Последний и самый значительный этап в жизни князя Андрея и Пьера
Стремясь к полезной деятельности, Андрей Болконский едет в армию. В войне 1805 г.. активность героя связана с честолюбивыми мечтаниями о славе, своем “Тулоне”. Его кумиром был Наполеон как личность деятельная и сильная.
Это увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала XIX в. Однако раненный под Аустерлицом, глядя на “высокое”, “бесконечное” небо над полем битвы, Болконский думает о том, что все человеческое в сравнении с прекрасной природой – суета и обман. Андрей убеждается
Наступает душевный кризис, совпавший со смертью жены. Андрей приходит к отрицанию общественных форм жизни. Он решает заняться хозяйством, воспитывать сына. “Жить для себя… вот вся моя мудрость теперь”,- говорит он.
Но человек высокой культуры, глубоких чувств, Андрей Болконский не мог отрешиться от мира, уйти в себя. Встреча с Наташей в Отрадном вновь пробуждает в нем жажду деятельного добра. Князь Андрей ощущает прилив энергии, осознавая, что жизнь в 31 год еще не кончена.
Эта перемена подчеркнута символическим описанием старого дуба, который,
Разрушаются надежды и на личное счастье. Наташа, с которой князь Андрей был уже обручен, увлекается красавцем Анатолем. Болконский переживает глубокую душевную драму. Как и в первой части эпопеи, это подчеркнуто описанием неба.
Всегда просторное, таинственное, оно кажется теперь князю Андрею плоским, лишенным былой привлекательности.
Последний и самый значительный этап в жизни князя Андрея связан с грозными событиями 1812 г. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский испытывает чувства, которые разделяют народ и армия. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк.
Там он свой человек; солда-1ы называли его “наш князь”, любили за храбрость. Князь Андрей начинает осознавать, что главное назначение человека – в служении интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек передовых убеждений.
Такие, как он, впоследствии пойдут на сближение с декабристами.
Грудные испытания выпали на долю Пьера. Поначалу он как и князь Андрей, далек от народной жизни. Для чего жить?
Какая сила управляет всеми?” Ответы на эти вопросы он ищет всюду: “в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки, все обманули его”. Действительно, достаточно вспомнить неудавшееся намерение Пьера облегчить жизнь крестьян путем устройства для них больниц, приютов, школ, чтобы понять, как трудно было герою найти верную дорогу, не порывая с дворянским обществом.
Ответы на свои вопросы Пьер нашел, подобно князю Андрею, в 1812 г. Как и все честные люди, он не мог быть безучастным к судьбам родины. Когда после Бородинского сражения русские войска вынуждены были оставить Москву, Пьер понял, что его мечта “участвовать в народной защите Москвы” стала “необходимостью и неизбежностью”, поэтому он должен остаться в городе, “встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы”. Однако герой действует неосмотрительно и попадает в плен.
Здесь происходит его встреча с Платоном Каратаевым, простым солдатом с крестьянским мышлением, который помог ему понять смысл жизни.