Поговорим о сказках
Сказки свободны в художественной выдумке, но, подобно былинам, тесно связаны с реальной жизнью. В сказках тоже Воссоздается мир забот и интересов народной Руси. А как поразительна и Многоцветна речь сказочников!
Чаще других здесь встречаются добрые молодцы, Красные девицы, братцы, сударыни – матушки…Добрые, мягкие, человечные Обращения. Хотя есть здесь обращения и другого толка – мужик, старуха, Дурак.
За каждым словом – обращения к незнакомцу, благодаря которым Складывается образ русского человека в те далекие времена. В
А вот после замужества девицу будут Величать сударыней – матушкой:” Сударыня – матушка! Когда б, по моему Прошению…” ” Не пора, сударыня, спать, пора вставать, в горницах Мести, сор на улицу нести” А вот к пожилой женщине без учета Родственных связей широко применимо
Одним из удивительных обращений того времени было Обращение добрый человек:” Добрый человек! Избавь ме – Ня от смерти…
Эй, добрый человек, помоги мне на землю выйти…Спасибо добрый Человек!” Как жаль, что это обращение вышло из нашего речевого оборота. хотя уже в 20 Веке его попытался возродить М.
А. Булгаков:” добрый человек! Поверь мне…”- Обращается Иешуа Га – Ноцри к грозному прокуратору, ведь для него все люди Добры и чисты.
Но и это гуманное обращение далеко не всех устраивает:” Это Меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут Про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно…” Аналогичным нынешнему молодому человеку было обращение добрый молодец (у С. И. Ожегова – ” молодой человек, сильный, крепкого сложения; удалец, Храбрец”): ” Нет, добрый молодец, не тот кусок хватаешь!..Скажи, добрый Молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени Величать?” Вот такие вполне современные обращения встречаются на страницах Сказок.
И это еще раз подтверждает то, что искусство прошедших веков не Стало музейным, интересным только узкому кругу специалистов, оно влилось в Поток современных чувств и мыслей.
- О народных сказках Народные сказки (от слова сказывать) исполнялись особым образом – напевно, неторопливо, чтобы смысл и мудрость каждого слова были услышаны и поняты. Таким искусством владел не каждый, потому искусных мастеров сказывать сказки называли сказителями. Они умели зачаровать слушателей сказкой, которая строилась по определенному плану. Сказка начинается кратким Вступлением – зачином, который создает атмосферу таинственности и размеренный […]...
- Воспитательное мероприятие “Поговорим о вежливости” Цель: Формировать уважительные отношения с людьми и уметь строить эти отношения. Педагогическая цель: Использование элементов игры на развитие классного коллектива. Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся, составление памятки вежливости. Подготовительная работа: класс разбивается на группы по 5 – 6 человек, парты в классе расставляются соответственно количеству групп. Запись на доске: Отношения друг к другуПлан урока:I. Вводная […]...
- Поговорим о маме План 1. Любовь к маме – святое чувство. 2. Мама – самый дорогой человек: А) помощь мамы; Б) дети – самое дорогое для матери; В) вечные проблемы “отцов и детей”. 3. “Сердце отдаю детям”. Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, вот что насыщает нас любовью к жизни! М. Горький […]...
- Поговорим о сочинении Перед вами – первый в этом учебном году номер консультаций к выпускному сочинению. Наши постоянные читатели хорошо знают, что газета “Литература” ежегодно публикует на своих страницах не только примерные формулировки тем будущего письменного экзамена, но и материалы, которые помогут учителю провести подготовку к сочинению. Интерес к консультационным номерам очень большой (обычно они выходят увеличенным тиражом […]...
- Поговорим о настоящей дружбе Нет уз святее товарищества. Н. Гоголь Настоящую дружбу невозможно ни измерить, ни оценить. Она не имеет цены, как картины кисти великих мастеров прошлого. Истинная дружба – воздух, без которого нельзя жить. Если человек предан своим друзьям, он сможет поступиться ради друга даже самым дорогим. Если человек верен дружбе, у него никогда не возникнет даже мысли […]...
- ПОГОВОРИМ О МОДЕ Недавно я задумался: а так ли важно во всем слепо следовать моде? Все вокруг говорят о лжи, неправде, фальшивости. Мир взрослых полон обманчивых надежд и ожиданий. Мы стремимся казаться взрослыми, нисколько не задумываясь О последствиях. Был прекрасный летний вечер. Легкий ветерок дарил долгожданную прохладу и свежесть. Почему бы не отдохнуть в этот час от дневной […]...
- В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в. стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические мотивы, примером тому могут служить сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Щедрин в 1869-м, а также […]...
- Поговорим о детстве? Поговорим о детстве… “Все наверняка помнят себя маленькими, когда хотелось что-то сделать самому. Глядя на наши неуклюжие попытки, взрослые, вместо того чтобы помочь, показать как надо, недовольно ворчали, пресекали наши самостоятельные действия. Давая по рукам, они отбирали у нас возможность получать удовольствие от сознания чего-то своего. За нас услужливо убирали игрушки, постель, одевали и обували, […]...
- Осмеяние обывательщины, трусости и самодурства в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Книга М. Е. Салтыкова-Щедрина “Сказки” стала своеобразным итогом, обобщением всей творческой деятельности писателя. На ее страницах мы снова встречаемся с помпадурами, но они уже предстают перед нами в образах медведей и волков, а трепещущие либералы приобретают образ премудрого пескаря. В сказках общественная жизнь и мораль подвергнуты мастерской сатире. Это и критика самодержавных принципов правительственных верхов […]...
- О сказках Льюиса и Толкина (Сочинение-рецензия) Сказки этих двух писателей сейчас уже знают и в России. Вышел “Властелин колец” и несколько рассказов Толкина, выходят сказки Льюиса. Во всем мире их печатают непрестанно – значит, любят. Полюбят ли у нас, неизвестно, но было бы очень хорошо, если бы полюбили. Прежде всего надо сказать немного об этих двух людях. Они были учеными, филологами […]...
- Сочетание фантастических и реальных элементов в сказках Сатыкова-Щедрина Сочетание фантастических и реальных элементов помогает сатирику ярче выразить идею сказки. Начало сказки, несмотря на традиционно сказочные обороты: “В некотором царстве, в некотором государстве” “Начал он жить да поживать”,- вполне реально. Рассказывая о том, как помещик дочиста ограбил крестьян (“Лучины не стало в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести”), писатель дает образную картину […]...
- Эпитеты и сравнения < p>Эпитеты Под Эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и приложения (человек – добрый, путь – далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения, в которых указываются свойства предметов, производящие на человека особенно сильное впечатление. Напр.: море – синее, поле – чистое, береза – кудрявая, леса – зеленокудрые. Такого рода эпитеты […]...
- Художественное время в сказках и былинах Зображение времени в фольклоре сильно отличается от изображения его в художественной литературе – сильно нарушено традиционное единство изображения. Прежде всего необходимо определить основные аспекты, с точки зрения которых следует характеризовать данную категорию относительно фольклора: 1) условность или историчность; 2) закрытость или открытость; 3) равномерность или неравномерность; 4) направленность; 5) завершенность. В данных аспектах рассмотрим сказки […]...
- Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы”. Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки – это особый литературный жанр, основанный […]...
- Крестьянская и помещичья Русь в сказках Салтыкова Щедрина Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические мотивы, примером тому могут служить сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Щедрин в 1869-м, а также […]...
- Юмор в сказках Чуковского Очень тонко, с большим чувством меры использует поэт комическую деталь. Так, в сказке “Тараканище” кот едет “задом наперед”, “жаба – на метле”, а слониха так расплясалась, “что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала”, в “Приключениях Бибигона” герой “в паутине бьется” и “прямо в миску с молоком летит оттуда кувырком”. Широко […]...
- Объединение бытового и фантастики в сказках Андерсена Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, больше всего – за два дня. Однажды его знакомый пошутил: “Напишите нам новую, забавную историю. Вы же можете написать даже о цыганской игле!”. И Андерсен написал историю цыганской иглы. “Сказки сами приходят ко мне,- говорил Ганс Кристиан.- Их нашептывают деревья, они врываются с ветром”. […]...
- Аллегория в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в баснях И. А. Крылова Аллегория является распространенным средством художественной изобразительности. Традиционно она используется как в фольклоре, так и в книжной литературе. Словарь литературных терминов дает такое определение аллегории: “Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ”. Очень часто аллегория используется в сказках и баснях. Здесь под видом животных, например, подразумеваются человеческие пороки. Аллегорически могут изображаться важные исторические и […]...
- Смешное и трагичное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Социально-политическая сатира – вот та область, где Салтыков-Щедрин остается непревзойденным художником. Яркое своеобразие Щедрина как писателя заключается, прежде всего, в могуществе его смеха, в искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики для создания реалистичных произведений. Смех – основное оружие сатиры. “Это оружие очень сильно,- говорил Щедрин,- ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан […]...
- Тема народа в сказках Салтыкова-Щедрина “Ничто так естественно не вызывает любви, как бедность, угнетенность, скорбь и злосчастие вообще” М. Е. С.-Щедрин. Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства было заветнейшей целью всей деятельности Салтыкова-Щедрина. В “Сказках” писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству […]...
- Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина Система образов. В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. Образы из Сказок писателя созданы на основе хорошо известных фольклорных образов, наделенных народной мудростью устойчивыми качествами характера: это жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и […]...
- Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Щедрин любил народ без слепого поклонения, без преклонения перед ним: он глубоко понимал сильные стороны народной массы, но, тем не менее, зорко видел и слабые стороны ее. И это двустороннее отношение к народу – любящее и критическое – проходит красной нитью через все творчество писателя. В “Сказках” Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного […]...
- Кто и что является объектами осмеяния в “Сказках” М. Е. Салтыкова-Щедрина? Каковы художественные особенности “Сказок” М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы (“ни в сказке сказать, ни […]...
- Образ народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В сказках великого сатирика Салтыкова-Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем “мужик”), эксплуататоры – в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги – из одноименной сказки. Коняга – […]...
- Особенности авторских приемов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь” и “Дикий помещик” М. Е. Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Разные стороны русской действительности подвергает сатирик осуждению и осмеянию: в “Истории одного города” – это обличение тупой и самодовольной администрации, вплоть […]...
- Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” и в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, друг другу противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем “мужик”), эксплуататоры – в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги – из одноименной сказки. Обобщенный образ […]...
- Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасоеа “Кому на Руси жить хорошо” и в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, друг другу противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем “мужик”), эксплуататоры – в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги – из одноименной сказки. Обобщенный образ […]...
- ОСТРОТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, – капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- Разное – ” Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” и в сказках М. Е. Сатыкова-Щедрина Н. А. Некрасов взял в аренду журнал “Отечественные записки” и в качестве соредактора пригласил М. Е. Салтыкова-Щедрина. “Отечественные записки” под руководством Некрасова стали таким же боевым журналом, как и “Современник”, они следовали заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический талант Щедрина. М. Е. Салтыков – Щедрин и Н. А. Некрасов создавали […]...
- Сочинение на тему Образ народа в сказках Салтыкова-Щедрина и в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Образ народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В чем заключается счастье человека? Этот вопрос всегда волновал людей. На этот вопрос пытались дать ответ многие русские писатели, в том числе и Н. А. Некрасов. Его герои пытаются ответить на этот вопрос. Поэма Некрасова “Кому на […]...
- “Хозяева жизни” в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Злободневность сказок. 2. Животный мир произведений. 3. Сатира на властьимуших. Многие литературоведы склонны рассматривать сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина в качестве малой энциклопедии его сатирического дара. Именно в этих сравнительно небольших по объему произведениях автор умудряется выразить весь тот житейский и литературный опыт, который накапливался в течение долгого времени. Необычные щедринские художественные образы, действующие персонажи, […]...
- “Перевертыши” в сказках Чуковского В сказке “Чудо-дерево” ребенок вначале узнает, что на дереве должны расти “листочки и цветочки”, а потом уже 1ИДИТ необычное дерево, на котором растут “чулки да башмаки, словно яблоки”. Перевертыши “живут” и в других сказках К. И. Чуковского, достаточно прочитать начало “Тараканища”: Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперед. А за ним комарики […]...
- ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказка – ложь, да в ней намек… А. С, Пушкин В сказках Салтыкова-Щедрина отобра- жены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, ко- торыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках пока- заны все основные классы общества – дво- рянство, буржуазия, интеллигенция, трудо- вой народ. Сатира, бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выде- […]...
- Сочинение на тему Символическое значение образов животных в сказках Салтыкова-Щедрина Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки – один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, […]...
- Сочинение на тему Приемы и средства сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем обходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной форме, автор мог свободно говорить о том, что думает, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова в сказках завуалированы так, что любой мало-мальски […]...
- Характеристика образа Алисы в сказках Кэрролла Л Алиса – семилетняя девочка, которой приснились приключения в подземной Стране чудес и Зазеркалье, где она встретилась с разнообразными сказочными и фантастическими персонажами, живущими по своей особой логике и все время озадачивающими разумную юную викторианку. Будучи воплощением всех детских викторианских добродетелей: учтивости, приветливости, скромности, сдержанности, серьезности, чувства собственного достоинства, А. одновременно сохраняет в себе ту непосредственность […]...
- Сочинение “Добро и зло в русских народных сказках” Сочинение “Добро и зло в русских народных сказках” Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло. Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница. Но у […]...
- Мораль в сказках Чуковского “Мойдодыр” и “Телефон” Ярким подтверждением таланта писателя являются сказки самого К. И. Чуковского. В 1922 году он написал “Мойдодыр”, “Тараканище”, в 1924 году появилась “Муха-Цокотуха”, к 1925- 1926 годам относятся “Бармалей”, “Телефон”, “Федорино горе”. Каждая сказка К. И. Чуковского имеет свой завершенный сюжет, в основе конфликта лежит, как правило, борьба добра со злом. Идея сказки и заключается в […]...
- Мастерство сатирического разоблачения в сказках М. Е. Салтыкова В “23 сказках” М. Е. Салтыкова мы находим богатые данные для обсуждения всех сторон многообразного литературного таланта нашего сатирика, который здесь является перед нами как замечательный художник-беллетрист, в лучшем смысле этого слова. Он пластично живописует характеры, запечатлевая их в образах, глубоко верных действительности, несмотря на тот широкий полет творческой фантазии, каким пользуется автор, прибегая к […]...
- Что такое “эзопов язык” в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждой, облекающей высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу. Н. В. Гоголь Именно Салтыков-Щедрин ввел в русский литературный обиход понятие “эзопов язык”, под которым подразумевал художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегорию. Писатель, как известно, учился […]...