Потрет как средство создания образа в романе “Обломов”
Гончаров в чем-то продолжил гоголевские традиции. И этим “чем-то” являются описания. Автор романа тщательно вырисовывает словом, как художник кистью, пейзажи, детали и портреты.
Именно о портрете мне бы хотелось порассуждать подробнее.
Для любого писателя портрет – это возможность ввести читателя во внутренний мир героя, раскрыть как можно полнее его характер. Ярче всего сущность героя показывает лицо. Но Гончаров идет дальше: он предает особенности положений и движений героя.
Вспомним, прежде всего, портрет Обломова, нарисованный
Все его отношение к жизни сквозит через взгляд, выражение лица, бессмысленную задумчивость. Мы еще не знаем его поступков, но уже
Далее следует не столь длинные, но тоже очень емкие, четкие, будто фотографии с характеристиками, портреты посетителей Обломова: жизнерадостный и изящный Волков; задумчивый, спокойный и сознательный Судьбинский; небрежный Пенкин; “неопределенный” и незаметный Алексеев; грубый и неопрятный Тарантьев. Все это живые лица с определенными жизненными позициями, с разными судьбами, но они все же второстепенные герои и прослеживать их поступки Гончаров не собирается (за исключением Тарантьева). Однако здесь приходит на помощь портрет и можно вполне предугадать, что с этими людьми случиться в будущем.
Во второй части романа на сцене появляется Штольц. Антипод Обломова по характеру, он столь же противоположен ему по внешности. У Обломова – изнеженное тело, а Штольц “весь составлен из костей, мускулов и нервов”, у главного героя “пухлые руки”, а его антипод – худощав.
Даже белому, неестественному цвету лица Обломова Гончаров противопоставляет “ровный, смугловатый” цвет лица Штольца. Портрет еще больше противоречий придал образам Штольца и Обломова.
Портрет Ольги Ильинской – это воплощение грациозности, сосредоточенности, легкости. Сразу создается впечатление, что эта, казалось бы, далекая Обломову девушка, непременно будет общаться с ним, привяжется к нему (как противоположный Обломову Штольц стал ему лучшим другом). И когда в VI главе автор описывает образ идеальной жены для Обломова, он как будто совпадает с портретом Ольги.
Но в жизни героя все оказалось гораздо прозаичнее: встретив Агафью Матвеевну Пшеницыну с беспрестанно движущимися белыми локтями, он будто возвращается в Обломовку. Поэтому портрет Пшеницыной стал ознаменованием невозможности возрождения Обломова.
Таким образом, портрет в романе “Обломов” усиливает противоречия между героями и помогает читателю глубже понять сущность и трагедию обломовщины.