Понятие о драматическом конфликте (на примере пьесы “Гроза” А. Н. Островского)
Нашему вниманию предлагается достаточно стандартное, традиционное определение сути драматического конфликта: это изображение острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций. Теперь вопрос: в какой мере приведенное выше определение помогает лучше разобраться в содержании “Грозы”? Не спешите с ответом, подумайте. Казалось бы, все верно: действительно, есть у Островского острое столкновение характеров, нравственных принципов…
И только? Ведь конфликты бывают “внешние” – борьба героя с противостоящими ему силами – и “внутренние”, психологические – борьба героя с самим собою. В “Грозе” мы встречаемся со случаем, когда эти разновидности конфликта объединяются. Часто при анализе “Грозы” внимание обращается только на “внешний” конфликт (непримиримое, острое столкновение Катерины с миром “темного царства”).
Но не менее важна внутренняя борьба, происходящая в ее сознании, в ее сердце. Она ведь никак не может совместить чувство любви к Борису,
Это было бы очень просто – свести содержание драмы к столкновению молодой невестки со злой свекровью.
Мы должны подняться до более высокого уровня осмысления авторского замысла, который связан был с постановкой острейшей и актуальнейшей проблемы – роста личностного самосознания, предопределившего напряженность драматического конфликта.






Related posts:
- Понятие о драматическом конфликте Нашему вниманию предлагается достаточно стандартное, традиционное определение сути драматического конфликта: это изображение острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций. Теперь вопрос: в какой мере приведенное выше определение помогает лучше разобраться в содержании “Грозы”? Не спешите с ответом, подумайте. Казалось бы, все верно: действительно, есть у Островского острое […]...
- Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульминационная сцена пьесы: всенародное покаяние […]...
- Художественное своеобразие пьесы Островского “Гроза” Прослушав “Грозу” в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса – “удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”. Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в “Грозе”. Это нашло отражение даже в ее построении. Действие […]...
- Смысл названия пьесы Александра Островского “Гроза” “Гроза” – одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы. В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза – это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, […]...
- Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского “Гроза” Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” – спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”). Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим […]...
- Идейно-тематическое содержание пьесы “Гроза” А. Н. Островского “Гроза” была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы. Если в первый период Островский занимает критические позиции по отношению к показанному в его ранних пьесах “темному царству”, а в пору близости к славянофилам в москвитянский период, наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с “Современником” Некрасова, он […]...
- Смысл названия пьесы А. Н. Островского “Гроза” С появлением А. Н. Островского в русской литературе изменилось многое, а основные перемены произошли в драматургии: писатель открыл новый конфликт в русской жизни, новую среду – купечество, которая принесла своих героев и новый смысл пьес, следовательно, принципиально новые названия произведений. Эти изменения хорошо заметны в пьесе А. Н. Островского “Гроза”. Почему автор именно так назвал […]...
- Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского “Гроза” Пьесу А. Н. Островского “Гроза”, написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жанра, – бытовая трагедия. Но чтобы точнее определить жанр “Грозы”, надо разобраться в сути драматического и трагического. Драматизм в литературе, в художественном произведении порождается противоречиями реальной жизни людей. […]...
- Символика заглавия пьесы А. Островского “Гроза” Пьесу “Гроза” Островский написал в 1859 году – в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее – герои характеризуются через отношение к грозе. […]...
- Жанр и композиция пьесы “Гроза” А. Н. Островского По жанру пьесу “Гроза” можно отнести к особому типу трагедии: социально-бытовой ее форме, где предметом изображения становятся коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофического противоречия героя с окружающим его миром. Трагедия – один из основных жанров драмы; в основе ее неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но […]...
- Критика пьесы “Гроза” А. Н. Островского Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”. Почему именно Катерина была названа “лучом света”? Потому, что инстинктивный протест героини “Грозы” был для критика прямым доказательством обреченности “темного царства”. “Известно, – утверждал Добролюбов, – что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест […]...
- Проблематика пьесы Островского “Гроза” “Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов А. Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение […]...
- Тема пьесы “Гроза” А. Островского, проблематика, жанр При определении Жанра пьесы “Гроза” А. Островского выделяют несколько особенностей. В первую очередь “Гроза” – это социально – бытовая драма. Автор уделил большое внимание бытовым характеристикам, герои пьесы вступают в конфликт с существующим укладом жизни и морали в купеческой среде. С другой стороны в произведении присутствуют элементы трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини. […]...
- Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Н. Островский Где происходит действие пьесы А. Н. Островского “Гроза”? а. Провинциальный город б. Петербург в. Москва Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского “Гроза”? а. Кудряш б. Калиныч в. Тихон г. Варвара Какой конфликт лежит в основе пьесы А. […]...
- Проблематика пьесы Александра Островского “Гроза” А Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В. Сухово-Кобылин. М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К. Толстой и […]...
- Анализ пьесы А. Н. Островского “Гроза” Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое […]...
- Смысл названия драмы А. Островского “Гроза” После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей “темного царства”, с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
- Художественное своеобразие пьесы “Гроза” А. Н. Островского Все особенности “Грозы” показывают, насколько новаторским было это произведение. Это касается и других художественных средств, использованных автором. Пьесы Островского не укладываются ни в одну из классических форм. Они чужды сценической условности, сюжеты их просты и естественны. Добролюбов нашел точное название для них -“пьесы жизни”. Сам драматург называл себя “реалист-слуховик”. Каждый из героев его пьесы говорит […]...
- Какие образы пьесы Островского “Гроза” можно назвать символичными?” Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя […]...
- Охарактеризуйте героиню пьесы Островского “Гроза” как трагический персонаж Охарактеризуйте героиню пьесы Островского “Гроза” как трагический персонаж. Уже вступительная ремарка расширяет пространство действия пьесы до общероссийских масштабов: “Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид”. Конфликт и расстановка действующих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Москва, куда едет […]...
- История создания пьесы “Гроза” А. Н. Островского А. Н. Островский – величайший русский драматург. Современники стали называть его “Колумбом Замоскворечья”, поскольку главным действующим лицом своих пьес впервые в русской литературе Островский сделал купца – выразителя русской натуры и средоточия народной жизни. По словам Гончарова, автор 47 оригинальных пьес, Островский достроил здание, “в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Он окончательно […]...
- Мастерство драматурга (о пьесе “Гроза” А. Н. Островского) Прослушав “Грозу” в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса – “удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего, вполне овладевшего собой таланта”. Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в “Грозе”. Это нашло отражение и в ее построении. Действие […]...
- Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы “Бесприданница”) Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” — это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи […]...
- План сочинения – Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […]...
- “Гроза”, анализ пьесы Александра Островского Александр Николаевич Островский оставил яркий след в русской литературе, прежде всего, благодаря своей драматургии, которая стала основой для русского национального театра. И по сей день лучшие пьесы русского драматурга ставятся на сценах российских и мировых театров. Кроме того, Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полную внешнего благополучия, но представлявшую порой нелицеприятную […]...
- Характеристика Кудряша и Бориса из пьесы “Гроза” Островского Характеристика Кудряша Ваня Кудряш – герой пьесы “Гроза” А. Островского, молодой человек, конторщик Дикого. Кудряш предстает в начале пьесы и знакомит читателей с нравами и укладом жизни города Калинова. Этот молодой человек достаточно смел и весел, обладает определенной самоуверенностью, отстаивает свои права. Сам рассказывает о том, что противостоит своему начальнику Дикому, на его грубость и […]...
- Смысл названия пьесы Гроза Островского Драма А. Н. Островского “Гроза” одно из самых известных произведений писателя. В нем присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через все произведение отражена в названии пьесы. Гроза – это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи. С самого начала повествования, […]...
- Анализ пьесы “Гроза” А. Островского Пьеса А. Островского “Гроза” по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Изданная накануне реформ 1861 года, она во многом описала перелом, происходящий в общественном сознании народа. Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделает описанию красот природы и обычной жизни провинциального города. Калинов как будто застыл в […]...
- Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по сравнению с великой русской рекой вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется – мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. […]...
- “Гроза” краткое содержание по действиям пьесы Александра Николаевича Островского Действие 1 Действие пьесы разворачивается в приволжском городке Калинове, где, по словам одного из жителей, местного самоучки Кулигина, царят “жестокие нравы”. Об этом Кулигин рассуждает с Ванькой Кудряшом, молодым конторщиком, весельчаком и балагуром. Они становятся свидетелями сцены, в которой известный в городе купец Савел Прокофьич Дикой ругает своего племянника Бориса. Тот приехал вместе с сестрой […]...
- Сочинение по пьесе Островского “Гроза” Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон. Кроме […]...
- Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза” – одно из лучших и наиболее известных произведений великого русского драматурга. Написанная в 1869 году, эта пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков, находя отклик в каждом новом поколении читателей и зрителей. Действие “Грозы” разворачивается в провинциальном купеческом городе Калинове. Добролюбов назвал этот город “темным царством”. Здесь многовековой […]...
- Катерина в кругу героев пьесы А. Островского “Гроза” А. Н. Островский в пьесе “Гроза” разделил людей на две категории. Одни – угнетатели “темного царства”, другие – забитые ими люди. Начну с угнетателей. Они тоже очень разные люди и по-разному относятся к ближним. Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни […]...
- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт – столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме А. Н. Островского “Гроза”. Однако в произведении Островского он приобретает необычайную многогранность и сложность. Дело в том, что, начинаясь с противостояния главной героини и окружающего […]...
- Характеристика и образ Кабанихи из пьесы “Гроза” А. Островского Марфа Игнатьевна Кабанова – одна из главных персонажей пьесы Островского “Гроза”. Кабаниха – богатая купчиха, упрямая, своенравная женщина преклонных лет. В произведении представляет собой главного антагониста Катерины. Она показывает себя ярым поборником старой патриархальной морали и обычаев. Кабаниха является явной главой семьи, всех домашних упрекает в несоблюдении традиций, пресекает всякую возможности непокорности: “Поверила бы я […]...
- ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В РЯДУ ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” разделил людей на две категории. Одна ка- тегория – угнетатели, представители “тем- ного царства”, другая – униженные и заби- тые ими люди. Представители первой груп- пы – личности разные и по-разному отно- сятся к ближним. Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят; “Уж такого-то ругателя, […]...
- Смысл названия драмы “Гроза” А. Н. Островского Где ты, гроза – символ свободы? А. С. Пушкин Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана под впечатлением писателя от поездки в 1856 году по реке Волге. Когда пьеса была напечатана и поставлена в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь напечатана она была в 1860 году, когда все ждали […]...
- Краткое содержание пьесы А. Н. Островского “Гроза” Основные действующие лица: Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич – его племянник. Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха. Тихон Иванович Кабанов – ее сын. Катерина – его жена. Варвара – сестра Тихона. Ваня Кудряш – конторщик Дикого. Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Действие происходит летом в городе Калинове, расположенном […]...
- Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского “Гроза” В каждом драматическом произведении связь между композицией, конфликтом и жанром очень тесна, эти три слагаемые произведения просто не могут не перекликаться друг с другом, и часто, прочитав жанровое определение, выделенное мелким шрифтом на титульном листе, мы уже угадываем не только форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и идею, тему всего произведения, соответственно […]...
- Смысл названия и символика пьесы “Гроза” Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот прием в комедии ” Горе от ума “. Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, […]...