“После бала”(сочинение-отзыв) (2)
Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Чувство Сергея Николаевича Толстого (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался наказанием через строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа “После бала”.
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого
А его обещание рассказать об одном утре, от которого “переменилась вся его жизнь”, заставляет внимательно и с интересом следить за дальнейшим повествованием.
Мы окунаемся в эпоху сороковых годов XIX столетия. Сначала нас зачаровывает атмосфера великолепного
Бесконечные вальсы, кадрили, польки. Наш герой очарован красотой Вареньки Б…, любуется ее стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, зарумянившимся с ямочками лицом, ласковыми, милыми глазами. Он влюблен.
Он “не только весел и доволен”, но “счастлив, блажен… добр”, словно “какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Свою любовь к Вареньке молодой человек переносит и на окружающих. Он “обнимал в то время весь мир своей любовью” и с восторженным умилением любовался танцующей парой: отец-полковник пригласил Вареньку на мазурку, и ее грациозная фигурка “плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых, атласных ножек”.
К отцу же ее Иван Васильевич испытывал в то время “какое-то восторженно-нежное чувство”. Мазурка кончилась, и полковник откланялся, сославшись на важные дела рано утром.
Когда молодой человек приехал домой, приятные воспоминания не давали ему уснуть. Казалось, он был бесконечно счастлив, но счастье все росло и росло, он вспоминал Вареньку, танцующую в паре с отцом. И он невольно соединял “его и ее в одном нежном, умиленном чувстве”. Автор часто подчеркивает важные мысли повторами, и этим дополнительно усиливает образность и экспрессивность восприятия.
Кроме того, оценку увиденному рассказчик дает в соответствии со своим внутренним состоянием. На балу любовь к Вареньке освободила всю скрытую в душе молодого человека “способность любви”. Но, выйдя на улицу и став невольным свидетелем экзекуции, которой руководил отец Вареньки, рассказчик испытывает совсем другие чувства. “Мне же было до такой степени стыдно, – говорит он, – что не знал, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, и опустил глаза…
И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища”.
Очень важную роль и в композиции рассказа, и в выражении его идеи играют противопоставления. Противопоставлены два основных эпизода – мазурка и экзекуция. Противоположно и описание полковника в этих двух эпизодах.
Танцуя, “он бойко топнул одной ногой”, “фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы”; “он ловко прошел два круга”; “нежно, мило обхватил дочь руками…”. А утром на площади “он шел… подрагивающей походкой”; “втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу”; “сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу”, злобно хмурился. Нам словно представлены два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой – омерзение.
Еще ярче контраст между полковником “с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами” и наказываемым, который, “дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами”, двигался сквозь строй солдат.
Хотя сюжет рассказа понятен и прост, история жизни Ивана Васильевича, перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру и который отказался от государственной службы после случая, изменившего всю его жизнь, на меня произвела очень сильное впечатление. Во многом этот эффект достигается умелым использованием языковых средств и художественных приемов.
Л. Н. Толстой как мудрый и тонкий художник слова показывает нам, что решение его героя о “неучастии во зле” оправдано и приобретает в рассказе высокий гуманистический смысл.