженной любви Дейфа и дочери индейского вождя вы прочтете в этой увлекательной книге.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Повесть Поход викингов Оливье Жан (*Общие критические статьи)