“Поэзия-форма любви” (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)

“Поэзия – форма любви”… Эти слова принадлежат русскому писателю 20 века Михаилу Пришвину. Он, всю жизнь писавший прозу, очень тонко чувствовал поэзию, потому что умел видеть и ценить прекрасное во всем: в русской природе, в русской жизни, в русском языке.
Поэзия, по сути, есть признание в любви: любимому человеку, своей семье, родине, жизни. Творчество русских поэтов 20 века – лишнее тому подтверждение.
Вся лирика Сергея Есенина – это признание в любви, прежде всего, своей родине, “голубой” крестьянской Руси. Давно стали

хрестоматийными слова поэта: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине”.
Есенин показывает Русь глазами простого человека. Читая лирику этого поэта, мы понимаем, за что русский крестьянин любит свою родину, какую красоту он в ней видит, что для него самое ценное в отчизне.
Лирический герой Есенина находит прекрасное в самых простых вещах: в саже над заслонкой, в квохчущих курыхах, в кудлатых щенках (стихотворение “В хате”). А неброский среднерусский пейзаж он не променяет ни на какие экзотические красоты:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел
бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Два первых поэтических сборника Есенина носят названия “Радуница” и “Голубень”. Важно, что слово “радуница” дословно означает “блестящая”, “просветленная”. Помимо религиозного обряда, так на Руси называли первые весенние дни. А “голубая”, “синяя” – постоянные эпитеты есенинской России:
Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.
Водою зыбкой стынет синь во взорах…
Важно, что синий цвет и его оттенки связаны у поэта с молодостью, полнотой светлых чувств, нежностью.
В своей ранней лирике Есенин идеализирует Русь. Для него это миф, сказочный град Китеж, рай на земле. Это не значит, что поэт не видел реальной убогости и серости жизни крестьянина:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса…
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…
Но “эта реальность” только усиливала любовь поэта к родной стороне, которая нуждалась в помощи и, несмотря ни на что, не теряла своей неповторимой прелести: “Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую”.
После революции 1917 года стихотворения Есенина о Родине приобретают иную тональность. Конечно, поэт все так же любит свою отчизну, но теперь к этому чувству примешиваются сожалению об ушедшем, прощание со старым, печальные размышления о былом:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Эти строки – образ прощания с вымирающей деревянной деревней, и с ее последним поэтом – еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало: “Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой последний час!”
Лирический герой мысленно заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру и сам ее в одиночку “справляет”. И делает это он в том Храме, который всегда помогал и спасал его, – в храме Природы.
Через традиционный для есенинской поэзии образ дерева поэт выражает свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с “деревом”, а главное – от вымирания рожденного там искусства.
Начиная с 1920-го года, мотивы покинутого дома осложняются у Есенина конфликтом “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Сам герой ощущает себя в “узком промежутке” между ними: “Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец”.
Поэт пытается разобраться, что происходит с его родиной, в каком направлении движется его страна, что будет с его народом. Но, как мне кажется, окончательного ответа герой так и не получил, трагически уйдя из жизни в 1925 году.
Безусловно, лирическое творчество С. А. Есенина не исчерпывается лишь патриотической лирикой. Есть у этого поэта и произведения, посвященные любви к женщине, любви к матери, любви к жизни. Но, наверное, как ни у кого другого, все эти темы являются лишь составной частью любви поэта к родине.

Без своей деревянной Руси Есенин не мыслил собственной жизни, а значит, неимоверно глубокое и теплое чувство к родине было основой его натуры, той силой, что поддерживала поэта, давала жизненные силы.
Именно поэтому мы смело можем сказать, что любовь к родине – это главная тема С. А. Есенина. И его поэзия стала формой выражения этого великого чувства поэта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Поэзия-форма любви” (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)