ПОЭЗИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

После войны для русской поэзии наступили тяжелые времена. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) буквально парализовало ее. Грубая, глубоко несправедливая оценка деятельности А. Ахматовой была оскорбительной не только для нее самой — для всей русской поэзии. На долгие годы оказались перекрытыми все пути общения истинной поэзии с читателями.

О публикации стихов Ахматовой нельзя было и заикнуться, не говоря уже о поэтах и писателях, заточенных в ГУЛАГе, — Н. Заболоцком, Д. Андрееве, В. Шаламове и др.

Конечно,

совсем «заморозить» поэзию не под силу никакому тоталитаризму. Ее течение в ожидании благоприятных дней ушло под лед, чтобы потом обнаружиться в годы «оттепели».

Впрочем, оставалась тема, рядом с которой слабели драконовские законы Главлита, этого «недреманного ока» партии.

Жестокие раны нанесла война. Долго не заживали они и в облике городов, обезображенных шрамами от пуль, снарядов и бомб, и в душе человеческой, уязвленной горечью потерь и страданий. Поэты, ставшие известными еще до 1941 г., и новое поколение (С. Наровчатов, М. Луконин, Ю. Друнина, С. Гудзенко и др.), заявившее о себе

уже на войне, долго еще возвращались к ее незабываемым дням, долго еще, по образному выражению Ю. Друниной, наша поэзия носила фронтовую шинель.

Для некоторых же из поэтов военная тема так и осталась главной. «Более тридцати лет прошло с тех пор, — писал Е. Исаев об одном из поэтов военного поколения, — когда война отошла от Орлова, а вот он, Орлов, все эти тридцать с чем-то мирных лет никак не мог отойти от войны».

На военные темы были созданы поэтические произведения, сохранившие и доныне художественную ценность.


ПОЭЗИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ