Последние годы жизни Есенина С. А

С. Есенин вернулся на родину иным: “После заграницы я смотрю на страну свою и события по-другому” (“Автобиография”, 1924). После возвращения началось очень трудное для поэта время. Против него было сфабриковано обвинение в антисемитизме, которое рассматривал товарищеский суд. Травля Есенина принимала хорошо организованные формы: всего с 1920 по 1925 год против него было заведено 13 уголовных дел; критика постоянно упрекала его в несоответствии современным литературным задачам.

На нервной почве ухудшилось здоровье поэта. Но что удивительно

– в этот период он создал самые светлые свои произведения: “Заметался пожар голубой…”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу…” и др.
Произведения этого периода объединяет философское осмысление жизни. Именно в эти годы поэт создает стихотворения о матери, развивает жанр послания (“Письмо деду”, “Письмо к сестре”, “Письмо матери”). В посланиях к близким он высказывает свою боль и сомнения без недомолвок, рассказывает о своей жизни, делится планами на будущее.

Исследователь В. Базанов отмечал, что “в стихотворных “посланиях” Есенин искусно

переплавляет бытовой, казалось бы, сугубо прозаический материал, превращая его в достояние лирической поэзии, создавая особую атмосферу интимности, задушевности”.
“Письмо матери” (1924) поражает музыкальностью, удивительно правильным для элегического послания ритмом, чередованием женских и мужских рифм, ассонансов, повтором строф – все это формирует песенное начало стихотворения.
Мотив света пронизывает все стихотворение – это и деревенский пейзаж, и избушка, над которой “вечерний несказанный свет”, и в первой строфе – мать: “Ты одна мне несказанный свет”. Через стихотворение проходит мотив дороги: “Что ты часто ходишь на дорогу…” Ожидания матери сбудутся, встреча состоится. Лирический герой сам живет мечтой об этой встрече, о “низеньком доме”: “Я вернусь, когда раскинет ветви / По-весеннему наш белый сад”.

Пока же он сам в дороге, в пути, усталый скиталец, но с ясным ощущением того, что “к старому возврата больше нет”.
В 1924 году внезапно скончался друг С. А. Есенина А. В. Ши-ряевец. Есенин посвятил ему стихотворение “Мы теперь уходим понемногу…” (1924).
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил но голове.

Философское осмысление жизни позволяет лирическому герою оценить, увидеть счастье в простом и обыденном и грустить, так как “…в той стране не будет / Этих нив, златящихся во мгле…”.
В 1925 году увидел свет сборник Есенина “Русь советская”. Это своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения “Возвращение на родину”, “Русь советская”, “Русь уходящая”. Поэт вновь и вновь пытался понять и принять “коммуной вздыбленную Русь”. Стихотворение “Русь советская” (1924) начинается элегическим воспоминанием:
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Ураган революции уничтожил целое поколение, на смену которому пришли люди с другим мышлением, другим отношением к деревне (“Уж не село, а вся земля им мать”, “Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я словно иностранец”). Но грусть не единственный и не основной мотив стихотворения. Звучит пушкинский мотив встречи с “племенем младым, незнакомым…”:
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

Однако это не только осознание бытия, естественности смены поколений, но и трагизм отторжения: “Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен”, “Ни в чьих глазах не нахожу приют”. Строящие новую жизнь земляки отвергают поэта. Он не осуждает их, напротив, приветствует.

Его пожелания добры и светлы: “Цветите, юные, и здоровейте телом!” Но “другой напев” лирический герой не принимает: “А я пойду один к неведомым пределам, / Душой бунтующей навеки присмирев”. Советскую реальность он не отождествляет с Русыо, которой он будет служить вечно:
Но и тогда,
Когда на всей планете Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. ‘
В стихотворении “Русь уходящая” (1924) С. Есенин признает новую Россию, хотя понимает, что многое изменилось на родине и осознать происходящее непросто. “Я человек не новый! / Что скрывать? / Остался в прошлом я одной ногою, / Стремясь догнать стальную рать, / Скольжу и падаю другою”.
Размышляя о судьбах людей, лирический герой осознает трагичность тех, которые “еще несчастней и забытей”, завидует тем, “Кто жизнь провел в бою, / Кто защищал великую идею”, грустит о своем прошлом: “А я, сгубивший молодость свою, / Воспоминаний даже не имею”. Подводя итоги элегическим размышлениям, он понимает трагичность своего положения:
Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Философское и эмоциональное наполнение поздней поэзии Есенина – избавление от внутреннего конфликта и стремление к гармонии. Это ощущается и при знакомстве с циклом “Русь советская”. Еще яснее эти настроения пронизывают стихотворение “Неуютная жидкая лунность…” (1925). Его лирический герой стремится найти гармонию в новой жизни.

Воспоминаниям юности (“Неуютная жидкая лунность / И тоска бесконечных равнин…”, “По дорогам усохшие вербы / И тележная песня колес…”) лирический герой противопоставляет мечту об индустриальной деревне: “Мне теперь по душе иное… /Ив чахоточном свете луны / Через каменное и стальное / Вижу мощь я родной стороны”.
В стихотворении слышится желание лирического героя увидеть новую Русь, “мощь родной стороны”, возрождение деревни через индустриализацию: “Но и все же хочу я стальною / Видеть бедную, нищую Русь”. Однако и это стихотворение нельзя назвать оптимистическим, скорее это оптимистическая трагедия. “Я не знаю, что будет со мною… / Может, в новую жизнь не гожусь…” Новую жизнь лирический герой принимает разумом, а подлинные чувства – тоски и боли – в подтексте стихотворения. Мысль “может, в новую жизнь не гожусь” проходит через многие поздние стихотворения С. Есенина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Последние годы жизни Есенина С. А