Понятие о счастье в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы “по словечку”, как он сам выразился, собрать все сведения о русском народе. Поэт показал не только все стороны крестьянской жизни с ее изнурительным трудом, оскорблениями и угнетениями со стороны властей, но и противопоставил им класс крепостников. Поэма имеет единый смысловой центр. Это представление о счастье.

В понятие “счастье” поэт вкладывает несколько значений. Нравственное смысл счастья Некрасов показывает на примере ежедневной жизни мужика-крестьянина,

а также через образы женщин. Еще один аспект, политический, заключается в том, что поэт показывает путь, благодаря которому можно добиться счастья. Этот путь лежит через обретение свободы.

Счастье для Некрасова – это вполне реальная категория, которая заключается в человеческой справедливости, свободе и равенстве всех людей.

Сюжет поэмы строится на том, что семеро крестьян из “Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелого, Неелого, Не-урожайка тож” решают отправиться на. поиски счастья.

В дороге мужики знакомятся с крестьянами из таких же несчастных деревень: Босова, Дымоглотова, Столбняков, губерний Испуганной и Неграмотной. Но мужицкое счастье везде одинаковое – “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”, Крестьяне, которых встречают они на своем пути, все нищие, голодные, оборванные, изможденные от непосильной работы:

С лаптя до ворота Шкура вся вспорота, Пухнет, с мякины живот. Верченый, крученый, Сеченый, мученый, Еле Калина бредет.

Чтобы забыться, мужики идут в кабак топить свою тоску в вине. Автор осуждает эту привычку крестьян и в то же время им сочувствует. Но среди крестьян уже находятся люди, способные на бунт, пусть даже только на словах. Не выдержав издевательств князя Утятина, Агап Петров высказывает ему все, что накипело в душе:

…Цыц! Нишкни!.. …Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы Последышу Пинка – и кончен бал!

Взбунтовался по-своему и Яков Верный. Пытаясь хоть как-то отомстить за своего племянника, он повесился. Эти крестьяне еще только начинают понимать необходимость борьбы, но они нащупывают верный путь к счастью.

К числу крестьян, поднявшихся до осознания своего бесправия, принадлежит Яким Нагой. Он так говорит о причине обнищания крестьян:

Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

В главе “Счастливые” Некрасов рассказывает о Ермиле Гирине, который встал на защиту крестьян. Это умный, наделенный чувством справедливости человек. Став крестьянским защитником, Гирин попадает в острог.

Такая же судьба и у “богатыря святорусского” Савелия. Человек острого ума, могучей силы, он борется против рабской покорности и угнетения. Он понимает необходимость борьбы и бросается на угнетателей с топором в руках.

Его постигает та же участь каторжника, но дух его не сломлен: “клейменый, да не раб”. Каждый по-своему видит и понимает счастье. Если Агап, Яким, Савелий и другие видят его в протесте и в борьбе, то такие, как Клим, Ипат, Глеб, довольствуются малым званием холопа.

Клим видит счастье не только в служении князю, но и в пьянстве, воровстве и бродяжничестве. Клим князя Утятина называет не иначе как князюшкой, а себя – его рабом недостойным. Дворовый князя Переметьева вылизывает господские тарелки, допивает оставшееся в рюмках вино и с гордостью говорит о себе:

У князя Переметьева Я был любимый раб. Жена – раба любимая.

Егорка Шутов служил в полиции и за деньги готов был продать своего брата-мужика. Он всякий раз терпел побои ‘за свои подлые делишки. Не зря крестьяне говорят: “Не бить его, так уж кого и бить”.

Занимается предательством и староста Глеб, который согласился уничтожить вольную, данную его барином крестьянам. У помещика Оболта-Оболдуева тоже свое понимание счастья. Он всеми силами старается сохранить милую ему жизнь при крепостном праве.

Полностью согласен с ним и поп, доходы которого растут по мере притеснения крестьян. Жизнь Матрены Тимофеевны, как и у каждой женщины-крестьянки – тяжелая доля и непосильный труд. “…Не дело – между бабами счастливую искать”, – отвечает Матрена на вопрос странников о счастье.

В конце поэмы Некрасов рисует образ Гриши Добросклонова. Это человек нового типа, в котором воплощено все то, что подспудно дремало в душах крестьян. Доброс – клонов принадлежит будущему, он смотрит вперед, верит в силу и мощь “загадочной Руси”:

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!..

В образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил свое понятие о счастье: оно в освобождении народа от угнетения и во всеобщем равенстве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Понятие о счастье в поэме “Кому на Руси жить хорошо”