“Портреты и только портреты входят в состав комедии…” (Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
Белинский писал, что “комедия Грибоедова отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый, затертый механизм старинной драмы”. Точно так же отверг драматург и классицистский принцип обрисовки действующих лиц. Характеры, созданные Грибоедовым, неоднозначны: в каждом из них смешано хорошее и дурное.
Так, например, Фамусов в комедии предстает в самых различных ролях. Во-первых, это важный московский барин, достаточно крупный и влиятельный государственный чиновник. Как заметил Белинский, “это гоголевский городничий
Знатность, вследствие чинов и денег, – вот его идеал жизни”.
Фамусов – типичный московский чиновник, озабоченный лишь собственной карьерой, положением в обществе, при случае не брезгующий лестью и подхалимством (в этом он схож с Молчалиным). Недаром идеалом Павла Афанасьевича является покойник-дядя, Максим Петрович, который однажды, как шут, потешал придворное общество на светском рауте, но зато потом – “пред всеми знал почет”.
Фамусов – бюрократ и формалист. Чтобы не накопилось много дел, у него заведен обычай: “подписано, так с плеч долой”. Думается,
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…
“Радение” Павла Афанасьевича на службе весьма красноречиво обрисовывается им самим в разговоре со слугой: “К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели”, “В четверг я зван на погребенье”, “А может в пятницу, а может и в субботу, я должен у вдовы, у докторше, крестить”.
В жизни Павел Афанасьевич очень уважает родство:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки,
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Воплощая в себе “век минувший”, Павел Афанасьевич ненавидит образование, науки, считая, что в них все зло. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина”, – заключает он, глядя на Чацкого. Будучи консерватором, Фамусов не приемлет никаких нововведений. Вольнолюбивые настроения Чацкого, его обличительные речи, критика общественных порядков – все это порядком пугает Павла Афанасьевича.
Услышав на балу сплетню о сумасшествии Чацкого, он ни на минуту не сомневается в услышанном. Для Фамусова безумие Чацкого – это его инакомыслие:
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, – и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!..
Однако Грибоедов изображает Фамусова и в других ролях. Павел Афанасьевич – заботливый отец. Оставшись вдовцом, он сам с детства воспитывает дочь, дает ей неплохое образование – Софья любит читать, говорит правильным литературным языком. Думая о будущем дочери, мечтая о приличной партии для нее, Павел Афанасьевич по-своему заботится о Софье:
Теперь… да в полмя из огня:
Тот нищий, этот франт-приятель;
Объявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Фамусов – хлебосольный московский барин, он по-русски гостеприимен, по-своему отзывчив. В его доме с детства воспитывался Чацкий, сын покойного друга Фамусова.
Павел Афанасьевич по-своему патриотичен. Как и Чацкий, он выступает против засилья в России всего иностранного, против подражания французам. Застав Молчалина рядом с комнатой Софьи, он искренне возмущается:
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!
Фамусов – настоящий философ, он достаточно умен, проницателен. Речь его меткая, образная, остроумная, очень подвижная. Множество высказываний Фамусова в комедии стали афоризмами: “Ну как не порадеть родному человечку!”, “Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”
Таким образом, характер Фамусова в комедии обрисован подробно и многосторонне: это и важный чиновник, и заботливый отец, и по-русски хлебосольный, гостеприимный хозяин, и старый волокита, и истинный философ, остроумный человек, носитель образной, подвижной, меткой речи.
Характер Молчалина в комедии не столь многогранен. Историю этого персонажа мы узнаем из разговора Фамусова с Софьей:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство…
Алексей Степанович довольно быстро освоился в доме Фамусова, подкупая всех обитателей его своей скромностью, молчаливостью. “Уступчив, скромен, тих”, “чужих и вкривь и вкось не рубит”, “в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких” – так Молчалина характеризует Софья. Алексей Стенаныч всегда вежлив и любезен с окружающими. Софья рассказывает о нем Чацкому:
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит.
А между прочим
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет…
Каковы же мотивы поведения Молчалина? Свою жизненную философию он раскрывает в разговоре с Лизой:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин далеко не глуп. Напротив, как замечает Белинский, он “умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах”, Действуя в соответствии со своим “имиджем”, Молчалин прикидывается влюбленным в “угоду” Софье. Здесь он становится нежным и романтичным:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит…
Однако, оставшись наедине с Лизой, Молчалин сбрасывает маску романтического влюбленного: он откровенно волочится за ней, цинично рассуждая о достоинствах Софьи, которую любит “по должности”. С. Яблоновский писал, что Молчалин – истинный “виртуоз в науке страсти нежной. С Лизой он будет проявлять чувственность и соблазнять ее подарками, а с Софьей, – о, тут целая симфония…”
Мотив “Максима Петровича”, берущий начало в комедии н образе Фамусова, получает окончательное, полное завершение в образе Молчалина. Лесть и подхалимство – вторая натура Молчалина. Мотив “Максима Петровича”, мотив падения реализуется в поведении этого персонажа и в буквальном, и переносном смысле: это и падение Молчалина с лошади, и нравственное падение его в финале комедии.
Помни, что Софья слышала его разговор с Лизой, Молчалин бросается перед ней на колени: “Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..” Однако Софья больше не верит своему возлюбленному. В этом “безверии” героини угадывается отсутствие подлинных, глубоких чувств. Именно поэтому она остается гордой и непреклонной в финале комедии:
Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я не слыхала.
“Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника…”, – писал Белинский. Однако, думается, героиня лишь думает, что любит Молчалина, “лишь играет в роман”.
Таким образом, тема чинопочитания, лести раскрывается в комедии в жизненных историях двух персонажей – Фамусова и Молчалина. Уверенной рукой мастера созданы характеры не только типические, но глубоко самобытные и оригинальные.