“Поэзия-форма любви” (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)
“Поэзия – форма любви”… Эти слова принадлежат русскому писателю 20 века Михаилу Пришвину. Он, всю жизнь писавший прозу, очень тонко чувствовал поэзию, потому что умел видеть и ценить прекрасное во всем: в русской природе, в русской жизни, в русском языке.
Поэзия, по сути, есть признание в любви: любимому человеку, своей семье, родине, жизни. Творчество русских поэтов 20 века – лишнее тому подтверждение.
Вся лирика Сергея Есенина – это признание в любви, прежде всего, своей родине, “голубой” крестьянской Руси. Давно стали
Есенин показывает Русь глазами простого человека. Читая лирику этого поэта, мы понимаем, за что русский крестьянин любит свою родину, какую красоту он в ней видит, что для него самое ценное в отчизне.
Лирический герой Есенина находит прекрасное в самых простых вещах: в саже над заслонкой, в квохчущих курыхах, в кудлатых щенках (стихотворение “В хате”). А неброский среднерусский пейзаж он не променяет ни на какие экзотические красоты:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел
В зеленях твоих стозвонных.
Два первых поэтических сборника Есенина носят названия “Радуница” и “Голубень”. Важно, что слово “радуница” дословно означает “блестящая”, “просветленная”. Помимо религиозного обряда, так на Руси называли первые весенние дни. А “голубая”, “синяя” – постоянные эпитеты есенинской России:
Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.
Водою зыбкой стынет синь во взорах…
Важно, что синий цвет и его оттенки связаны у поэта с молодостью, полнотой светлых чувств, нежностью.
В своей ранней лирике Есенин идеализирует Русь. Для него это миф, сказочный град Китеж, рай на земле. Это не значит, что поэт не видел реальной убогости и серости жизни крестьянина:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса…
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…
Но “эта реальность” только усиливала любовь поэта к родной стороне, которая нуждалась в помощи и, несмотря ни на что, не теряла своей неповторимой прелести: “Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую”.
После революции 1917 года стихотворения Есенина о Родине приобретают иную тональность. Конечно, поэт все так же любит свою отчизну, но теперь к этому чувству примешиваются сожалению об ушедшем, прощание со старым, печальные размышления о былом:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Эти строки – образ прощания с вымирающей деревянной деревней, и с ее последним поэтом – еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало: “Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой последний час!”
Лирический герой мысленно заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру и сам ее в одиночку “справляет”. И делает это он в том Храме, который всегда помогал и спасал его, – в храме Природы.
Через традиционный для есенинской поэзии образ дерева поэт выражает свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с “деревом”, а главное – от вымирания рожденного там искусства.
Начиная с 1920-го года, мотивы покинутого дома осложняются у Есенина конфликтом “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Сам герой ощущает себя в “узком промежутке” между ними: “Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец”.
Поэт пытается разобраться, что происходит с его родиной, в каком направлении движется его страна, что будет с его народом. Но, как мне кажется, окончательного ответа герой так и не получил, трагически уйдя из жизни в 1925 году.
Безусловно, лирическое творчество С. А. Есенина не исчерпывается лишь патриотической лирикой. Есть у этого поэта и произведения, посвященные любви к женщине, любви к матери, любви к жизни. Но, наверное, как ни у кого другого, все эти темы являются лишь составной частью любви поэта к родине.
Без своей деревянной Руси Есенин не мыслил собственной жизни, а значит, неимоверно глубокое и теплое чувство к родине было основой его натуры, той силой, что поддерживала поэта, давала жизненные силы.
Именно поэтому мы смело можем сказать, что любовь к родине – это главная тема С. А. Есенина. И его поэзия стала формой выражения этого великого чувства поэта.