Понятие о драматическом конфликте
Нашему вниманию предлагается достаточно стандартное, традиционное определение сути драматического конфликта: это изображение острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций. Теперь вопрос: в какой мере приведенное выше определение помогает лучше разобраться в содержании “Грозы”? Не спешите с ответом, подумайте. Казалось бы, все верно: действительно, есть у Островского острое столкновение характеров, нравственных принципов…
И только? Ведь конфликты бывают “внешние” – борьба героя с противостоящими ему силами – и “внутренние”, психологические – борьба героя с самим собою. В “Грозе” мы встречаемся со случаем, когда эти разновидности конфликта объединяются.
Часто при анализе “Грозы” внимание обращается только на “внешний” конфликт. Но не менее важна внутренняя борьба, происходящая в ее сознании, в ее сердце. Она ведь никак не может совместить чувство любви к Борису, с непреодолимой силой вспыхнувшее в ней, замужней женщине, с теми нравственными
Это было бы очень просто – свести содержание драмы к столкновению молодой невестки со злой свекровью.
Мы должны подняться до более высокого уровня осмысления авторского замысла, который связан был с постановкой острейшей и актуальнейшей проблемы – роста личностного самосознания, предопределившего напряженность драматического конфликта.
Related posts:
- Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии “Горе от ума” “Горе от ума” – это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого века. В своей комедии Грибоедов сумел отразить картину общества, сильно нуждавшегося в обновлении, в ломке старого образа жизни, мышления. Короче говоря, обществу были необходимы такие революционные личности, как Чацкий. Он явился в мир фамусовского общества, […]...
- Сочинение на тему: “Роль эпизода в драматическом произведении” по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” “В “Ревизоре” нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир… “ А. С. Грибоедов Эпизод – всего лишь часть от чего-либо, составной компонент единого целого. Что касается комедии […]...
- Социальное и личностное в конфликте комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов знаменит как творец одного произведения. Но настолько значительна роль его комедии “Горе от ума” в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными […]...
- Отзыв о музыкально-драматическом спектакле “Memento!” Пьеса – фантазия, где ПОЭТ и его МУЗА, как две маски в античной трагедии говорят о свободе, родине, любви, искусстве, бессмертии. Под звуки испанской гитары развертывается красочное действо, сюжетом которого стала судьба Лорки и его отношение к пяти важнейшим составляющим жизни любого человека – ЛЮБВИ, ОТЕЧЕСТВУ, ПОЛИТИКЕ, СМЕРТИ, а лейтмотивом – слова поэта: “Я насквозь […]...
- Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы “Цыганы” А. С. Пушкина Образ Мариулы, конечно, создан не случайно. Появление этого персонажа в рассказе Старика задает определенную хронологическую глубину, вектор повествованию, показывает неслучайность происходящего с главными героями, типизирует конкретное событие. И вместе с этим показывает Пушкина знатоком человеческих душ, потому что он фактически дает нам понять, что Земфира выполняет родовую программу, заложенную матерью. Надо заметить, что решение Старика […]...
- Первый раз в драматическом театре (1) Каждый из нас был в театре: кукольном, драматическом или оперном. Сначала – в кукольном, потому что в детстве все куклы – твои друзья, их воспринимаешь как настоящих. Сказка кажется жизнью, звери умеют разговаривать, а волшебные предметы существуют на самом деле. Потом – в драматическом, где в детских спектаклях играли уже люди, а не куклы. Но […]...
- Первый раз в драматическом театре (2) В пятницу у нас в классе был необычный день, потому что три последних урока отменили из-за намеченного похода в театр. За несколько дней до этого учительница предупредила нас, что спектакль, который мы увидим, называется “Пигмалион”. Она рассказала нам древнегреческий миф о легендарном скульпторе, влюбившемся в созданную им статую Галатеи. Сила любви Пигмалиона была так велика, […]...
- Понятие чести (по тексту Д. А. Гранина) Может ли устареть понятие чести? Важно ли всегда исполнять данное слово, обещание? Над такими вопросами задумывается Д. А. Гранин в своем тексте. “Чувство чести, чувство собственного достоинства” – это, как выразился Гранин, “сугубо личное нравственное чувство”, отличает благородного в своих поступках человека. Это понятие в наше время имеет то же значение, что вкладывалось в него […]...
- Авторское определение жанра “Грозы” Островский в своем творчестве придерживался реалистического метода. Это не могло не отразиться на понимании им жанра драмы. Известно, что авторское определение и определение литературоведов может несколько отличаться. Пьеса заканчивается трагично, хотя изначально Островский не предполагал подобной развязки, задумав написать “комедию”. Но постепенно сюжет усложнялся, и от первоначального замысла пришлось отойти. Островский детально прорабатывал бытовой фон, […]...
- Раскройте проблематику романа Сервантеса “Дон Кихот”. Понятие “донкихотство” История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, […]...
- Общее понятие о родах и жанрах в литературе Предметом тщательного внимания исследователей уже свыше двух тысячелетий является проблема литературных родов и жанров. Если с первой ее частью все является более-менее понятным: большинство научных работников соглашаются с тем, что существует три литературных рода – эпос, лирика и драма, то относительно второй – имеем разные, достаточно противоречивые точки зрения. Рядом с понятием “жанр” уживается еще […]...
- Что вкладывается в понятие “счастье”? Счастье… Никто абсолютно точно не даст определения этому состоянию. Каждый из нас воображает его по-своему, объединяет в этом понятии собственные чаяния. Мы уверены, что имеем право на личное счастье, но его понимание зависит от духовности и воспитания. Выдающиеся личности находят счастье в созидании для пользы общества, своей Родины. Обладающие большой душой личности живут в согласии […]...
- Какой смысл вкладывает автор в понятие “злонравные невежды”? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) В “Недоросле” Д. И. Фонвизин в сатирической форме раскрывает типичную атмосферу быта поместного дворянства, соблюдая при этом систему образов, свойственную литературному классицизму. Само название комедии говорит о ложном воспитании, а в тексте использованы “говорящие” фамилии. Семью Простаковых автор относит к отрицательным героям, применяя по отношению к ним меткое определение “злонравные невежды”. Уже с первых страниц […]...
- Понятие и особенности эпохи дворцовых переворотов Понятие и особенности эпохи дворцовых переворотов Период истории от смерти Петра до утверждения на престоле Екатерины II (1725-1762) благодаря историку В. О. Ключевскому получил название “эпоха дворцовых переворотов”. За четверть века на российском престоле сменилось шесть монархов. Дворцовый переворот – незаконный насильственный захват власти с опорой на придворные дворянские группировки и гвардию (укомплектованную также дворянами), […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; художественная литература, как правило, основана на художественном вымысле (в меньшей степени последнее относится к лирике). 2. ХУДОЖЕСТВЕННЬІЙ ВЬІМЬІСЕЛ – вымысел, порожденный воображением писателя, отражающий то, чего не было, но могло бы быть в действительности. 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – форма отражения действительности искусством, конкретная и […]...
- Как я понимаю понятие “демократия” Алексис Токвиль считал понятия демократии и свободы – противоположными. Он был пламенный сторонник свободы, но отнюдь не демократии. Дж. С. Милль видел в неограниченной демократии опасность “тирании большинства”, а для личности нет разницы, подчинилась ли она одиночному тирану или множественному. Г. Федотов писал, что демократию исказил атеистический материализм XIX века, обезглавивший человечество. И австрийский государственный […]...
- Понятие об архетипе Анализируя главы романа, вы, конечно, обратили внимание на то, какое чувство испытывают казаки от общения с землей. Они измеряют свою жизнь законами землепашца, для которого жить – это значит пахать, сеять, собирать урожай. Неслучайно в романе такое важное место отводится описаниям земли и плодов деятельности на ней человека. Вспомним цитаты из первой части “Тихого Дона”: […]...
- Какое содержание я вкладываю в понятие “счастье” Запахло ветрами, запахло росой, запахло, любимая, твоей красотой… Народное творчество Счастье… Это глубокое и необъятное слово. Множество раз люди старались дать общее определение этого понятия, но это оказалось невозможным: не могли они полностью охватить это ощущение, его глубину, передать все его оттенки. Истинное значение этого слова – это объединение определений каждого человека, ведь все воображают […]...
- Понятие о драме как жанре литературы Драма (от греч. – Действие) – род литературы, один из трех, наряду с эпосом и лирикой. Основой драмы, как на это указывает начальная суть слова, является действие. В этом драма близка к эпосу: в обоих случаях объективное изображение жизни происходит через события, поступки, столкновения героев, борьбу, то есть через явления, которые составляют внешний мир. Но […]...
- Понятие о Модернизме в литературе В начале ХХ столетия традиционные формы искусства, такие как реализм и романтизм, уже не могли передать всех реалий новой жизни. Как удачно высказался испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, новое искусство утверждалось на “абсолютном отрицании старого”. Для обозначения этого периода культуры, а также совокупности новых течений в искусстве, просуществовавших с конца XIX ст. и, по крайней мере, […]...
- Понятие про миф С давних времен люди пытались объяснить мир, природу и свое место в окружающей среде. Так возникли мифы, которые является особенным способом мышления, воплощением коллективного сознания народа, отражением представлений и верований древних людей. Миф в переводе с греческого означает слово, молва, весть, рассказ. От этого слова происходит понятие мифология – 1) совокупность мифов: 2) наука, задачей […]...
- Понятие о традициях и новаторстве в литературе Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе. Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для […]...
- Понятие “третьего мира” К. Р. Поппера “Третий мир”, или мир объективного знания, по Попперу – это мир критических дискуссий, мир языка. Анализ сущностных идей, связанных с философским критицизмом, показал нам, что язык, в который облекаются критические идеи, как правило, – язык, основанный на таких фигурах, как антитеза, контраст, они ведут, в свою очередь, к формулировке антиномий, парадоксов, призванных обобщать, брать явление […]...
- Гамлет и его высокое понятие о чести Шекспир не случайно выбрал в герои принца. Отвергая мракобесие средних веков, гуманисты отнюдь не зачеркивали того ценного, что видели в наследии этой эпохи. Уже в средние века идеал рыцарственности был воплощением высоких нравственных качеств. Реальное рыцарство было далеко не идеально, но в его среде появились люди и у них были свои певцы, которые требовали сочетания […]...
- Понятие “фразеологическая единица” Учитывая дифференциальные признаки фразеологического оборота как определенной лингвистической единицы, его можно определить следующим образом: Фразеологический оборот – это воспроизводимая в готовом виде единица языка из двух или более ударных компонентов словного характера, фиксированная (то есть постоянная) по своему значению, составу и структуре. Основоположник фразеологической теории Ш. Балли дал следующее определение фразеологического оборота: “Сочетания, прочно вошедшие […]...
- Детские сказки. Сказка понятие обобщающее Ершов Петр Павлович – известный писатель (1815 – 1869), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии. Печатал стихотворения в “Библиотеке для Чтения” Сенковского и в “Современнике” Плетнева. Известность доставила Ершову сказка “Конек – Горбунок”, написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. “Библиотеки для Чтения” 1834 […]...
- ПОНЯТИЕ О ПАФОСЕ ПОНЯТИЕ О ПАФОСЕ Пафос (греч. pathos – страсть, воодушевление, страдание) обозначает то, что принято называть душой произведения. Другими словами, это – чувство, страсть, которые вложил в свое создание автор и которыми он хотел бы воодушевить читателя. Если целью научного текста является прежде всего передача определенной информации, то для художественного произведения важнее зажечь, “заразить” читателя авторскими […]...
- Начальное понятие о реализме и сентиментализме Термин “реализм” до сих пор не получил в литературоведении однозначного толкования. В широком значении под ним понимают определенный художественный стиль универсального характера, когда писатель ориентируется на воспроизведение жизни в ее объективной сущности, закономерностях развития и бытия человека, общества, мира. В реалистических произведениях события и характеры изображаются как такие, что обусловлены (детерминированы) определенным комплексом причин и […]...
- Понятие “маленького человека” у Гоголя Вводя в интеллектуальный обиход учащихся то или иное литературоведческое понятие, мы часто забываем о его главном предназначении – помочь Грамотно прочитать книгу. Это, в сущности, и есть цель любого учителя литературы – приблизить книгу к ученику, воспитать если не любовь, то, по крайней мере, привычку к чтению. Мы изучаем программные произведения, но проецируем их уроки […]...
- Понятие чести (по тексту Д. Гранина) Что означает понятие “честь” для современного человека? Может быть, это пустой звук? Или же это что-то очень важное? Такие нравственные вопросы всегда волновали сердца людей, потому что незапятнанная честь во все времена являлась величайшим достоинствам человека. Проблему значимости чести и поднимает в своей статье и Д. Гранин. Он считает, что “чувство чести” – это чувство […]...
- Понятие “Родина” у Блока (“На железной дороге”) “Родина” для Блока – понятие широкое, поэтому он посчитал возможным включить в цикл “Родина” (вершинный цикл всего творчества Блока) стихотворения и сугубо интимные (“Посещение”, “Дым от костра струею сизой…”), и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой “страшного мира” (“Грешить бесстыдно, непробудно”, “На железной дороге”). В эпоху меж двух революций, под знаком потрясений, пережитых страной, в […]...
- Понятие идеи художественного текста Понятие идеи художественного текста Другим опорным понятием литературоведения является Идея Художественного текста. Разграничение темы идеи носит весьма условный характер. Например, Л. И. Тимофеев предпочитал говорить об идейно-тематической основе произведения, не слишком актуализируя различия. В учебнике О. И. Федотова идея понимается как выражение авторской тенденции, фактически речь идет лишь об авторском отношении к героям и к […]...
- Что такое миф? Понятие В фольклорах всех народов мира встречаются мифы. Корни слова “миф” тянутся еще с древней Греции – оно означает “предание, сказание”. Мифы – являются колыбелью человечества. Они возникли в глубокой древности, когда люди были еще не способны научно объяснить явления природы, устройство мира и происхождение человечества. Поведением и сознанием наших далеких предков руководили в большем случаи […]...
- Понятие о предельных одноатомных спиртах Экологизированный урок химии “Понятие о предельных одноатомных спиртах. Трехатомный спирт – глицерин” (Урок сконструирован на основе Применения педтехники и педтехнологии и Содержит экологический компонент). Тема урока : “Понятие о предельных одноатомных спиртах. Трехатомный спирт – глицерин. Цель урока : На примере реакции гидратации алкенов познакомить учащихся с предельными одноатомными спиртами, их свойствами, применением и получением. […]...
- Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника Общее понятие композиции. Композиция и архитектоника Понятие “композиция” привычно любому филологу. Этот термин постоянно употребляется, часто выносится в заглавие или в подзаголовки научных статей и монографий. В то же время нельзя не отметить, что он имеет чересчур широкие допуски значения, а это порой мешает пониманию. “Композиция” оказывается термином без берегов, когда практически любой анализ, за […]...
- Понятие о романе-эпопее В марте 1868 года в журнале “Русский архив” Л. Н. Толстой печатает статью, в которой заявляет: “Что такое “Война и мир”? Это не Роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. “Война и мир” есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось”. Попытаемся разобраться, в каком жанре написано […]...
- Конфликт Определение Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, удар, борьба, бой) – острое столкновение, противоборство, противоречие, возникающее между персонажами, либо героем и обстоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Теория конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Этапы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определяют все развитие сюжета и построение произведения. Конфликт является ядром темы, […]...
- Чехов, Человек в футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие “футлярность жизни”? Чехов, Человек у футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие “футлярность жизни”? Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте. Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как […]...
- Понятие метафора Сравните выражения: льняные волосы и льняное волокно. В первом случае (льняные волосы) слово употребляется в переносном значении: шелковистые и мягкие, как лен, волосы. Во втором случае (льняное волокно) слово льняное употребляется в своем настоящем первоначальном значении: волокно изо льна. Как же образуется переносное значение? Люди издавна начали переносить признаки и свойственные особенности одного предмета или […]...
- Общее понятие о теме литературного произведения Общее понятие о теме литературного произведения Понятие темы, как, впрочем, и многих других терминов литературоведения, заключает в себе парадокс: интуитивно человек, даже далекий от филологии, понимает, о чем идет речь; но как только мы пытаемся определить это понятие, закрепить за ним какую-то более или менее строгую систему значений, то оказываемся перед очень сложной проблемой. Связано […]...