Политика князей Древней Руси

Политика князей Древней Руси

Политическую историю Киевской Руси можно разделить на три основ­ных периода.

1. Первый период: вторая половина IX – середина X в. Объединение восточнославянских племен и становление единого государства.

– После первого князя Рюрика (862-879) правил Олег (879-912), при котором были объединены Новгород и Киев (882), подчинены племе­на древлян, северян и радимичей (даннические и торговые отношения), а также совершен успешный поход на Византию в 907 г., по итогам которого был заключен выгодный для Руси договор с Византией (рус­ские купцы получили огромные привилегии в Константинополе).

    Третий князь – Игорь по прозвищу Старый (912-945) – подчинил уличан и бужан, впервые столкнулся с кочевыми племенами пече­негов (в 915 г. с ними был заключен договор, разорванный в 930 г.), совершил два неудачных похода на Византию (941 и 944) и был убит древлянами во главе с князем Малом при попытке повторного сбора с них дани в 945 г. Следующей правительницей фактически стала жена Игоря княгиня Ольга (945 – начало 960-х гг.). Она получила власть в связи с тем, что наследник престола князь Святослав был малолетним, а по­том сохраняла ее из-за его увлечения внешней политикой. Ольга жест­ко отомстила убившим ее мужа древлянам и не допустила их выхода из-под княжеской власти, провела первую в России налоговую рефор­му (ввела “уроки” – фиксированные размеры дани с крестьянского дома и сельхозорудий, а также “погосты” – точные места сбора дани), первой из русского княжеского дома приняла православное крещение в 957 г. от византийского императора Константина Багрянородного (он предлагал ей жениться), в 968 г. успешно руководила обороной Киева во время нападения печенегов.
    Следующий князь – Святослав Игоревич (957-972) – занимался больше не внутренней, а внешней политикой. Святослав вел войны на двух основных направлениях: сначала на восточном с целью раз­грома хазар (покорив мордовские племена и вятичей на реке Оке, разгромил Волжскую Булгарию и уничтожил Хазарский каганат), затем на южном, чтобы получить контроль над устьем Дуная (после успешной войны против Болгарского царства все устье Дуная ока­залось под контролем России, что вызвало опасения Византии: в 968 г. она “натравила” печенегов на Киев, а в 970-971 гг. Свято­слав совершил неудачный поход на Византию, по итогам которого Святославу пришлось уйти из Болгарии).
    Святослав был убит пе­ченегами на днепровских порогах при возвращении в Киев из ви­зантийского похода. 972-980 гг. – “первая усобица”, проходившая между сыновьями Святослава Ярополком, Владимиром и Олегом и закончившаяся победой Владимира.

Второй период: середина X – середина XI в. Расцвет Древнерусско­го государства, создание военно-государственного механизма (оформ­ление политического строя в форме раннефеодальной монархии), мас­штабные реформы.

    Княжение Владимира I Красное Солнышко (980-1015) – начало расцвета Древней Руси. Он завершил присоединение восточнославянских племен к Ки­евской Руси (подчинил вятичей, ятвягов и радимичей, а также ветвь кривичей), начал строительство линии обороны южных границ государства от нападений кочевников. Владимир провел две религиозные реформы с целью объединить все подчиненные племена и религиозно упрочить власть вели­кого князя. 980 г. – языческая реформа Владимира: попытка ввести единый для всего государства пантеон языческих богов по образцу полян (во главе с богом Перуном), но она оказалась неудачной.
    Тогда Владимир отказывается от язычества и, срав­нив монотеистические религии (иудаизм, ислам, католичество, православие), принимает из Византии в 988 г. (или в 989 г.) пра­вославное христианство и крестит Русь. Последствия крещения Руси в X в.: сплочение различных племен в составе единого государства и начало формирования древне­русской народности, укрепление государственной власти и сак­рализация монарха (князь теперь воспринимался как божий ставленник, не повиноваться которому означает идти против божьей воли), идеологическое оправдание социального нера­венства, развитие культуры в целом и книжности в частности, приобщение в высокоразвитой византийской культуре и куль­туре всего христианского мира, значительный рост междуна­родного статуса Руси – появилась возможность заключать ди­настические браки с христианскими монархами, Россия вошла в сферу культурно-политического влияния Византийской им­перии, откуда на Русь приходят абсолютистская традиция и луч­шие образцы искусства. Наконец, из-за укорененности язычества в народном сознании возникает так называемое двоеверие – в православие проникает множество языческих представлений, обрядов и пр. Во внешней политике Владимир упрочил связи с Византией (взял в жены византийскую принцессу Анну), совершил поход на волж­ских болгар, подчинил угро-финские и балтские племена При­балтики, провел войны с Польшей и Венгрией.
    После смерти Владимира произошла “вторая усобица” (1015-1024) – борьба между его сыновьями Святополком (Киев), Ярославом (Нов­город) и Мстиславом (Тмутаракань и Чернигов). Победил и стал великим князем Ярослав (прозвище Мудрый), в правление которого (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Ярослав изменил порядок престолонаследия, введя “лествичную систему”, по которой престол переходил по старшинству (то есть не от отца к сыну, а, например, от брата к брату), а все княжества были выстро­ены в иерархическую систему по значимости (первым по значимо­сти был, конечно, Киев). При Ярославе во главе отдельных земель стали находиться не местные племенные вожди, а назначаемые им наместники.
    Ярослав принял первую часть Русской Правды – пер­вого письменного свода законов на Руси (им регулировались иму­щественные отношения, вводилась система наказаний за определен­ные преступления, кровная месть ограничивалась узким кругом ближайших родственников, а в остальных случаях заменялась штрафами – “вирами”). Также он покровительствовал развитию эко­номики и культуры (при нем в 1037 г. был заложен или построен храм Святой Софии в Киеве). Во внешней политике: Ярослав окончатель­но разгромил печенегов (1036), но столкнулся с новыми кочевника­ми – половцами, заключил множество династических браков своих детей с целью повышения авторитета Руси и расширения ее между­народных связей.
    Перед смертью, стремясь избежать распада госу­дарства, Ярослав разделил русские земли между своими сыновьями.

Третий период: вторая половина XI – начало XII в. Распад Древне­русского государства и начало феодальной (политической) раздроблен­ности.

    1054-1113 гг. – длительная борьба сначала сыновей, а затем внуков Ярослава за власть, к которой приводили сложности “лествичной сис­темы”. В ходе этой борьбы в 1097 г. был созван Любечский съезд рус­ский князей, на котором с целью прекращения княжеских междоусо­биц закреплялось разделение государства на отдельные княжества, в каждом из которых устанавливалась своя династия (принцип “каж­дый да держит отчину свою”). Многие князья прибегали к помощи половцев, но затем пришлось организовывать походы против них.
    Двумя последними князьями, авторитет которых не позволял госу­дарству окончательно распасться, стали Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий. Владимир Мономах (1113-1125), пришедший к власти в Киеве во время восстания 1113 г., пошел на уступки соци­альным низам (закупам и холопам) и издал “Устав Владимира Все­володовича”, ставший частью Русской Правды. Также он организовал успешные походы против половцев (1111,1122-1123) при участии других князей.
    Смерть Мстислава Великого (правил в 1125-1132 гг.), продолжавшего попытки объединить Русь и борьбу с половцами, при­вела к окончательному распаду Древнерусского государства.


Политика князей Древней Руси