Потоки вещества и энергии в экосистеме
Вопрос 1. Какую роль в сообществе играют автотрофные организмы, какую – гетеротрофные?
Автотрофные организмы в сообществе производят (продуцируют) первичное биологическое (органическое) вещество и запасают в нем энергию. От этих веществ косвенно зависят все остальные элементы природного сообщества – гетеротрофы, которые усваивают, перестраивают и разлагают готовые органические вещества. Осуществление автотрофами и гетеротрофами своих функций в природном сообществе обеспечивает осуществление круговорота веществ и потока энергии
Вопрос 2. Какому правилу подчиняется изменение скорости потока энергии по пищевой цепи?
При перемещении энергии по пищевой цепи с одного уровня на другой скорость ее потока (т. е. количество энергии, перешедшей с одного трофического уровня на другой в единицу времени) резко снижается. Подсчитано, что на любой трофический уровень поступает около 10% энергии предыдущего уровня. Поэтому общее число трофических уровней редко превышает три-четыре.
Вопрос 3. Что такое перевернутая пирамида численности?
Пирамиды численности
на одном дереве может жить и кормиться множество насекомых; в водных экосистемах первичные продуценты (фитопланктон) быстро делятся и поддерживают большую численность их потребителей (зоопланктона), которые имеют длительный цикл воспроизводства.
Вопрос 4. Назовите виды животных и растений, занимающих смежные трофические уровни и находящихся в единой пищевой цепи.
Единую пищевую цепь образуют виды животных и растений, занимающие смежные трофические уровни. Например, одну цепь могут составлять: крапива (продуцент) – тля (консумент первого порядка) – личинка божьей коровки (консумент второго порядка) – синица (консумент третьего порядка). Другой пример: фитопланктон – зоопланктон – плотва – щука.
Related posts:
- Цепи питания. Поток энергии Вопрос 1. О чем говорит длина цепи питания? Цепь питания обычно не может состоять более чем из 4-6 звеньев, включая организмы, потребляющие трупы животных, что объясняется потерей энергии на каждом ее уровне (в каждом звене). Длина цепи питания говорит об эффективности использования энергии в ее звеньях (чем полнее используется энергия, тем длиннее цепь). Вопрос 2. […]...
- Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах Вопрос 1. Что такое пищевая цепь (цепь питания) и что лежит в ее основе? Каждый организм, участвующий в круговороте веществ и энергии, находится на определенном пищевом (трофическом) уровне, образуя пищевое (трофическое) звено. Пищевая цепь – это соединение нескольких трофических звеньев. Выделяют несколько трофических уровней: первый уровень – автотрофы-продуценты (в основном зеленые растения); второй уровень – […]...
- Продуктивность сообщества Вопрос 1. Будет ли устойчивым сообщество, если продукция одного трофического уровня превысит пищевые потребности организмов следующего уровня? Какие процессы могут происходить в этих случаях? В сообществе, сохраняющем устойчивое состояние, фактическая продукция данного трофического уровня должна покрывать пищевые потребности организмов следующего уровня; в противном случае общий запас биологического вещества данного трофического уровня будет неуклонно снижаться из-за […]...
- Экологические ресурсы Вопрос 1. В чем состоят отличия между понятиями “условия” и “ресурсы”? Ресурсами называют вещества и энергию, вовлекаемые организмами в процессы их жизнедеятельности. Ресурс (в отличие от условий) может расходоваться и исчерпываться. При этом один и тот же фактор, например солнечное излучение или влажность, может рассматриваться и как условие, и как ресурс. Вопрос 2. Перечислите известные […]...
- Популяции Вопрос 1. Что такое популяция? Популяция – это группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать свое существование в данном районе. Вопрос 2. Почему биологические виды существуют в форме популяций? Существование биологических видов требует соответствующих условий и необходимых для поддержания жизни ресурсов. Подходящие для того или иного вида условия формируются в […]...
- Органические вещества. Углеводы. Белки Вопрос 1. Какие химические соединения называют углеводами? Углеводы – это обширная группа природных органических соединений. Углеводы подразделяют на три основных класса: моносахариды, дисахариды и полисахариды. Дисахарид представляет собой соединение двух моносахаридов; полисахариды являются полимерами моносахаридов. Углеводы выполняют в живых организмах энергетическую, запасающую и строительную функции. Последняя особенно важна для растений, клеточная стенка которых в основном […]...
- Тест “БИОГЕОЦЕНОЗЫ” 11 класс 11 класс ВАРИАНТ 1 I. Выберите правильный ответ Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем Ее изменения Ее устойчивости Ее закономерного развития Конкуренции видов Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как Они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией На Земле существует огромное разнообразие растений Растения […]...
- Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии Вопрос 1. Почему деление животных на группы по преобладающему виду питания следует считать условным? Деление животных на группы по преобладающему виду питания следует считать условным, потому что этот приоритет определяется часто доступностью той или иной пищи. В частности, насекомоядные птицы в зависимости от сезона могут питаться насекомыми, червями, созревшими плодами. Вопрос 2. Какие особенности строения […]...
- Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу Вопрос 1. Какие биоценозы в вашей местности могут служить примером взаимосвязей компонентов? Проследить взаимосвязи компонентов можно на примере любого биоценоза – леса, луга, пруда, реки и т. п. Как известно, любой биоценоз характеризуется определенным составом компонентов – разнообразных видов животных, растений, грибов, бактерий. Между этими живыми организмами в биоценозе осуществляются тесные взаимоотношения – взаимосвязи: трофические […]...
- Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен Вопрос 1. Что такое диссимиляция? Перечислите ее этапы. Диссимиляция, или энергетический обмен, – это совокупность реакций расщепления высокомолекулярных соединений, которые сопровождаются выделением и запасанием энергии. Диссимиляция у аэробных (кислорододышащих) организмов происходит в три этапа: подготовительный – расщепление высокомолекулярных соединений до низкомолекулярных без запасания энергии; бескислородный – частичное бескислородное расщепление соединений, энергия запасается в виде АТФ; […]...
- Состав и структура сообщества Вопрос 1. Какие факторы увеличивают видовое богатство сообщества? Видовое разнообразие сообщества зависит от следующих факторов: 1) географическое положение (при продвижении с севера на юг в Северном полушарии Земли, и наоборот, в Южном островная фауна обычно беднее, чем на материке, причем она тем беднее, чем меньше остров и чем более он удален от материка); 2) климатические […]...
- Неорганические вещества клетки Вопрос 1. Каковы особенности пространственной организации молекул воды, обуславливающие ее биологическое значение? Молекулы воды представляют собой диполи – структуры, на положительном полюсе которых находятся два атома водорода, а на отрицательном полюсе – атом кислорода. Положительные и отрицательные полюса разных молекул воды притягиваются друг к другу. Это приводит к образованию так называемых водородных связей, что обеспечивает […]...
- Влияние человека на экосистемы Вопрос 1. Сформулируйте, что такое экологическое нарушение. Приведите примеры подобных явлений. Экологические нарушения – это внезапные изменения в естественных экосистемах, которые вызывают резкое увеличение численности популяций одних видов и гибель других. Чаще всего эти изменения вызываются действиями человека. Примером экологических нарушений является уничтожение воробьев в Китае. Птицы наносили вред посевам, и потому было принято решение […]...
- Урок биологии для 8 класса по темам “Пищеварение”, “Обмен веществ и энергии” Предложенную форму конференции можно использовать на уроке в 8 классе при изучении тем “Пищеварение”, “Обмен веществ и энергии”, как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии, месячника здоровья, как материал для классного часа, родительского собрания. Подготовительный этап: Определение ролей участников конференции; Оформление зала (выставка литературы, книжки-малышки о витаминах, плакаты на тему питания, проектор, экран); Подготовка презентации […]...
- Урок искусства 8 класс по теме: “Искусство-проводник духовной энергии” Урок №11 Тема: Искусство проводник духовной энергии. Цели урока: Способствовать формированию знаний по истории русской культуры через знакомство с художественными символами в искусстве. Способствовать развитию критического мышления с помощью работы над синквейном, боб-кластером, маркировочной таблицей. Через тему рока рассказать о многообразии художественных символах, о значении иконы “Троица” для русской культуры. Ученические задачи урока: Познакомиться с […]...
- Охрана и рациональное использование животного мира Вопрос 1. Какие виды охраняемых территорий известны вам? С целью сохранения естественных ландшафтов как мест обитания многочисленных диких животных в нашей стране определены законодательством территории с различными степенями охраны. Это заповедники, заказники, памятники природы, природные национальные парки. Все они составляют систему эталонных, особо охраняемых территорий и объектов. Вопрос 2. Какие объекты своей местности вы считаете […]...
- Конспект урока на тему “Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме” Конспект урока на тему “Пищевые продукты, питательные вещества и их Превращения в организме” Задачи: Образовательные: сФормировать у учащихся знания о составе Пищи, питательных веществах, пищеварении и методах его изучения. Воспитательные: Воспитывать у учащихся интерес к учению, культуру речи. Развивающие: РАзвитие умения анализировать, сравнивать, делать Выводы. Тип урока : Изучение нового материала. Вид урока : уРок-исследование. […]...
- Основные положения клеточной теории Вопрос 1. Кто разработал клеточную теорию? Клеточную теорию сформулировали в середине XIX в. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Они суммировали результаты многих известных к тому времени открытий. Основные теоретические выводы, получившие название клеточной теории, Т. Шванн изложил в своей книге “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений” (1839). Главная […]...
- Контрольная работа по теме: “Основы экологии” Вариант 1 Задание 1. Какие экологические факторы вы знаете? Приведите примеры этих факторов. Что такое экологическая сукцессия? Приведите примеры. Задание 2 Тест “Один из четырех” 1. Какой экологический фактор в пустыне является ограничивающим? А – влажность Б – температура В – соленость почвы Г – свет 2. Какой из факторов является абиотическим? А – конкуренция […]...
- “Агрегатные состояния вещества” в 8-м классе Каждый учитель стремиться улучшить качество обучения и воспитания, ликвидировать перегрузку учащихся учебными заданиями и в решении этих задач большое значение имеет совершенствование проверки и оценки знаний и умений учащихся. Одной из актуальных задач обучения на современном этапе – это формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания. Решению этой задачи способствуют самостоятельная работа с дидактическими картами. […]...
- Популяция как структурная единица вида Вопрос 1. Какими параметрами характеризуется каждая популяция? Выделяют несколько основных параметров популяции. Ареал популяции. У разных популяций он может быть различным. Его пределы образуют обычно географические и экологические преграды (водоемы, горы), а также популяции видов-конкурентов. В результате изменения численности особей ареал может сокращаться или расширяться. Выход особей за пределы ареала приводит не только к расширению […]...
- Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы Вопрос 1. Что такое биологический прогресс? Биологический прогресс – это направление эволюции, в ходе которого таксон оптимально адаптируется к условиям окружающей среды, а его численность и ареал растут. Биологический прогресс приводит к процветанию таксона и обычно сопровождается усложнением организации: появление теплокровности у птиц и млекопитающих, семени у цветковых растений и т. д. Однако упрощение организации […]...
- Урок – семинар для 11 класса по теме: ” Квантово – волновой дуализм или волновые и квантовые свойства света и вещества” – Скачать Урок – семинар Орлова Н. Г. – учитель физики МБОУ “Тучковская СОШ №3” Тема урока: ” Квантово – волновой дуализм или волновые и квантовые свойства света и вещества”. ” Нет ничего темнее света “ Задачи урока: Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся о природе световых явлений и о единстве волновых и корпускулярных свойств света […]...
- Факторы среды и их влияние на биоценозы Вопрос 1. Какими местными примерами вы можете подтвердить прямое и косвенное влияние биотических факторов? Воздействие биотических факторов может быть прямым и косвенным. Характерными примерами прямого влияния являются пищевые связи. Так, например, совы впрямую регулируют численность мышевидных грызунов, питаясь ими. Косвенное влияние проявляется при изгнании животных данного вида из нор или других мест обитания, при уничтожении […]...
- Экологические факторы. Условия среды Вопрос 1. Дайте определение понятия “экологические факторы”. Составьте их классификацию, приведите примеры. Экологическими факторами называют любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность (обилие) и географическое распространение животных и растений. Совокупность всех действующих на организм факторов подразделяют на три большие группы – абиотические, биотические и антропогенные. Абиотические факторы – это факторы неживой природы, […]...
- Развитие жизни в протерозое и палеозое Вопрос 1. Какие ароморфозы произошли в протерозое и палеозое? К концу протерозойской эры появились все типы беспозвоночных, а также первые хордовые животные – подтип бесчерепных. Крупнейшими ароморфозами протерозоя считаются появление животных с двусторонней симметрией тела и возникновение первых хордовых животных. В палеозое произошел выход растений и животных на сушу. И важнейшие ароморфозы были связаны с […]...
- Видообразование Вопрос 1. Назовите основные формы видообразования. Приведите примеры географического видообразования. В зависимости от того, в результате каких изолирующих механизмов – пространственных или иных – возникает вид, различают две формы видообразования: 1) аллопатрическое (географическое), когда виды возникают из пространственно разобщенных популяций; 2) симпатрическое, когда виды возникают на единой территории. Пример географического видообразования – возникновение разных видов […]...
- Урок по химии Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей 8 Класс КОУ ВО “Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” Урок по химии. 8 класс Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Учитель: Тимашова Валентина Дмитриевна. Таловая-2014 Цель: рассмотреть чистые вещества и смеси, способы разделения смесей. Задачи: Дать понятие о чистых веществах и смесях; Рассмотреть классификацию смесей; Познакомить учащихся со способами разделения […]...
- Конспект урока физики в 7 класса по теме “Плотность вещества” МОУ СОШ с. Уром Малопургинского района Республики Удмуртия Учитель физики Петров Геннадий Савватьевич Конспект урока физики в 7 класса по теме “Плотность вещества” Сценарий урока физики в 7кл по теме “Плотность вещества”. Цели урока: 1)воспитательные Воспитать бережное и аккуратное обращение с оборудованием, усидчивость; Умение сосредоточиться; Доводить начатое дело до конца; 2)обучающие: Построение знаний о плотности […]...
- Законы России об охране животного мира. Система мониторинга Вопрос 1. С какой целью страны принимают законы об охране животного мира? Законы об охране животного мира принимают для того, чтобы урегулировать соотношения охраны и использования животного мира, среды его обитания, сохранить биологическое разнообразие. Вопрос 2. Почему необходимо международное сотрудничество по вопросам мониторинга окружающей среды? Загрязнение среды приняло планетарный характер. Международное сотрудничество по вопросам мониторинга […]...
- Сочинение на тему: ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ Читаете ли вы газеты? Я не могу похвалиться особым прилежанием в этом занятии, но не пропускаю ни одной статьи журналиста Пескова в “Комсомольской правде”, в рубрике “Окно в природу”. Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе бездумное отношение к диким животным, […]...
- Воздействие человека и его деятельности на животных Вопрос 1. Докажите местными примерами, что воздействие человека на среду обитания имеет более существенные последствия, чем истребление какого-либо вида. Для ответа на данный вопрос необходимо отметить, что в природе очень мало видов, функции которых в биоценозах не могли бы взять на себя представители других видов. Негативное же воздействие человека на среду, как правило, носит комплексный […]...
- Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова Вопрос 1. Почему теоретической основой селекции является генетика? Селекция – наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с полезными для человека признаками. Известно, что свойства живых организмов обусловлены их нормой реакции на основе определенного генотипа и подвержены модификационной и наследственной изменчивости. Поэтому развитие селекции основано на закономерностях генетики. Вопрос 2. […]...
- Биологические катализаторы Вопрос 1. Какие вещества называются катализаторами? Вещества, которые изменяют скорость химической реакции, оставаясь к концу ее неизменными, называются катализаторами. Вопрос 2. Какую роль играют ферменты в клетке? Ферменты – биологические катализаторы, ускоряющие химические реакции в живой клетке. Молекулы одних ферментов состоят только из белков, другие включают белок и соединение небелковой природы (органическое – кофермент или […]...
- Контрольная работа по химии “Строение вещества” 11 класс Контрольная работа по химии № 1 (11 класс) СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА Вариант 1 ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа: (2 балла). Формула вещества с ковалентной полярной связью: А) Cl2. Б) KCl. В) NH3 Г) O2. (2 балла). Вещество, между молекулами которого существует водородная связь: А) Этанол. Б) Метан. В) Водород. Г) Бензол. (2 балла). Число […]...
- Урок в 7 классе по теме: “Плотность вещества” – Скачать Управление образования города Снежинска Муниципальное образовательное учреждение Средняя (полная) общеобразовательная школа №117 Урок в 7 классе по теме: “Плотность вещества” Учитель физики: Дмитракова Лариса Николаевна Тема: Плотность вещества. Цель урока: Ввести понятие плотности Научить учащихся пользоваться таблицами плотности, сравнивать табличные данные, применять их при решении задач. Прививать учащимся навыки работы с учебной книгой. Продолжить работу […]...
- Жиры, их строение и роль в клетке Жиры вместе с другими жироподобными веществами |и носят к группе липидов (греч. lipos – жир). По химической структуре жиры представляют собой сложные соединения трехатомного спирта глицерина и высокомолекулярных жирных кислот. Они неполярны, практически нерастворимы в воде, но хорошо растворяются в неполярных жидкостях, таких как бензин, эфир, ацетон. Содержание в клетках жира обычно невелико – 5-10% […]...
- Бесполое размножение организмов Вопрос 1. Какие виды бесполого размножения вы можете назвать? Бесполое размножение характеризуется тем, что в нем участвует лишь одна родительская особь и совершенно идентичные материнской дочерние особи. В природе существуют несколько видов бесполого размножения. Это деление клетки надвое, деление тела на несколько частей, почкование, спорообразование и вегетативное размножение. Вопрос 2. Почему гидры размножаются бесполым путем […]...
- Конспект урока по химии “Отклоняющееся поведение и вещества, его вызывающие” Конспект урока по химии “Отклоняющееся поведение и вещества, его вызывающие” Цели: 1.Образовательная : раскрыть сущность таких явлений, как отклоняющееся поведение и социальный контроль, показать их взаимосвязь, описать влияние веществ на проявление отклоняющегося поведения, последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения. Раскрыть учащимся разрушающее действие этилового спирта на организм. 2.Развивающая: развитие умений анализировать, […]...
- Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм Вопрос 1. Почему Солнце – главнейший источник энергии на Земле? Для синтеза органических веществ всем организмам необходима энергия. Основным источником первичных органических соединений на планете являются растения. Растения используют для их синтеза энергию Солнца. Другие живые существа обеспечиваются питанием, а следовательно, и энергией за счет веществ, полученных растениями. Таким образом, именно Солнце является главным источником […]...