Последний период творчества Ахматовой А. А
В поздних произведениях А. Ахматовой сохранились те мотивы, которые были свойственны ее поэзии всегда. Задумывая сборник “Бег времени”, последним стихотворением в нем она хотела видеть стихотворение 1945 года “Кого когда-то называли люди…” — о Христе и тех, кто его казнил. (При жизни Ахматовой было напечатано (в 1963 году) лишь его заключительное четверостишие.) Это четверостишие действительно было итоговым и очень важным для понимания ее поэзии:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
И долговечней – царственное Слово.
“Царственное Слово” – это о стихах самой Ахматовой, о ее слове. В поздних стихах психологическое действие сменилось эмоционально-интеллектуальным напряжением. Нет и прежней многоликости лирического субъекта.
Героиня Ахматовой теперь более автобиографична, хотя часто и выступает от лица многих, почти всех. Более классичны в поздней лирике Ахматовой метрика и рифма. Из предпочитавшихся классических размеров почти исчезает 4-стопный хорей. Эволюция стиха вполне отвечает эволюции стиля.
Ранние периоды соответствуют “простому”,
В последние годы жизни Ахматовой стал все чаще проявляться международный интерес к ее поэзии. В Сорбонне С. Лаффит начинает читать специальный курс по изучению ее творчества. В 1964 году в Италии А. Ахматовой была присуждена престижная международная премия “Этиа-Таормина”: “…за пятидесятилетие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием сборника… стихов”. В автобиографии 1965 года она отмечала: “Прошлой весной, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской речи – побывала в Риме и на Сицилии.
Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж”. В июне 1965 года ей было присуждено звание почетного доктора филологии Оксфордского университета.
5 марта 1966 года Анна Андреевна Ахматова скончалась в Домодедове, под Москвой. Похоронена она в Комарове, близ Петербурга, где жила последние годы. Свою автобиографию, написанную незадолго до смерти, Ахматова заканчивала словами: “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа.
Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.
- Последний период творчества Заболоцкого Н. А В 1950-е годы в творчестве Заболоцкого появляются жанры стихотворного рассказа и портрета (“Неудачник”, “В кино”, “Генеральская дача”, “Железная старуха”), Особую роль начинают играть стихотворения с нравственно-эстетической проблематикой. Философская проблема сущности красоты исследуется в стихотворении “Некрасивая девочка” (1955). Реалистичные, даже нарочито сниженные детали внешнего облика девочки в начале стихотворения являются своеобразным портретом: Среди других играющих детей […]...
- Свет творчества А. А. Ахматовой Сегодня каждый культурный человек называет это имя с большим уважением. Но было ли так раньше? Стоит вспомнить начало пути поэтессы. В 1911 году в России появились ее первые стихотворения в журнале “Аполлон”, а в следующем году – поэтический сборник “Вечер”. В первые же мгновения Ахматова была определена критиками в ряд великих русских поэтов. Вся ранняя, […]...
- Советский период творчества Маяковского В. В Революция, поэтом которой считал себя Маяковский, победила. Отныне его лира должна была служить только ей. Пафос поэзии Маяковского этих лет – оптимизм и героика, основная тема – борьба за утверждение нового общества. Маяковский считает важной любую работу: делает лозунги и плакаты для окон РОСТА (Российского Телеграфного Агентства), рекламирует новые советские товары и пишет агитки: “Каждый […]...
- Как в лирике А. А. Ахматовой раскрывается тема поэтического творчества? (ЕГЭ по русскому) Темой, связанной с осуществлением творческого процесса, пронизаны многочисленные произведения разных поэтов. А. А. Ахматова занималась написание своих шедевров с такой же естественной потребностью, как и дышала. Создавая цикл “Тайны ремесла”, она стремилась к раскрытию собственного осознания творчества, являющегося продолжением традиции восприятии, связанной с написанием стихотворений, как установления связующего звена между Творцом и человеческим миром (произведение […]...
- Начало творчества Ахматовой А. А В 1912 году первый сборник стихотворений А. Ахматовой “Вечер” вышел тиражом всего триста экземпляров. Сборник был благожелательно воспринят критиками; особо отметил его Брюсов. Начинала свой творческий путь Ахматова как представитель акмеизма, но ее стихотворения довольно скоро вышли за рамки этого течения. Уже в первых книгах стихов определилась ее поэтическая манера: сочетание недосказанности (но не туманности) […]...
- Сочинение доклад: Лицейский период творчества Пушкина С Пушкина начинается новый этап в истории русской литературы. Все ее предшествующее развитие подготовило появление гениального поэта, который сыграл великую роль в развитии не только русской культуры, но и культуры народов и всего человечества. Шесть лет, которые Пушкин провел в Царскосельском лицее, имели очень большое значение для его идейного и творческого роста. Здесь он осознал […]...
- Основные темы творчества А. Ахматовой Анна Ахматова – знаковое имя поэзии первой половины минувшего столетия. Ее жизнь пришлась на сложную эпоху социальных потрясений в виде двух мировых войн и революций, коренной ломки жизненных устоев и мировоззрения людей. Вместе с русским народом Анна Андреевна пережила массовые репрессии тридцатых годов, страшное военное лихолетье. Все это наложило свой отпечаток на художественный мир поэта […]...
- Мемориалы А. А. Ахматовой “35 лет я прожила в одном из самых прекрасных петербургских дворцов. .. и радовалась совершенству пропорций этого сооружения XVIII столетия”, – вспоминала Ахматова. Возле музея, в саду, через 40 лет после смерти поэтессы появился необычный памятник Ахматовой. Он представляет собой часть стены с изображением фигуры поэтессы, которая величаво плывет над землей. Анна Андреевна верила, что […]...
- Краткая хроника жизни и творчества Ахматовой А. А 1889 г., 11 (23 н. ст.) июня. В пригороде Одессы в семье капитана 2-го ранга Андрея Антоновича и Инны Эразмов-ны (урожденной Стоговой) Горенко родилась дочь Анна. 1899-1905 гг. Учеба в Царскосельской Мариинской женской гимназии (под Санкт-Петербургом). 1906-1907 гг. Окончила Киево-Фундуклеевскую женскую гимназию. Первая публикация: стихотворение “На руке его много блестящих колец…” в журнале “Сириус” (Париж, […]...
- Казанский период творчества Толстого Как и в казанский период, еще более, чем в казанский, в годы с 1847-го по 1851-й Толстой живет как бы двойной жизнью. В нем постоянно противодействуют друг другу, борются между собой молодая и сильная воля к жизни и ясное внутреннее сознание того, что есть подлинные и мнимые ценности. В нем борются между собой его внешнее, […]...
- Ранний период творчества. Автобиографическая повесть “Детство Никиты”, роман “Аэлита” и др Алексей Николаевич Толстой в воспоминаниях людей, хорошо знавших его, предстает личностью незаурядной, щедро одаренной от природы. Его яркий артистический талант обнаруживал себя во всем: в манере общаться с людьми, в искусстве создавать окружающий интерьер, в самом образе его жизни и, конечно же, в литературном творчестве. Одним из слагаемых его успеха, по единодушному свидетельству современников, была […]...
- Эволюция творчества А. Ахматовой Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюдце устрицы во льду. А. Ахматова Придя R поэзию в начале века, Анна Андреевна Ахматова заявила о себе как о большом и серьезном художнике. Ее стихи рассказывали о страданиях и радостях любящего сердца, невыразимой тоске одиночества и боли покинутой души. Страшно мне […]...
- Период жизни и творчества Пушкина, который охватывает 1826-1830 годы Сначала Пушкин возлагал некоторые надежды на молодого императора (Николай был только на три года старше Пушкина) и сделал попытку повлиять на него. Свидетельством этого является стих “Стансы” (1826), в котором развивается параллель между Николаем І и Петром І: Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд И памятью, как он, незлобен. Явный намек […]...
- Анализ стихотворения “Мне голос был…” А. А. Ахматовой Во всем сборнике – переживания Ахматовой о Первой мировой и гражданской войнах в России, о грядущей революции. Это период, когда Ахматова увлекается поэтами-классиками, особенно Пушкиным, отсюда – соответствующие стихотворные размеры и возвышенные строки. Они пронизаны чувством бескорыстной, безграничной любви к родине. Не приемля революцию, Ахматова могла бы уехать вслед за остальными интеллигентами, но она чувствует […]...
- Анализ стихотворения “Родная земля” А. А. Ахматовой Эпиграфом стихотворения стали постреволюционные строчки Ахматовой: Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам. Это осознанное признание в любви своей родине. Земля – это и Отечество, и почва, которая тоже – родная: Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею. Метафорические образы “грязь на калошах” и “хруст на […]...
- Лирика А. А. Ахматовой А. А. Ахматова принадлежала к акмеизму (поэтическому течению). Поэты-акмеисты: Н. С. Акмеизм был связан с символизмом, но не поддерживал крайние проявления последнего. Акмеисты открывали ценность человеческой жизни, потаенный смысл предметов и слов. Большую роль в поэзии Акмеистов играют детали: движение, слово, жест. Внутреннее душевное состояние лирического героя акмеисты передавали через окружение – мир вещей, через […]...
- “Европейский период” творчества В. Набокова как выражение мировоззренческих и эстетических представлений писателя “Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию”. Он всегда был не таким, как все. В эмиграции его книги удивляли своей отдаленностью от литературных традиций, вызывали обвинения в “нерусскости”. В Америке он шокировал и покорил всех своей “Лолитой”, превратился […]...
- История создания поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой Поэма “Реквием” – одно из вершинных произведений позднего творчества А. А. Ахматовой. Поэма писалась в период с1935 по 1940 г. До середины 1962 года произведение не имело рукописного текста, а жило в памяти Ахматовой и нескольких наиболее близких ее друзей. История создания этого потаенного документа эпохи следующая: Ахматова жила в уверенности, что в ее комнате […]...
- Анализ стихотворения А. Ахматовой “Приморский сонет” Творческий путь Анны Ахматовой достаточно велик: начав публиковать свои лирические произведения в 1914 году, она не переставала работать до конца жизни (последние изданные стихотворения датируются 1964 годом). Стихотворения Ахматовой разнообразны в тематическом и идейном плане. Поэтесса проявила силу своего творчества в любовной лирике, работала над темой поэзии, поэта и его судьбы, тема патриотизма. Не могла […]...
- Сочинение на тему: “Особенности лирики А. Ахматовой” Поэзия Анны Андреевны Ахматовой зародилась в период так называемого серебряного века – первых десятилетий XX века. Это эпоха в русской литературе. Первые публикации стихов Ахматовой появились в 10-е годы (с 1907 года), в этот же период вышла ее первая книга. Бесспорно Ахматова изъяла из своего необычного талантливого серебряного века: прежде всего виртуозно развитую культуру словесности, […]...
- Произведения моей любимой русской поэтессе (по творчеству Ахматовой) Поэзия этого странного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их. Мастерство Ахматовой быть признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника “Вечер”. А вышедшие через два года после этого “Четки” еще больше подтвердили необыкновенный талант поэтессы. А. Ахматова в своих стихах […]...
- Великая Отечественная война в творчестве Ахматовой А. А Война застала Ахматову в Ленинграде. В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: “С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…” Тогда же, в сентябре 1941 года, когда […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. “Белая ночь” – одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений – возможности прошлого, настоящего и будущего, сходящиеся как химические элементы в постоянно меняющихся гибридных комбинациях с непредсказуемыми свойствами – как основа человеческого опыт рассматривается как важное […]...
- Анализ стихотворения “Слаб голос мой…” А. Ахматовой Стихотворение “Слаб голос мой” написано весной 1913 года. Оно входит в сборник “Белая стая” (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: “Вечер”, “Четки”, “Подорожник”, “Anno Domini”) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Это стихотворение, как и многие другие, о любви. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе […]...
- Вопросы и ответы к творчеству А. А. Ахматовой (№2) 1. Каковы особенности ранней лирики А. Ахматовой? Ранняя лирика А. Ахматовой – в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна деталь, которая передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении “Песня последней встречи” смятение и волнение передано лишь одной деталью: “Я на правую руку надела / перчатку с левой руки”. Нежность и хрупкость […]...
- Поэтический мир Анны Ахматовой (по лирике А. А. Ахматовой) Читать можно много раз одно и то же. Перечитываешь каждый раз по-новому. Внезапно находишь оттенки, ранее не замеченные. Открываются красоты, мимо которых проходил, как слепой. Громко отдаются перезвучия, к которым был глух. Блистают новые грани, наплывают новые смыслы. В сотый, в тысячный раз набредаешь на открытие, что в истинной поэзии царит согласие значения и звучания. […]...
- Стихотворение А. Ахматовой “Родная земля” (восприятие, истолкование, оценка) Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра “любовного дневника”, жанра, в котором она не знала соперников и который оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, об отечестве. Появляется острое ощущение истории, Ахматова написала об А. С. Пушкине: “Он не замыкается […]...
- Многоликость музы А. А. Ахматовой 1. Основные направления лирики Ахматовой. 2. Родина в стихах Ахматовой. 3. Взаимосвязь поэзии Ахматовой и Блока. В человеке порядочном патриотизм есть ничто иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит он ни от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше”. Н. А. Добролюбов А. А. Ахматова […]...
- ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема любви. Однако эта “вечная тема” звучит в поэзии А. Ахматовой так, что ее голос не спутаешь ни с каким другим. Прежде всего, в поэзии А. […]...
- Биография Ахматовой творчество Анна Горенко – это настоящее имя известной и талантливой поэтессы Анны Ахматовой. Родилась знаменитая поэтесса в июне 1889 года недалеко от Одессы. Семья Анны Ахматовой, когда девочке был всего год переезжает в город Пушкин прекрасное место, которое ранние именовалось как Царское село. Чудесная атмосфера и прекрасные пейзажи способствовали появлению ее первых произведений. Анна свое образование […]...
- Сочинение на тему: “Лирика Ахматовой” Основной темой лирики Анны Ахматовой была любовная тема. Анна Ахматова начала свое творчество в 1912 оду, первые ее стихи были быстро распроданы и имели огромную популярность. В то время уже все заметили особенность этой поэтессы, ее необычную и свойственную только ей “ахматовскую строфу”. Первые сборники стихотворений Анны Андреевны Ахматовой начали печататься у Н. Гумилева в […]...
- ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ А. А. АХМАТОВОЙ ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ А. А. АХМАТОВОЙ Лирический герой – это облик личности и тот строй мыслей и чувств, который возникает в произведениях того или иного поэта. Какова же лирическая героиня А. Ахматовой? Пожалуй, одной из главнейших ее особенностей является какая-то подчеркнутая зримость. Черты наружности поэта – ахматовская шаль, ахматовская стройность и худоба, ахматовская челка – перекочевали […]...
- Гражданская поэзия А. Ахматовой Меня, как реку, Суровая эпоха повернула… А. Ахматова Анна Ахматова – яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской литературе “женскую” поэзию – полную тайны, загадки, любви и интуитивного предчувствования. В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской поэзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно проследить […]...
- “Поэтический дневник любви” . Лирика Ахматовой Лирика Ахматовой выросла, как она сама признавалась, из поэзии Пушкина, Баратынского, Тютчева. Но она шла в поэзии своим путем, никому не подражая. У нее был свой собственный, ни на кого не похожий Поэтический голос и своя собственная тема. Практически все стихотворения ее первых книг написаны о Любви и написаны достаточно нетрадиционно для того времени. Непривычно […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Муж хлестал меня узорчатым…” Весной 1910 года в Париже состоялось знакомство Ахматовой и итальянского художника, скульптора Амедео Модильяни. Спустя двенадцать месяцев между молодыми людьми вспыхнул роман. Они виделись каждый день – гуляли по улочкам французской столицы, читали друг другу стихи. Художник создал шестнадцать рисунков, изображающих Анну Андреевну. По словам поэтессы, писались портреты по памяти, а не с натуры. Эти […]...
- ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ КЛАССИКА А. А. АХМАТОВА ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой […]...
- Основные мотивы лирики и творческий путь А. А. Ахматовой “Есть три эпохи у воспоминаний”, – сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга. Начало первого – 1912 г. – выход в свет сборников “Вечер” и “Четки”. Описание событий в романах и других произведениях Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения […]...
- Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой На примере стихотворения “Смуглый отрок бродил по аллеям…” Описание событий в романах и других произведениях Пушкина неисчерпаемо, возможны разные подходы к нему, в том числе и подход к прочтению и пониманию Пушкина через исследовательские материалы Ахматовой (или “штудии”, как называла их сама поэтесса). Правда, не сразу Ахматова начала заниматься серьезным изучением творчества Пушкина. Пытаясь найти […]...
- “Эпилог” “Поэмы без героя” Ахматовой “Поэма без героя” кончается на самом тяжелом времени войны. Воскресив в ее начальной главе далекий 1913 год, осознав и запечатлев, как всегда, бескомпромиссно и сурово, внутренние повороты своей жизни, Ахматова пришла в “Эпилоге” к великому и нетленному образу Родины, вновь стоящей на самом переломе двух грандиозных эпох. Поэма как начиналась, так и кончается трагедийно, но […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник…” В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой “Белая стая”, считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный. Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество […]...