Полтава характеристика образа Кочубей

ПОЛТАВА

(Поэма, 1828)

Кочубей – антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед “Мазепе” Дж. Г. Байрона, “Война-ровскому” К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма.

Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей – вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману – К. приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве

появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.

Сюжет отводит К. (прототип – генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) “служебную” роль отца, препятствующего “беззаконной” любви дочери. Но автор усложняет “рисунок” роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К. Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности “долгу” (его “орлиный взор” давно уже проник в сердцевину “изменнических” помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были

заодно), но лишь из чувства мести. “Предприимчивая злоба” заставляет судью действовать. Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: “…но сохранил я клад последний,/ Мой третий клад: святую месть.

Ее готовлюсь Богу снесть”.

Рядом с “мнимо-второстепенным” (а на деле – сомасштаб-ным главному герою) К. – “настоящие” второстепенные персонажи: жена, что “злобой женскою полна” и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи. И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти – слабее; их характеры – мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К. По существу, в первой и второй частях он становится “полноценным” антагонистом Мазепы; в одной из последних “кочубеевских” сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь – темница Кочубея и украинская ночь – темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К., в 3-й части, на роль антагониста “заступает” Петр Великий, с чьим гением мужала “Россия молодая” и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена “личных” мотивов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Полтава характеристика образа Кочубей