Понятие моральных норм у Достоевского часть II
Экстаз близок к душевной болезни. Недаром больны провидящие глубочайшие истины Кириллов и Идиот. Но ведь и у Ордынова: “порой мелькали мгновения невыносимого, уничтожающего счастья, когда жизненность судорожно усиливается во всем составе человеческом, яснеет прошедшее, звучит торжеством, весельем настоящий светлый миг и снится наяву неведомое грядущее; когда невыразимая надежда падает живительной росой на душу; когда хочешь вскрикнуть от восторга; когда чувствуешь, что немощна плоть пред таким гнетом впечатлений; что разрывается вся
Уже здесь намечена характеристика божественного и больного вдохновения “провидцев”.
Пусть эти экстатические моменты жизни ненормальны. Во всяком случае в них и знание и мудрость. Молодой начинающий писатель, Достоевский набрасывает в одном из ранних писем к брату шеллингиански-романтическую теорию “экстатической науки”; в конце своего жизненного пути, в последнем из своих романов, моральное и религиозное укрепление Алеши Карамазова Достоевский рисует как такой же экстатический процесс – сплетение
Да! И сны для Достоевского часто приходят из той же высшей сферы, которой причастно, с которой связано человеческое бытие. Сны героев Достоевского раскрывают глубочайший смысл яви, в снах открывается то, что недоступно бодрствующему сознанию.
Ряд таких “вещих” снов проходит через все творчество Достоевского – Голядкин, Прохарчин, Ордынов, Вельчанинов, Свидригайлов, Раскольников, Дмитрий, Алеша, Иван (“черт” Ивана Карамазова – на границе сна и душевной болезни) – вот этапы развития этого своеобразнейшего сюжетного приема Достоевского, ни у одного великого писателя в мировой литературе не нашедшего такого широкого и последовательного применения.
- “Простота взгляда” Достоевского часть I В удивительных, но почему-то мало известных “Заметках о простоте и упрощенности” Достоевский дает характеристику “опрощенной”, или “упрощенной”, идеи, идеи, “попавшей на улицу”, идеи того времени, “когда страшно доставалось Пушкину и вознесены были сапоги”. “Простота взгляда” есть то, что Достоевского – по его собственному признанию – больше всего поражало в просвещенстве. Эта “простота взгляда” есть “стремительность […]...
- Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в “Житие великого грешника” Достоевского часть II В учении старца Зосимы у Достоевского есть замечательное место о том, что и в аду можно еще смирением и покаянием получить некое избавление от мук. В православной святоотеческой литературе, поскольку она нам доступна и лишь в той, которую читал Достоевский, мы не нашли этой мысли ни у кого, кроме лишь Иоанна Златоуста, да и то […]...
- “СЕРДЦЕМ МУДРЫЕ”(О “старцах” у Достоевского) часть I “Познать природу, душу, Бога, любовь… Это познается сердцем, а не умом”. Достоевский. Письма. “Глубоко сердце (человеку) паче всех, и человек есть, и кто познает его”? В одном из своих писем к А. Н. Майкову, Достоевский говорит о положительном типе в мировой литературе и о своей мечте создать такой тип. Через все творчество писателя проходит идея […]...
- Раскрытие образа старца Амвросия, прототипа Зосимы в “Житие великого грешника” Достоевского часть I Коснемся теперь живого прототипа Зосимы оптинского старца Амвросия. Я со знательно опущу то, что взято уже для описания Оптиной пустыни проф. Комарови- чем, хотя и “Житие Льва” использовано им не во всем существенном. “Великий оп- тинский старец иеросхимонах о. Амвросий” родился в 1812 г. и лет на десять пере жил Достоевского. Звали его в миру […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 1 Ф. М. Достоевский вошел в историю литературы как один из крупнейших русских писателей с мировым именем, мастер создания психологического портрета. В романе “Преступление и наказание” он подробно описывает раскол в душе главного героя, мучительную борьбу двух начал: добра и зла. Тему душевного разлада подчеркивает в произведении уже сама говорящая фамилия главного героя – Раскольников. Ф. […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 3 В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям. Родиона она уже отпустила в самостоятельную жизнь, но все равно пытается помочь ему деньгами, поддержать письмами. С болью смотрит она на судьбу дочери. Первоначально […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 6 Примечательно, что любовная линия “Соня и Раскольников” носит в романе характер личностной поддержки. Это прежде всего глубокое романтическое чувство, желание героев помочь друг другу в трудной жизненной ситуации. Не случайно Ф. М. Достоевский подчеркивает “беспокойный и до муки заботливый взгляд”, которым Соня смотрит на Родиона. Сцена, в которой Раскольников признается Соне в убийстве, является этапной […]...
- “СЕРДЦЕМ МУДРЫЕ”(О “старцах” у Достоевского) часть II Среди всех бесов и бесенят России писатель хотел поставить тип идеальный и “положительную фигуру – Тихона Задонского. Почему же эта фигура привлекла особое внимание писателя? Прежде всего следует искать обоснование к такому интересу в жизни и облике святителя. В 1861 г. были обретены его мощи в гор. Воронеже, и, вероятнее всего, с этого момента, если […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж “Братьев Карамазовых” появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным “Словечки”, в поисках характерных выражений для речи героев романа. […]...
- Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? Сюжеты обоих рассказов развиваются в диаметрально противоположных направлениях. В начале “Бездны” Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало, как мы видим, вполне романтическое. Но совершенно вдруг сюжет делает резкий […]...
- Проблема вечных моральных ценностей по тексту Д. А. Гранина (“С течением времени начинаю понимать…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст знаменитого писателя Даниила Александовича Гранина, в котором описана проблема вечных моральных ценностей Автор задумывается о значении слова “совесть” и говорит, что это важнейшее качество души каждого человека. Ведь оно помогает совершать поступки по честности, по зову сердца, независимо от остального общества. Даниил Гранин говорит, что совесть – это черта духовного […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 5 Важную композиционную роль в раскрытии идеи неотвратимости наказания в романе играет образ следователя Порфирия Петровича. В портрете героя Ф. М. Достоевский подчеркивает необычное выражение глаз, которое контрастирует со всей фигурой. Глаза эти обладают каким-то жидким водянистым блеском и придают герою серьезность. Раскольников сам является к Порфирию Петровичу, чтобы выяснить, знает тот о его визите к […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 2 Одним из центральных женских образов в романе является Дунечка – сестра главного героя. Ее характеристику дает мать в своем письме: “Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем”. С презрением отвергает она ухаживания Свидригайлова, в доме которого работала гувернанткой. Как и Соня, Дуня в романе сравнивается с ангелом: “Дуня, кроме того […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 4 Разумихин – настоящий друг, человек, который не бросит в беде. Он не жалеет для Родиона самого дорогого – времени, своего невосполнимого ресурса. Именно Разумихин выхаживает и кормит Раскольникова супом, достает ему поношенную одежду и сапоги, которые специально выбирал для друга. Раскольников первоначально отказывается. Гордость мешает ему искренне поблагодарить друга за заботу. Даже тот факт, что […]...
- Герои Достоевского (о творчестве Ф. М. Достоевского) Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, “падший” человек может (и в конечном счете – должен) быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы. Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего […]...
- Толкование Достоевским “надсознательного” часть I Не раз Достоевский истолковывает сферу надсознательного. Правда, это только одно из пониманий “надсознательного” у Достоевского, но понимание во всяком случае весьма важное для уразумения историософских воззрений Достоевского. Идеи, мысли, чувства, настроения, стремления приходят в душу индивидуума из какого-то “надсознания” народа, а то и человечества. “Есть идеи невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые; таких идей […]...
- “Бедные люди” – первый роман Ф. М. Достоевского Достоевский родился в Москве, в семье врача. По воле отца он поступил в инженерное училище, хотя не испытывал никакого интереса ни к Профессии инженера, ни к военной службе (училище готовило военных инженеров). Через год после окончания училища Достоевский вышел в отставку и более никогда не был на официальной службе. Он решил посвятить себя литературе. По-разному […]...
- Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” раскрывает идейный смысл романа? “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода”. Эта слова из Евангелия от Иоанна (глава XII, 24) Ф. М. Достоевский выбирает в качестве эпиграфа к своему роману “Братья Карамазовы”. Увидевший свет в 1879 – 1880 гг., этот роман стал последним крупным […]...
- Сочинение на тему Грушенька – героиня романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Грушенька – характеристика персонажа ГРУШЕНЬКА – героиня романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1878-1880). Прототипом образа послужила знакомая Достоевских Агриппина Ивановна Меньшова (в замужестве Тер), которую, как и героиню романа, обманул бросивший ее жених-поручик. Достоевские принимали участие в судьбе Меньшовой. Г. Светлова, как и все женщины у Достоевского, не имеет своей личной истории, составляя часть […]...
- Персонажи романа Достоевского “Братья Карамазовы” Центральный персонаж романа Достоевского ” Братья Карамазовы ” (1878-1880), помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия Карамазова имеет в своем составе корень “кара”, что на тюркско-татарских языках означает “черный” (по мнению исследователей, Достоевский познакомился с тюркско-татарскими словами в Сибири). В черновиках этот герой не имеет еще имени, которое появилось лишь в […]...
- Краткие комментарии о “Житии великого грешника” Достоевского часть I В “Житии великого грешника” читаем: “Тихон. О смирении (как могуче смирение). Все о смирении и о свободе воли”. Там же намечена мысль св. Тихона и, главное, Исаака Сирина “о прощении непростимого преступника” (что “это мучение всего мучительнее”). А в отделе, озаглавленном “Главная мысль”, писатель замечает, что “После монастыря и Тихона великий грешник с тем и […]...
- Анализ картины Перова “Портрет Ф. М. Достоевского” Портрет Ф. М. Достоевского был написан русским живописцем Василием Перовым, с 1866 года – академик Петербургской академии искусств. Основатель общества передвижников. Один из первых, кто обратился к российскому методу изображения действительности. Признанный мастер бытового жанра и портрета. “Портрет Ф. М. Достоевского ” – картина, написанная Перовым в 1872 году по заказу П. М. Третьякова, который […]...
- Краткие комментарии о “Житии великого грешника” Достоевского часть II Сам писатель утверждал, что некоторые легенды и, главное, стиль (“наивность”) взяты им для жизнеописания старца Зосимы из “Сказания о странствии… инока Парфения”, а основные идеи от Тихона Задонского. Но, видимо, здесь наличествует гораздо более сложный комплекс. Тут и учение о церкви А. С. Хомякова, и мысли Вл. С. Соловьева; и Жития святых, и Библия, и […]...
- Обстановка и пейзаж у Достоевского Обстановка и пейзаж у Достоевского являются одним из способов характеристики персонажа. Окружающая Раскольникова обстановка, его комната, вещи углубляют социальную и психологическую характеристику героя. В сравнении с Тургеневым и Л. Толстым Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая реалистическому анализу внутренний мир и сознание героя, Достоевский умел гениально проследить в самых сложных фактах его душевной жизни исторические процессы и […]...
- Итоговый урок по творчеству Ф. М. Достоевского Тип занятия. Клуб интеллектуального чтения. Тема. Душа в мире бизнеса, или Нужен ли нам Достоевский? Предварительные задания 1. Инсценировка эпизода “Признание Раскольникова Соне”. 2. Инсценировка “Критики о Достоевском”. 3. Сообщение “Терроризм сегодня как “разрешение крови по совести””. 4. Выступление по поводу фильма Джулиана Джарэлда ” Преступление и наказание” (Англия). 5. Выступление по поводу фильма Анджея […]...
- Философский смысл исканий Достоевского Философский смысл исканий Достоевского станет нам несколько яснее, если мы вспомним о философских соседях Достоевского в русской и европейской мысли. Это-все, отстаивающие глубочайшую реальность человеческого индивидуального бытия, все, кто, в ответ на “уклон” немецкого идеализма к утверждению безликого абсолютного бытия в тех или иных формах утверждали принципы лично-конкретного безусловного бытия. Я думаю, Достоевского мы можем […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- “Братья Карамазовы”, анализ романа Достоевского Идея создать “психологическую драму” о противостоянии братьев возникла у Достоевского в 1874 году, хотя Образы героев романа он начал разрабатывать гораздо раньше. Несложно заметить параллели в характерах персонажей из разных произведений автора: Алеши Карамазова и Грушеньки с князем Мышкиным и Настасьей Филипповной ( “Идиот”), Ивана Карамазова с Раскольниковым ( “Преступление и наказание”), старца Зосимы со […]...
- Добро и зло в понимании и изображении Достоевского Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, – что это и естественно и возможно. Ф. Достоевский Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено на человеке, точнее, на его мятущейся […]...
- Сочинение на тему: “Идейно-философское направление романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” В своем последнем романе “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевский обобщил некие социально- психологические черты русской жизни, выявил тип человеческих отношений до него в литературе “никогда не являвшийся”. Речь идет о “карамазовщине”. Основанием “карамазовщины” послужили черты, сказывающиеся в целой семье, в отце и трех сыновьях, носящих в себе, в большей или меньшей степени, типический отпечаток карамазовского […]...
- О романе “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевского В “Братьях Карамазовых” нарисована широкая картина русской провинциальной жизни пореформенной эпохи, изображена целая галерея сложных, часто противоречивых человеческих характеров, разворачиваются разнообразные драматические события, отличающиеся напряженностью, психологической правдивостью и художественной силой. История семейства Карамазовых: отца Федора Павловича, трех его законных сыновей – Ивана, Дмитрия, Алексея и одного незаконного – лакея Смердякова – должна была дать представление […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (1821-1881) Место Достоевского в истории русской и мировой литературы. Основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Смерть матери, отца. Участие в кружке Петрашевского. “Бедные люди” (1845 г.) – первая повесть Достоевского. Каторга (Тобольск, Омский острог. Семипалатинск). Путь к вере. Возвращение после смерти Николая 1. Переезд в Тверь. “Село Степанчиково и его обитатели” (публикация в журнале “Отечественные […]...
- ОБРАЗ АЛЕШИ КАРАМАЗОВА В ОТРЫВКАХ ИЗ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ” (Кн. 10. “Мальчики”) (Кн. 10. “Мальчики”) Алеша Карамазов – умный, мужественный и благородный юноша. Он, хотя и монах и, казалось бы, оторван от обычной человеческой жизни, легко вступает в контакт со школьниками. Алеше помогает в общении с детьми и то, что он сам недавно окончил школу. Конечно, школьникам льстит, что взрослый на равных беседует с ними, обращается на […]...
- Пик творчества Достоевского В 1862 году Достоевский временно покидает родные края и уезжает за границу, путешествуя по Франции, Швейцарии, Англии, Германии, северной Италии. Тогда-то впервые проявилась страсть писателя к карточным играм, ставшая препятствием материальному благополучию семьи. В 1864 году Достоевский писал: “Мне показалось, что мир раскололся надвое, и места мне в нем нет”. В апреле умерла жена Марья […]...
- Герои Достоевского Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих замечательных предшественников, заключалось в доказательстве того, что даже самый скромный, забитый, маленький, “падший” человек может быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы. Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего человеческого достоинства, решительно защищают его от […]...
- Постановка ряда моральных проблем в творчестве Толстого Творчество Толстого – великое наследство, оставшееся нам от дореволюционной эпохи, ибо “… в его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат”. В творчестве Толстого критический реализм сделал новый шаг вперед и достиг необычайной остроты. Толстой создал впервые в мире грандиозное полотно, […]...
- Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга – это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела я сразу очень много, что наверное хватит на всю жизнь. Прежде чем впервые взять в руки Достоевского, я уже знала мнения многих людей об этом писателе, мнения самые разнообразные, но […]...
- Понятие чести Береги честь смолоду по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.) Для меня, честь – это чувство собственного достоинства, справедливости и благородства. В романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” честью обладает Гринев. Такое качество проявляется у Гринева, во-первых, в случае с Зуриным. Герой проиграл капитану в бильярд сто рублей. По тем временам это была большая сумма денег. Гринев ссорится с Савеличем, но отдает долг. Он понимает, […]...
- Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Достоевский Ф. М Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Имена героев произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. […]...
- Мерила добра в произведениях Ф. М. Достоевского Тема маленького человека впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (Станционный смотритель), Н. В. Гоголя (Шинель), М. Ю. Лермонтова ( Герой нашего времени ). Имена героев произведений этих выдающихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской […]...