Поэзия Твардовского: образец самобытного творчества

Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. Учился в сельской школе, затем в, Смоленском педагогическом институте. В 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства.

Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского: “Путь к социализму” (1931), “Вступление” (1933), повести “Дневник председателя колхоза” (1932), “Сборника стихов 1930-1935” (1935). В 1936 году была напечатана поэма “Страна Муравия”, получившая широкую известность. Герой поэмы Никита Моргунок не только наблюдает во время своих странствий картины крестьянской жизни во время “великого перелома”, но и сам воплощает драму нелегкого расставания с прежними иллюзиями. В стиле поэмы своеобразно отразились аллегоричность сказки, ее склонность к сгущенной, порой фантастической передаче реальных событий.

Язык поэмы простой, разговорный и в то же время красочный, богатый образами, идущий от восприятия мира крестьянином-тружеником.

В лирике 30-х годов, составившей сборники “Дорога” (1938), “Сельская хроника” (1939) и “Загорье” (1941), Твардовский стремился уловить изменения человеческого характера в колхозной деревне, создать образы ее людей. Цикл “Про деда Данилу” (1938) с его героем – мастером своего дела, весельчаком и философом – в известной мере предварил будущую “Книгу про бойца”. Твардовский участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов в качестве корреспондента военной газеты и написал цикл стихов “В снегах Финляндии”. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки.

Очень широкую известность получила поэма Твардовского “Василий Теркин” (1941-1945). Главный герой этой книги – народ на войне.

В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытую и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации. “Это поистине редкая книга, – писал И. А. Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!” ( “Василий Теркин”), В послевоенной поэме “Дом у дороги” (1946) (“Дом у дороги”) с огромной трагической силой изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, угнанной в Германию. Образ его жены Анны, картины ее горького материнства на чужбине, воображаемый разговор младенца с ней достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в ее борьбе с насилием, смертью. “Счастье – не в забвенье!” – таков основной мотив этой поэмы и многих лирических стихотворений послевоенных лет, посвященных памяти всех участников военных событий (“Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “Жестокая память” и др.).

Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма “За далью – даль”. Путевой дневник поэта перерастает здесь в исповедь сына века, которого “две дали… влекут к себе одновременно”: сложнейший, полный героики и трагизма период, пережитый советским народом, и – будущее, богатое новыми замыслами и свершениями. Твардовский искусно чередует общие и крупные планы; так, рядом с главами “На Ангаре” и “Так это было” стоят главы “Друг детства” и “Москва в пути” – рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых – частичка народа, великого потока истории.

Но основную роль в этой поэме играет сам автор, который доверяет читателю свои мысли и чувства.

Отсюда – заключительное обращение Твардовского к читателям: “… в книге этой… всего героев ты, да я, да мы с тобой”. Высказанные в поэме мысли автора об искусстве, долге художника во многом перекликаются с его сатирической поэмой “Теркин на том свете” (1954-1963), где создан своеобразный образ “потустороннего мира”, представлены, по словам автора, “… в сатирических красках те черты нашей действительности – косность, бюрократизм, формализм, – которые мешают нашему продвижению вперед”. Напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского, где с рассказами и очерками (“Печники” (1958)) соседствуют разнородные записи, составляющие значительную часть книги “Родина и чужбина” (1947).

В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа.

Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Его произведения были переведены на многие иностранные языки.

Твардовский вел большую общественную работу. Он был главным редактором журнала “Новый мир”, секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей. Поэзия Твардовского – образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем.



Поэзия Твардовского: образец самобытного творчества