“Поток сознания” и анализ психологии человека в творчестве Джеймса Джойса

Рассказ Джеймса Джойса написан в реалистической манере, пронизан скепсисом, горькой и печальной иронией. Они удостоверили блестящее мастерство Джойса-стилиста, богатство оттенков его языка. В них Джойс воссоздает отягощающую и скучную атмосферу обывательского существования.

Писатель мог и дальше “работать” в реализме, и сознательно избрал путь модернизма и… вторично стал классиком! К таким произведениям Джойса принадлежат психологическое эссе “Джакомо Джойс” (1914), романы “Портрет художника смолоду” (1916), “Улисс”

(1922) и “Поминки по Финнегану” (1939). Все они написаны в манере “потока сознания”.

Это понятие заимствовано литературоведением из психологии и философии, а сам срок – из книги ученого Вильяма Джемса “Научные основы психологии”, где он сравнил сознание человека с течением реки, потока. Мысль изменяет мысль, они переплетаются, вступают одна из одной в спор или, наоборот, дополняют одна другую и т. п.

В Джойса “поток сознания” становится литературным методом, а внимание мира человека, ее психологии – его творческим кредо. Первое такое произведение – это психологическое эссе

“Джакомо Джойс”. Свыше четверти столетия прошло смерти Джойса, когда известный американский критик Ричард Эллман перекупил этот шедевр у какого-то коллекционера-европейца, который не захотел назвать свое имя.

Произошло это 1968 года. Это небольшое произведение интересно прежде всего потому, что написанный на границе творчества Джойса-реалиста и Джойса-модерниста. А такая “графичность” интересная уже самая по себе.

Вдобавок, сам Джойс в зрелом возрасте, после неудачного произведения “Поминки по Финнегану”, как-то сознался, что хотел бы еще написать такую же элегантную вещь, как “Джакомо”. В этом произведении автор апробировал много композиционных элементов разного уровня, которые находим в его более поздний модерновых произведениях.

В “Джакомо” автор с неподдельной и заманчивой самоиронией воссоздал интересный момент своей жизни, когда он, зрелый мужчина, влюбился в свою ученицу, молодую итальянскую еврейку Амалию Поппер, что брала у него уроки английского. Иронизируя над большой разностью в возрасте, он ради шутки называет лирического героя эссе – Джакомо (намекая на имя знаменитого “сердцееда” Казановы). Но же нельзя забывать и того, что события разворачиваются преимущественно в Италии, где английскому имени “Джеймс” есть итальянское соответствие – “Джакомо”.

А затем Джойс в Италии – это Джакомо…

Этот мелкий эпизод частной жизни писателя сделало произведение признанным шедевром всемирной литературы прежде всего потому, что написанный в творческой манере “потока сознания”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Поток сознания” и анализ психологии человека в творчестве Джеймса Джойса