Последние трагедии Шекспира
Шекспир не знает устали. “Чернильница его дымится, как кратер”. Так напишет о нем к трехсотлетию со дня рождения Шекспира французский писатель Гюго. Вслед за “Макбетом” появляется на свет трагедия “Антоний и Клеопатра” (1606). Затем еще несколько трагедий на античные сюжеты: “Троил и Крессида” (1607), “Корио-лан” (1608), “Тимон Афинский” (1609).
В эти же годы он пишет комедии “Мера за меру” и “Конец – делу венец”. Не бесстрастное исследование древности и воспроизведение исчезнувших времен и народов влечет
Он постигает бедствия, страдания и пороки, которые неизбежно рождаются и растут в обществе, где мерой ценности человека служат титулы и золото.
Золото. Деньги. Их тлетворную силу Шекспир видел и раньше.
Вот золото, гораздо худший яд И корень пущих зол и преступлений, Чем этот безобидный порошок, Не ты, а я даю тебе отраву,- говорил Ромео аптекарю, покупая у него яд.
За неуплаченный долг ростовщик Шейлок требовал расплаты мясом живого человека (“Венецианский
Отшельник Тимон искал в земле коренья и наткнулся на клад. С ужасом и омерзением смотрит он на сверкающие монеты:
Что вижу я? Как! Золото! Металл, Сверкающий, красивый, драгоценный! Тут золота довольно для того, Чтоб сделать все чернейшее белейшим, Все гнусное прекрасным, всякий грех Правдивостью, все низкое – высоким, Трусливого – отважным храбрецом, Все старое – и молодым, и свежим
Золото, богатство, дух наживы приводит к тому, что все в мире идет наоборот, становится на голову, как о том пел шут короля Лира. В этом монологе Тимона уже содержится в концентрированном виде та тема, которая спустя два столетия развернется во всю ширь в европейской литературе – в книгах Бальзака и Диккенса, Толстого и Достоевского, Флобера и Золя и многих других больших писателей. Монолог Тимона Афинского будет цитировать в своих трудах Карл Маркс, приводя его как пример глубокого пони-мания сущности денег, их извращающей силы.
В последних своих пьесах, написанных с 1609 по 1612 г., Шекспир как бы прощается с театром, как бы оглядывается на пройденный путь. “Цимбелин”, “Зимняя сказка”, “Буря”. В этих пьесах уже нет прежнего накала страстей, сгущенной грозовой атмосферы. Кажется, будто, взойдя на вершины, Шекспир поднялся над тучами и оттуда, с вышины, бросает взгляд на мир с его превратностями, грозами, обманами и радостями.
Трагедия сочетается в его последних пьесах с комедией, горькая правда с волшебной сказкой, драматическое действие с феерией. Перемены в его творчестве объясняются и тем, что Шекспир был вынужден приспосабливаться в эти годы к вкусам иной публики, чем та, к которой он привык за долгое время работы в общедоступном театре. Общедоступные театры еще существовали в Англии, но уже перестали быть центром живой, пытливой мысли.
Их теснили со всех сторон. Они были не по душе и верхушке дворянства во главе с королем, и врагам аристократии – пуританам. Труппа Шекспира перешла в ведение королевского двора и выступала теперь главным образом в закрытом театре.
Годы расцвета общедоступного театра в Англии остались позади. И Шекспир навсегда простился с театром.
В 1613 г., на пятидесятом году жизни, Шекспир оставил Лондон, покинул сцену и переехал в Стретфорд. Больше он не написал ни одного произведения. В Стретфорде жила его семья, которой он постоянно помогал, работая в Лондоне.
Отец уже умер. Умер и сын Шекспира. В живых остались жена и две дочери. Старые долги отца были давно уплачены.
Шекспир стал одним из самых богатых и уважаемых горожан Стретфорда. Он мог спокойно работать в своем саду, и он усердно сажал в нем деревья. Иногда его навещали старые друзья – литераторы, актеры и за кружкой эля они вспоминали былое. На вид Шекспир был еще крепок и бодр, но, надо думать, здоровье его было подорвано.
В 1616 г. он скоропостижно скончался. Его похоронили в Стретфорде. И сейчас там цел его дом; паломники из всех стран мира посещают его. Сочинения Шекспира были впервые собраны и изданы, вероятно, его друзьями-актерами через семь лет после его смерти.
Предисловие к книге написал замечательный драматург того времени Бен Джонсон. “Душой века” назвал он Шекспира.
Душа века трепещет в драмах Шекспира и, возвышаясь над своим веком, находит отклик в других веках и поколениях.