“Последнее стихотворение” Ахматовой, анализ

Данный цикл является последней прижизненной книгой поэтессы и состоит из 10 стихотворений, объединенных мотивом “поэта и поэзии”. “Последнее стихотворение” датируется 1959 г. и относится к поздней лирике поэтессы, когда она все чаще обращается к философским размышлениям о жизни, любви, творчестве, смерти. Темой этого стихотворения является тема поэтического “ремесла”, творчества и относится оно к так называемой философской лирике. Здесь автор рассказывает о стихах, о том, какими они бывают, как они “приходят” к поэту.

Композиционно произведение можно разделить на 5 частей, в каждой из которых дано описание появления разных стихов.

В сюжете можно проследить, как стихи, подобно неким сущностям, “врываются” в жизнь лирического героя, “крадутся”, “струятся”, “бродят”. Отдельно выделяется “выпившее по капле кровь”, но бесследно “ушедшее” стихотворение, без которого герой “умирает”. И перед читателем предстает образ “ускользнувшего” вдохновения.

Стихотворение написано амфибрахием, имеет парную рифму. Тут присутствуют такие тропы, как олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры. В стихотворении есть ассонанс – во многих строках повторяется звук “о”, что добавляет произведению выразительности.

Из стилистических фигур здесь наблюдается градация, по которой различные типы стихов расположены в порядке убывания, согласно степени “яркости” своего “прихода” в мир поэта. Но в двух последних строфах видно описание стихотворения, наиболее поразившего автора своей силой и неуловимостью.

Поскольку Ахматова являлась акмеистом, то и в “Последнем стихотворении” видны черты этого литературного течения: острота слова, четкость композиции, изображение переживания.



“Последнее стихотворение” Ахматовой, анализ