Понятие о литературном типе
В статье “Лучше позже, чем никогда” Гончаров писал: “…если образы типичны, они непременно отражают на себе – крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отражаются, как в зеркале, и явления общественной жизни, и нравы, и быт”.
В письме к Достоевскому в 1874 г. Гончаров так объяснял свою позицию: тип “с той поры и становится типом, когда он повторился много раз или много раз был замечен, пригляделся и стал всем знаком”.
В данном случае писатель обобщал прежде всего свой собственный
В современной теории литературы принято считать, что тип, или типический характер, – это художественный образ человека, определенной личности, выступающей в ее индивидуальном своеобразии, со всеми присущими ей чертами и свойствами, отражающими существенные
Возникает вопрос: должен ли писатель, создавая тот или иной литературный тип, фиксировать лишь то, что уже отстоялось, утвердилось в жизни, или же автор может в известном смысле обгонять эпоху, точнее, обнаруживать в ней то, что только еще зарождается, то, что большинство еще не воспринимает как нечто существенное в развивающейся действительности? Таким был Тургенев, который утверждал: “Наше время требует уловить современность ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя”.
Итак, понимание Гончаровым сущности типического в литературе не является единственно возможным. Однако автор “Обломова” сознательно избрал для себя такой путь в искусстве, создал свой мир, в котором он – полный хозяин. Нельзя воспринимать Гончарова по тем эстетическим меркам, которые признавали Тургенев или Достоевский.
Гончаров остается Гончаровым.
Related posts:
- Понятие о литературном типе (на примере творчества И. А. Гончарова) В статье “Лучше позже, чем никогда” Гончаров писал: “…если образы типичны, они непременно отражают на себе – крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отражаются, как в зеркале, и явления общественной жизни, и нравы, и быт”. В письме к Достоевскому в 1874 г. Гончаров так […]...
- “Многоликость” внутреннего мира Чичикова на литературном материале поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” “Многоликость” внутреннего мира Чичикова. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное из тайника народной жизни”. В поэме нашли свое выражение все основные особенности таланта автора. Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него […]...
- ПРОБЛЕМА “ОТЦОВ И ДЕТЕЙ” (Размышление на литературном или жизненном материале) Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим говорить, составляем одну большую дружную семью. Все мы – дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения. Самой […]...
- Место Островского в русском литературном процессе В июне 1880 года произошло открытие памятника Пушкину в Москве, превратившееся в подлинный праздник русской литературы. Определяя свое отношение к Пушкину, русские классики высказывали собственные представления о писательском труде и нравственных обязанностях литератора. В высшей степени характерно и “Застольное слово о Пушкине”, произнесенное Островским. Об исторической роли великого поэта он говорил: “…Прочное начало освобождению нашей […]...
- Роль идеологического спора в литературном произведении То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Л. Толстой Лев Николаевич Толстой – писатель-философ, глубоко, последовательно и своеобразно рассуждающий о смысле бытия, непреходящих человеческих ценностях, о роли личности в истории. В романе “Война и мир” писатель дает законченную философскую систему по многим направлениям. Порой это отвлеченные авторские рассуждения на определенную тему или […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ (На литературном материале и по жизненным впечатлениям) (1 вариант) Почти в каждом художественном произведении присутствует Любовь и дружба. Порою кажется, что без этих двух чувств произведение будет неполным: оно рассказывает о людях, о взаимоотношениях между людьми, и невозможно писать только о ненависти, не говоря о любви. Ненависть – тоже любовь, только с отрицательным зарядом. А говоря о вражде, нельзя не противопоставить ей дружбу. Не […]...
- Понятие о традициях и новаторстве в литературе Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе. Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для […]...
- Понятие метафора Сравните выражения: льняные волосы и льняное волокно. В первом случае (льняные волосы) слово употребляется в переносном значении: шелковистые и мягкие, как лен, волосы. Во втором случае (льняное волокно) слово льняное употребляется в своем настоящем первоначальном значении: волокно изо льна. Как же образуется переносное значение? Люди издавна начали переносить признаки и свойственные особенности одного предмета или […]...
- Что такое миф? Понятие В фольклорах всех народов мира встречаются мифы. Корни слова “миф” тянутся еще с древней Греции – оно означает “предание, сказание”. Мифы – являются колыбелью человечества. Они возникли в глубокой древности, когда люди были еще не способны научно объяснить явления природы, устройство мира и происхождение человечества. Поведением и сознанием наших далеких предков руководили в большем случаи […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ (На литературном материале и по жизненным впечатлениям) (2 вариант) …Мой нежный друг, Мой друг бесценный, И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил… А. С. Пушкин Это случилось около десяти лет назад. Как хорошо помню тот Жаркий день на даче, когда я впервые увидела этого, теперь бесконечно дорогого мне человека, вернее, человечка (ведь нам было-то всего лишь восемь […]...
- Что такое “Проблема в литературном произведении” ПРОБЛЕМА в литературном произведении – качество его содержания и формы, выделение какого-то их аспекта, акцент на нем, интерес, во многом определяющий тип читательского восприятия. А. С. Пушкин в конце января 1825 г. писал А. А. Бестужеву о “Горе от ума” А. С. Грибоедова: “Цель его – характеры и резкая критика нравов”. Здесь под словом “цель” […]...
- Понятие теории литературы в программе обучения При необходимости, предопределенной изучением основного материала, и в меру нагромождения конкретных наблюдений, понятий, фактов, программа обязывает формировать знание из теории литературы. Они нужны как непременное условие более глубокого понимания и восприятия художественного произведения или литературного явления, более полного обеспечения, идейно эстетичного воспитание учеников. В процессе изучения творчества писателей и характеристики этапов развития литературы программа определяет […]...
- Понятие о Модернизме в литературе В начале ХХ столетия традиционные формы искусства, такие как реализм и романтизм, уже не могли передать всех реалий новой жизни. Как удачно высказался испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, новое искусство утверждалось на “абсолютном отрицании старого”. Для обозначения этого периода культуры, а также совокупности новых течений в искусстве, просуществовавших с конца XIX ст. и, по крайней мере, […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕСТИ И СОВЕСТИ (На литературном материале или по личным впечатлениям) Я не сам ли выбрал час рожденья… Век и царство, область и народ, Чтоб пройти сквозь муки и крещенье Совести, огня и вод? М. Волошин Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Да, честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, […]...
- Роль русской литературы в мировом литературном процессе Русская литература достигла того уровня идейно-художественного развития, при котором стало возможным творческое исследование современной действительности и соответственно решение новых эстетических проблем, выдвигаемых жизнью. В художественном плане такой знаменательный итог был подготовлен длительными идейно-стилевыми исканиями прозы, отразившими усложнение процесса художественного познания текущей действительности. Военная, “деревенская”, художественно-биографическая, историческая проза обогатили эстетическую систему социалистического реализма. Сформировались писательские индивидуальности, […]...
- Как история отражается в литературном произведении? Образованные люди всегда обращаются к прошлому своей страны, без которого сложно осознать собственное предназначение. Это стремление вполне естественно, ведь невозможно постичь себя до конца, не зная корней, истоков государства и того, что пережито предками. О событиях прошлого доходчиво повествуют исторические книги. Авторы выстраивают цепочки событий с фактами и комментариями. В них даются оценки деятелям разных […]...
- Очерк о литературном творчестве Джеймса Олдриджа Джеймс Олдридж, английский писатель и общественный деятель, родился 10 ноября 1918 года в городе Уайт-Хилс в австралийском штате Виктория. Учился в мельбурнском коммерческом колледже, а со временем – в Лондонском университете. В 1938 переехал в Англию. Работа журналиста и военного корреспондента, который побывал на многих фронтах Второй мировой войны, стала для Олдриджа школой жизненного опыта […]...
- Понятие об архетипе Анализируя главы романа, вы, конечно, обратили внимание на то, какое чувство испытывают казаки от общения с землей. Они измеряют свою жизнь законами землепашца, для которого жить – это значит пахать, сеять, собирать урожай. Неслучайно в романе такое важное место отводится описаниям земли и плодов деятельности на ней человека. Вспомним цитаты из первой части “Тихого Дона”: […]...
- Понятие про миф С давних времен люди пытались объяснить мир, природу и свое место в окружающей среде. Так возникли мифы, которые является особенным способом мышления, воплощением коллективного сознания народа, отражением представлений и верований древних людей. Миф в переводе с греческого означает слово, молва, весть, рассказ. От этого слова происходит понятие мифология – 1) совокупность мифов: 2) наука, задачей […]...
- Человек и общество (на литературном или научном материале) В человеке, как в капле воды, отражается все общество: лучшие качества и его пороки. Сегодня люди впервые получили возможность не просто высказаться, но и выговориться. Выплеснуть все, что накопилось на душе. И всем стало видно, сколько вдруг появляется грязи. Не целебный источник забил, а гнойник прорвался. Потеряла Россия В России Россию, – пишет Евгений Евтушенко […]...
- Элементарное определение художественного целого в литературном произведении Художественное произведение представляет собой сложное единство многообразных и разнородных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Один и тот же материальный элемент может выполнять различные функции и иметь различные значения в разных системах отношений. Поэтому для характеристики литературного произведения наряду с историко-литературным […]...
- “Книга для каждого освещает наше личное движение к истине” (М. Пришвин)(на литературном материале XIX-XXIв.) Если говорить о том, кто из писателей начала 20 века произвел на меня наибольшее впечатление, то следует сказать, конечно, об А. И. Куприне. Принято считать, что это писатель скорее “второго эшелона”, хороший беллетрист и не более. Однако повесть А. И. Куприна “Поединок” стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской […]...
- Понятие о драме как жанре литературы Драма (от греч. – Действие) – род литературы, один из трех, наряду с эпосом и лирикой. Основой драмы, как на это указывает начальная суть слова, является действие. В этом драма близка к эпосу: в обоих случаях объективное изображение жизни происходит через события, поступки, столкновения героев, борьбу, то есть через явления, которые составляют внешний мир. Но […]...
- Бывают ли случайные переклички в литературном произведении? Бывают ли случайные переклички в литературном произведении? Особенно в таком сложном по внутреннему устройству романе, как ” Евгений Онегин“, где игра смыслами и словами становится порой чрезвычайно тонкой, если не сказать изощренной? Всячески подчеркивая эту игру, обнажая прием (вспомним хотя бы знаменитое O rus! – О Русь!), автор как бы намеренно подталкивает читателя к фиксированию […]...
- Рассказ о литературном герое (по рассказу В. Распутина “Уроки французского”) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л. Толстой Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное и парадоксальное произведение! До этого попадались нравоучительные рассказы, где все ясно и понятно: кто хороший, кто плохой. А здесь все перемешано. Добрый, умный, талантливый парень, а играет […]...
- Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета служит чиновником в Симбирске, а с 1835 года – в Петербурге. Быт и нравы провинциального […]...
- Жизнь Рубцова Н. М. во время учебы в Литературном институте В 1962 году Рубцов экстерном окончил школу рабочей молодежи и поступил в Литературный институт имени А. М. Горького в Москве. Через год он был исключен из института за “хулиганский поступок”. В ходе собственного расследования студенты Литинститута выяснили причину исключения. В Центральном доме литераторов проходило заседание работников образования. Рубцов из любопытства задержался в дверях зала заседания […]...
- А. К. Толстой. Народная речь в литературном тексте Какие произведения фольклора используются в романе “Князь Серебряный”? В романе очень много обращений к фольклору. Это относится и к постоянно привлекаемым пословицам и поговоркам, и к объемным произведениям. Это не только песни, но и сказки, предания. И каждое из них играет активную роль в развитии сюжета. Сказку рассказывает даже сам царь Иван Грозный, и эта […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; художественная литература, как правило, основана на художественном вымысле (в меньшей степени последнее относится к лирике). 2. ХУДОЖЕСТВЕННЬІЙ ВЬІМЬІСЕЛ – вымысел, порожденный воображением писателя, отражающий то, чего не было, но могло бы быть в действительности. 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – форма отражения действительности искусством, конкретная и […]...
- Понятие “третьего мира” К. Р. Поппера “Третий мир”, или мир объективного знания, по Попперу – это мир критических дискуссий, мир языка. Анализ сущностных идей, связанных с философским критицизмом, показал нам, что язык, в который облекаются критические идеи, как правило, – язык, основанный на таких фигурах, как антитеза, контраст, они ведут, в свою очередь, к формулировке антиномий, парадоксов, призванных обобщать, брать явление […]...
- Кратко о литературном творчестве братьев Гонкур Сферой глубокой заинтересованности братьев Гонкур стало искусство. В 1851 г. вышел из печати их первый роман “В 18… году”, в котором образ главного героя романа Шарля отобразил отрицательное, скептическое отношение авторов к социальной активности и противопоставил ей активность творческую. Роман не имел успеха. Братья Гонкур обращались к журналистике. В 1852- 1853 гг. они публиковали критические […]...
- Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Гончаров И. А Заметки о жизни и творчестве И. А. Гончарова. Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета служит чиновником в Симбирске, а с 1835 […]...
- Понятие чести (по тексту Д. Гранина) Что означает понятие “честь” для современного человека? Может быть, это пустой звук? Или же это что-то очень важное? Такие нравственные вопросы всегда волновали сердца людей, потому что незапятнанная честь во все времена являлась величайшим достоинствам человека. Проблему значимости чести и поднимает в своей статье и Д. Гранин. Он считает, что “чувство чести” – это чувство […]...
- Понятие о драматическом конфликте Нашему вниманию предлагается достаточно стандартное, традиционное определение сути драматического конфликта: это изображение острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций. Теперь вопрос: в какой мере приведенное выше определение помогает лучше разобраться в содержании “Грозы”? Не спешите с ответом, подумайте. Казалось бы, все верно: действительно, есть у Островского острое […]...
- Понятие идеи художественного текста Понятие идеи художественного текста Другим опорным понятием литературоведения является Идея Художественного текста. Разграничение темы идеи носит весьма условный характер. Например, Л. И. Тимофеев предпочитал говорить об идейно-тематической основе произведения, не слишком актуализируя различия. В учебнике О. И. Федотова идея понимается как выражение авторской тенденции, фактически речь идет лишь об авторском отношении к героям и к […]...
- Что включает в себя понятие нравственного долга? Что включает в себя понятие нравственного долга – вот проблема, над которой размышляет Г. Н. Бочаров. В данном тексте автор, восторгаясь людьми, готовыми “преступить личное благополучие ради помощи другому человеку”, рассказывает о жителях Омска, которые, услышав, что пострадавшему требуется донорская кровь, незамедлительно отправились в больницу. По мнению писателя, отзывчивость и гуманность этих трехсот двадцати человек, […]...
- Понятие “маленького человека” у Гоголя Вводя в интеллектуальный обиход учащихся то или иное литературоведческое понятие, мы часто забываем о его главном предназначении – помочь Грамотно прочитать книгу. Это, в сущности, и есть цель любого учителя литературы – приблизить книгу к ученику, воспитать если не любовь, то, по крайней мере, привычку к чтению. Мы изучаем программные произведения, но проецируем их уроки […]...
- Понятие чести (по тексту Д. А. Гранина) Может ли устареть понятие чести? Важно ли всегда исполнять данное слово, обещание? Над такими вопросами задумывается Д. А. Гранин в своем тексте. “Чувство чести, чувство собственного достоинства” – это, как выразился Гранин, “сугубо личное нравственное чувство”, отличает благородного в своих поступках человека. Это понятие в наше время имеет то же значение, что вкладывалось в него […]...
- Раскройте проблематику романа Сервантеса “Дон Кихот”. Понятие “донкихотство” История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, […]...
- Литературно-критические статьи И. А. Гончарова Почти все свои литературно-критические статьи Гончаров написал в 70-80-е гг., т. е. тогда, когда три его знаменитых романа были уже созданы. Наступило время осмысления сделанного. И здесь-то Гончаров отступает от спокойного эпического тона повествования, так характерного для его романного творчества. Напротив, в своих статьях он более энергичен, не избегает споров, полемики, Так получается, в частности, […]...