Полтава характеристика образа Кочубей
ПОЛТАВА
(Поэма, 1828)
Кочубей – антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед “Мазепе” Дж. Г. Байрона, “Война-ровскому” К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма.
Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей – вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману – К. приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве
Сюжет отводит К. (прототип – генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) “служебную” роль отца, препятствующего “беззаконной” любви дочери. Но автор усложняет “рисунок” роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К. Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности “долгу” (его “орлиный взор” давно уже проник в сердцевину “изменнических” помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были
Ее готовлюсь Богу снесть”.
Рядом с “мнимо-второстепенным” (а на деле – сомасштаб-ным главному герою) К. – “настоящие” второстепенные персонажи: жена, что “злобой женскою полна” и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи. И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти – слабее; их характеры – мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К. По существу, в первой и второй частях он становится “полноценным” антагонистом Мазепы; в одной из последних “кочубеевских” сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь – темница Кочубея и украинская ночь – темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К., в 3-й части, на роль антагониста “заступает” Петр Великий, с чьим гением мужала “Россия молодая” и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена “личных” мотивов.
- Полтава характеристика образа Мария Кочубей ПОЛТАВА (Поэма, 1828) Мария Кочубей – героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем “реальную” дочь “реального” судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает на это “прозаическое” имя – Матрена – в примечаниях; оговорка важна – благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между “грубой” историей и […]...
- Полтава характеристика образа Петра I ПОЛТАВА (Поэма, 1828) Петр – российский император. “Петровская” тема естественно возникает в поэме. Романтический сюжет о “беззаконной любви” гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда “Россия молодая / Мужала с гением Петра”. Да и сама сюжетная коллизия (отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу) невозможна без “косвенного” участия русского […]...
- Полтава характеристика образа Мазепа ПОЛТАВА (Поэма, 1828) Мазепа – главный герой, украинский гетман, “крепкий старик”, в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Композиция “Полтавы” многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку – к образу “мрачного” Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему […]...
- Полтава краткое содержание Пушкин А. С. Полтава Поэма (1828) “Богат и славен Кочубей, Его луга необозримы”, он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея – его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман […]...
- Полтава – А. С. Пушкин “Богат и славен Кочубей, / Его луга необозримы”, он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея – его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлет за ней сватов. […]...
- Краткое содержание Полтава в сокращении (Пушкин А. С.) “Богат и славен Кочубей”, необозримы его луга, он владеет несметными сокровищами, но его главным богатством является дочь Мария, с которой не сравнится никто во всей Полтаве. Но не только красотой славится Мария, она известна своим кротким нравом. К ней сватается множество женихов, но сердце девушки неприступно. К ней шлет сватов сам гетман Мазепа. Он стар, […]...
- Сочинение по поэме “Полтава” А. С. Пушкин написал поэму “Полтава” в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского. В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль […]...
- Анализ поэмы Полтава (Пушкин А. С.) Историческим лицам, которых изобразил Пушкин, были посвящены сочинения Вольтера “История Карла XII” и поэма Байрона “Мазепа”. Вольтер дал политическую оценку воинственной нетерпимости шведского короля. Байрона привлекла романтическая сторона в жизни Мазепы (любовь к прекрасной шляхтичке и месть ревнивого мужа). Пушкин тоже использовал романтические эпизоды биографии украинского гетмана – любовь к нему, уже старику, молодой дочери […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы “Полтава” Пушкина А. С Поэма “Полтава” предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента: 1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична “южным” поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая “свободы лишь для себя”, не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние […]...
- Герои и проблематика одной из поэм А. С. Пушкина (“Полтава”) Поэму принято рассматривать как эпическое произведение, а в таком качестве “Полтава” представляется низкохудожественной агиткой, в сюжете которой А. С. Пушкин возвеличивает Петра и клеймит отступника Мазепу. Такое общепринятое восприятие равносильно признанию отсутствия у Пушкина элементарных понятий о структуре подлинно художественного образа. Если не принять это соображение в качестве побуждающего мотива для осуществления анализа структуры, то […]...
- Нравственно-философский смысл поэмы А. С. Пушкина “Полтава” 1. Душевное богатство и природная красота, 2. Губительный мир Мазепы. 3. Последствия выбора Марии. Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле. А. С. Пушкин Поэма А. С. Пушкина “Полтава” является не только красочной картиной полтавского боя, которая изображала храбрость русского воина. В этом произведении писатель ставит важные жизненные проблемы и […]...
- Изображение Полтавского боя поэме “Полтава” “Полтава”. В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму “Полтава”. “Полтава” – героическая поэма. В центре ее – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя Белинский писал: “Картина Полтавской битвы начертана кистию широкою и смелою; она исполнена […]...
- Историческое произведение из эпохи Петра I “Полтава” В “Полтаве” Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая поэма Пушкина принципиально и существенно отличалась от всего ранее им в этом роде созданного. Как в отношении “Стансов”, так и в отношении “Полтавы” Пушкин следовал давней традиции. Создать поэму о Петре I пытались уже русские […]...
- Образ Мазепы в поэме Пушкина “Полтава” В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической деятельности Мазепы, только бегло упомянул об этом эпизоде. Пушкин гениальным чутьем великого художника воспринял его как “разительную историческую черту”, не только дававшую психологический ключ к пониманию характера самого Мазепы, но и позволявшую осветить его эпоху. […]...
- Сочинение по картине О. А. Кипренского “Портрет Н. В. Кочубей” Издревле было принято рисовать красавиц, портреты которых покоряли еще долгие годы сердца и умы миллионов. Не обошли стороной сложности позирования и совсем юную Наташеньку. Ей всего лишь двенадцать лет. Но все в ней уже говорит и о прелести ее весенней поры, и о загадке присущей любой, даже маленькой женщине, и о характере твердом и знающем […]...
- Сочиненин по картине Кипренского “Портрет Кочубей” Издревле было принято рисовать красавиц, портреты которых покоряли еще долгие годы сердца и умы миллионов. Не обошли стороной сложности позирования и совсем юную Наташеньку. Ей всего лишь двенадцать лет. Но все в ней уже говорит и о прелести ее весенней поры, и о загадке присущей любой, даже маленькой женщине, и о характере твердом и знающем […]...
- Русские женщины характеристика образа Трубецкой РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ (Поэма, 1871-1872) Трубецкая – главная героиня первой части дилогии “Русские женщины” – “Княгиня Трубецкая”, реальным ее прототипом была княгиня Екатерина Николаевна Трубецкая (1802- 1854), урожденная графиня Лаваль, последовавшая в Сибирь за мужем С. П. Трубецким (1790-1860), полковником лейб-гвардии Преображенского полка, приговоренным после декабрьского восстания 1825 г. к бессрочным каторжным работам. При воссоздании образа […]...
- Песнь о Нибелунгах характеристика образа Кримхильды Кримхильда – главная героиня “Песни о Нибелунгах”, именно ее судьба придает целостность эпическому сказанию. Образ К. претерпевает по мере развития событий существенную эволюцию. Первоначально все поступки К. носят нормативный характер и основываются на совпадении желаемого и действительного. Затем в поведении К. неожиданно проявляется качество вполне конкретное, реальное, присущее отнюдь не идеальным натурам. К. тщеславна, и […]...
- Метаморфозы характеристика образа Актеона Актеон – персонаж 3-й книги “Метаморфоз”, сын дочери Кадма Автонои, охотник, превращенный Дианой (Артемидой) в оленя и растерзанный собственными собаками. Существовало несколько вариантов мифа, по-разному объясняющих причину гнева Дианы. Все они так или иначе связывали гибель А. с оскорблением, которое он нанес богине. Овидий использует версию, согласно которой А. наказан не за сознательное преступление, а […]...
- Полтава. Поема (1828), у скороченні Список добутків у скороченні цього автора Руслан і Людмила. Поема (1817 – 1820) Кавказький бранець. Поема (1821 – 1822) Бахчисарайський фонтан. Поема (1821 – 1823) Цигани. Поема (1824, опубл. 1827) Полтава. Поема (1828) Мідний вершник. Петербурзька повість. Поема (1833) Євгеній Онєгін. Роман у віршах (1823 – 1831) Борис Годунов. Трагедія (1824 – 1825, опубл. 1831) […]...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Мастера Мастер – безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения М. остается лишь его “мертвая кличка: “Номер сто восемнадцатый из первого корпуса”. Прозвище “мастер” дано герою Маргаритой и аналогично традиционным именованиям “мэтр”, “маэстро”; оно соотносит персонажа как со средневековой литературной традицией, так и с масонским ритуалом. Ассоциации с гетевским Фаустом (по аналогии с Воландом-“Мефистофелем” […]...
- Сочинение по поэме Пушкина “Полтава” “Полтава” (1828) посвящена воспеванию славного исторического события – Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, “Истории Малой России” Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.). В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа – Мария) и историко-эпическая (Петр – Мазепа – […]...
- Метаморфозы характеристика образа Дафны Дафна. В греческой мифологии существует несколько версий, различным образом связывающих Д. с Аполлоном. Все они так или иначе объясняют происхождение лавра как атрибута Аполлона (греч. daphne – лавр). Гея сделала Д. своей прорицательницей в Дельфах, которыми владела до Аполлона (Павсаний. Описание Эллады; в этой же главе сказано, что первый храм Аполлона в Дельфах был выстроен […]...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Геллы Гелла – служанка Воланда, ведьма-вампир. Шрам на ее шее напоминает о гетевской Гретхен, казненной за детоубийство, которую Фауст видит во время Вальпургиевой ночи. Имя героини вызывает ряд ассоциаций. В греческой мифологии Г. и Фрикс – дети богини облаков Нефелы; спасаясь от гибели, они летят в Колхиду на златорунном баране; Г. погибает, упав в воды пролива, […]...
- Сид характеристика образа Сида Сид – героическое прозвище, данное поверженными им маврами дону Родриго и ставшее названием первой трагедии французского классицистического театра. Арабское слово “сид” означает “господин”. В развитии сюжета два поступка Р. являются ключевыми: месть за отца, оскорбленного графом Гормасом, и победоносное сражение с маврами. Они определяют не только характер взаимоотношений героев трагедии, но и ее нравственно-этическую проблематику. […]...
- Фигура героя-полководца в поэме Пушкина “Полтава” Петр I как исторический деятель и как личность – полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе. (Карл – “воинственный бродяга”, исторический авантюрист, который возмечтал по-своему повернуть ход исторических событий – подчинить себе могучее многонациональное российское государство: “Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном”. Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и […]...
- Изучение поэмы А. С. Пушкина “Полтава”. Краткое изложение текста Выбирая “доминанту” в характеристике образа Петра, обращаем внимание ребят на то, как автор рисует его портрет: “Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен”), на сравнения, которые использует поэт: “как Божия гроза”, “могущ и радостен, как бой”. Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряженность момента. В портретной […]...
- Песнь о Нибелунгах характеристика образа Зигфрида Зигфрид – трагический герой “Песни о Нибелунгах”. Королевич с Нижнего Рейна, сын нидерландского короля Зигмунда и королевы Зиглинды, победитель Нибелунгов, овладевший их кладом – золотом Рейна, – наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. Авторы “Песни” подчеркивают его необыкновенную привлекательность и физическую мощь. Само имя […]...
- Что делать характеристика образа образа Полозова ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях (Роман, 1863) Полозов – отец Катерины Васильевны. К моменту действия ему шестьдесят лет. Отставной ротмистр. Прокутил имение, остепенился и вышел в отставку. Чтобы собрать себе новое состояние, занялся торговлей. Постепенно на подрядах и поставках стал миллионером, но, поссорившись с кем-то из влиятельных лиц, от кого многое зависело, обанкротился. […]...
- Цыганы характеристика образа Земфира ЦЫГАНЫ (Поэма, 1824) Земфира – молодая придунайская цыганка, полюбившая русского полудобровольного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. 3. принципиально отличается от всех остальных героинь “байронических поэм” Пушкина. В результате встречи с чужим культурно-историческим опытом она не меняется сама – и не меняет своего избранника, “русского европейца”. Какой читатель встречает 3. в начале поэмы – […]...
- Конармия характеристика образа Сидорова Сидоров – конармеец, сосед Лютова по квартире в Новограде-Волынском (“Солнце Италии”), изучающий по ночам итальянский язык и план Рима. Лютов называет С. “тоскующим убийцей”. В письме к женщине по имени Виктория С. рассказывает о былом увлечении анархизмом, о своем трехмесячном пребывании в махновской армии и о встрече с лидерами анархистов в Москве. Герой тоскует без […]...
- Мартин Иден характеристика образа Идена Мартина Иден Мартин – главный персонаж романа. С этим двадцатилетним полудикарем мы встречаемся за обеденным столом семейства мистера Морза. Знатный буржуа благодарит И. М., вступившегося за честь его сына, приглашением к обеду. Случайное посещение интеллигентного дома становится поворотным моментом в жизни малообразованного юноши. Здесь он видит иную жизнь, “о которой раньше только читал в книжках”. Здесь […]...
- Характеристика образа Электры в трагедиях Еврипида Электра – персонаж трагедий “Электра” и “Орест”. В трагедии “Электра” Э. выдана Эгисфом и Клитемнестрой замуж за бедного крестьянина. Однако этот брак остается фиктивным, так как крестьянин сознает, что получил Э. не по праву. Идя за водой, Э. встречает у источника Ореста, который вместе с Пиладом тайно прибыл в Аргос и по разговору Э. с […]...
- Тристан и Изольда характеристика образа Изольды Белокурой Изольда Белорукая – персонаж сказаний о Тристане и Изольде, сестра герцога Каэрдина, жена Тристана. Женитьба Тристана на И. особенно подробно осмысляется в романе Тома, где автор подробно анализирует, почему Тристан решил жениться и почему именно на И. Особую роль здесь сыграло имя: Тристан пытается заменить одну И. другой. Немаловажной оказывается и красота И. Белорукой. Кроме […]...
- История одного города характеристика образа Прыща Ивана Пантелеича ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА (1869-1870) Прыщ Иван Пантелеич – подполковник. По его собственным словам, “в сражениях не бывал-с, но в парадах закален даже сверх пропорции”. Состояния “изрядного” (“Командовал-с; стало быть, не растратил, а умножил-с”), прибыл в Глупов с “планом кампании”: “отдохнуть-с!” От всякого вмешательства в обывательские дела отказался, чем привел город к неслыханному по глуповским меркам […]...
- Майская ночь или утопленница характеристика образа Левко Левко – сын Евтуха Макогоненко, местного Головы; бандурист с карими очами и “черным усом”; влюблен в семнадцатилетнюю “ясноокую красавицу” Ганну. Подобно всем влюбленным “парубкам” цикла “Вечеров”, сталкивается с непреодолимым препятствием: вдовый отец Л., отказываясь благословить сына на свадьбу с Ганною, сам предательски, втайне, объясняется ей в любви. Решив отомстить “неожиданному сопернику”, Л. вместе с другими […]...
- Майская ночь или утопленница характеристика образа Паночка-русалка, утопленница Панночка-русалка, утопленница, – героиня старинной легенды, которую в 1-й главе рассказывает своей возлюбленной “формально-главный” герой повести, бандурист Левко. Позже, в 5-й главе, – волшебная помощница Левко. П.-Р. у Гоголя должна напомнить читателю и о фольклорной традиции (недаром впервые она появляется в “обрамлении” местной легенды), и о таинственно-эротических нимфах немецкого романтизма, и об оперных персонажах. Указывая […]...
- Петр I и Карл XII в поэме Пушкина “Полтава” 1 вариант А. С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А. С. Пушкин написал поэму “Полтава”, в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого […]...
- Одиссея характеристика образа Навсикаи Навсикая – царевна феаков, дочь Алкиноя и Ареты. В ночь, когда Одиссей достиг острова феаков Схерии, Афина является спящей Н. и побуждает ее отправиться на берег со служанками, дабы выстирать белье. Н. так и поступает, а после стирки затевает игру в мяч, который падает в воду, и крик девушек будит Одиссея, который предстает перед ними, […]...
- Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Лизавета – младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. “…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои”. Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. […]...