Поэзия есть Бог
На страницах этого номера вас ждет встреча с поэзией. Стихии стиха, энергии лирического волнения, тайнописи поэтических строк разных веков посвятили свои разыскания наши авторы. Современной поэзии отдана и прилагаемая к номеру брошюра.
В основном речь пойдет о взрослых стихах, с которыми если и работать, то в старших классах. Это не значит, что мы предлагаем уберегать от знакомства со сложной поэзией учеников средних (и младших) классов. Наоборот, чем раньше они будут приучаться к “темным речам” и пусть не понимать в них все, но “внимать
Просто именно в позднем отрочестве потребность в поэзии может стать очень острой, а разговор о стихах – самым нужным разговором.
Скажем больше: читать и переживать стихи важно и нам, взрослым, – и не только в связи с нашей профессией, но и вне всяких необходимостей, просто для себя. Не забудем также, что над поэтической строкой можно и должно размышлять – и бывает интересно узнать, что думали по ее поводу другие. Все эти размышления складываются в живой диалог о поэзии, который человечество не устанет вести до
Наш номер – реплика в таком диалоге.
Поэтический номер стихами и открывать. О поэзии самими поэтами написано немало, у каждого читателя есть свои любимые строки. Мы делимся сегодня с вами одним из ранних стихотворений Александра Кушнера.
Я видел подлость и беду,
Но стих прекрасно так устроен,
Что вот – я весел и спокоен,
Как будто я в большом саду.
Черты случайные сотру,
Свою внимательность утрою.
Чему стихи нас учат? Строю.
Точнее, стройности. Добру.
Они, средь шумной полумглы,
Блестящим кажутся прибором
Высокой точности, с которым
Сверяют дали и углы.
Не будем шага прибавлять
И закрывать лицо руками.
Не лучше ль зорко за ветвями
Просвет далекий различать?
И знать, что зло – как сон дурной,
Добро ж подсказано всем ходом
Стиха, размером, хороводом
Дубов, стоящих за спиной.
- Согласны ли вы с мнением, что “поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…”? Поэзия Ф. И. Тютчева вырастала на русской почве, но, вместе с тем, он наследовал достижения западноевропейской поэзии. Она с потрясающей силой передает мятежные состояния, выражает бунтарскую стихию человеческой природы. Это – поэзия мысли, которая всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы. Это поэзия сильных, смелых и оригинальных образов, разнообразная по тональности, замечательная […]...
- Что такое поэзия? Поэзия, как и проза – один из основных типов искусства слова, который имеет важное значение в мировой литературе разных эпох и поколений. С давних времен, начиная со средних веков и заканчивая недалеким прошлым, поэзия проявляется во всех сферах жизни человека: то ли в быту, то ли на работе, или даже на войне. Вспомнить лишь, как […]...
- Поэзия Поэзия – это стихотворная, т. е. ритмически организованная художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма. Первоначально под поэзией понималось искусство слова вообще, а прозой считались все нехудожественные произведения (научные, философские и т. д.). Очень ярко, хотя и на уровне наивного восприятия своего героя, показывает различие между прозой и поэзией Мольер. В […]...
- “Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…” (С. Л. Франк) Сегодня не без оснований признано, что, если бы встала задача избрать из числа высших творцов мировой лирической поэзии даже самый узкий, самый тесный круг имен, имя Федора Ивановича Тютчева все равно должно было бы в него войти, как бы мы этот круг ни ограничивали. В подтверждение этих слов можно сослаться на Фета, видевшего в Тютчеве […]...
- Как Вы понимаете слова Ф. И Тютчева о природе: “В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык” Стихотворение Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” раскрывает глубокий смысл и значение природы. С первых строк поэт с какой-то насмешкой обращается к тем, кто считает природу божьим слепком с бездушным ликом. Все произведение пронизано величием окружающего мира и твердой уверенностью в том, что природа есть результат эволюционных процессов, а никак не чьим-то […]...
- Поэзия, живопись и музыка в лирике А. А. Блока В лирике Александра Блока органично соединились выразительные средства поэзии, живописи и музыки. Музыкальность блоковского стиха достигается своеобразной мелодичностью, приданию словам и фразам характера плавно льющегося потока. “Его стихи как бы просят музыки”, – сказал Валерий Брюсов. И, действительно, многие стихотворения Блока положены на музыку. Это и семь романсов Дмитрия Шостаковича, и симфония “На поле Куликовом” […]...
- “Есть милая страна, есть угол на земле…” (По лирике Е. А. Баратынского) В дни безграничных увлечений, В дни необузданных страстей Со мною жил превратный гений Наперсник юности моей. Е. Баратынский Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты XVIII века, оставил обилие европейских жанров, стараясь сказать свое слово не только в российской, но и мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских […]...
- Определение “Поэзия”, “Проза” Поэзия – это стихотворная, т. е. ритмически организованная художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма. Первоначально под поэзией понималось искусство слова вообще, а прозой считались все нехудожественные произведения (научные, философские и т. д.). Очень ярко, хотя и на уровне наивного восприятия своего героя, показывает различие между прозой и поэзией Мольер. В […]...
- Стихи А. Фета это чистая поэзия. Любовь Фета это костер, как и поэзия Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей […]...
- Рецензия на повесть В. Токаревой “Я есть. Ты есть. Он есть” Виктория Токарева отличается от всех современных российских писателей прежде всего тем, что ее повести и рассказы наполнены жизнью, как комната наполнена музыкой, когда включаешь магнитофон. Когда читаешь ее произведения, создается впечатление, что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет занавесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь их […]...
- Поэзия Сологуба Поэзия Сологуба развивалась не в том направлении, что поэзия других символистов. Его словарь, его поэтический язык, его образность ближе к эклектической поэзии “викторианцев”. Он пользуется простыми размерами, но утончает их до совершенства. Словарь у Сологуба почти такой же маленький, как у Расина, но пользуется им он почти с такой же точностью и меткостью. Он символист […]...
- Поэзия К. Ваншенкина Константин Яковлевич Ваншенкин родился в 1925 году в Москве в семье инженера. Стихи писал с детства. В 1942 году из 10 класса ушел в армию. В 1951 году, учась в Литературном институте им. М. Горького, выпустил первый сборник стихотворений “Песня о часовых”. С тех пор им опубликовано много поэтических сборников. Среди них “Воины” 1957 г., […]...
- Сочинение Баратынский Е. А. “Есть милая страна, есть угол на земле…” Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты XVIII века, оставил обилие европейских жанров, стараясь сказать свое слово не только в российской, но и мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских посланий соратникам по “цеху поэтов”. В этих стихотворениях поэт полушутливо говорит о своих солдатских буднях: Мне ли думать […]...
- “Поэзия – баба капризная”(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии) ..Я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря… В. Маяковский Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань Державин и Карамзин, Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Маяковский и Вознесенский. Стихотворение Андрея Вознесенского “Разговор эпиграфом” – это прямое продолжение темы, начатой Владимиром Маяковским в стихотворениях “Юбилейное”, “Сергею Есенину” […]...
- Ранняя поэзия Т. Г. Шевченко В ранней лирике Шевченко часто звучат мотивы тоски по родному краю и одиночества (“Тяжело в мире жить”, “Вечной памяти Котляревскому”, “Думы мои”, “К Основяненко” и т. п.). Главный источник мотивов печали и одиночества – это трудная крепостническая действительность. Сборник “Кобзарь” приоткрывается поэзией “Думы мои”, за ней идет “Балагур”. Это – программные стихи, в которых молодой […]...
- Сочинение на тему: “Поэзия прекрасного в лирике Афанасия Фета” Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого чистого искусства. Расцвет творчества Фета приходится на время, когда “чистое искусство” отвергалось, а декларировалось гражданственность поэзии. Для этого периода поэзия Фета была необычной, причудливой, утонченной. Она полна недомолвок, недоговоренностей. Критики нашли в ней необыкновенную мелодичность. Всю свою жизнь Фет отстаивал “чистую красоту”, был […]...
- Сочинение на тему: Поэзия Фета Основными особенностями поэзии А. А. Фета являются его обращение исключительно к миру чувств и “летучих” настроений, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры. Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна вмешиваться в дела “бедного мира”. В его стихах почти нет места проблемам политическим, общественным, гражданским. Фет очертил круг своей поэзии тремя темами: любовь, природа, […]...
- Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия Поэзия начала 60-х годов явила своим читателям молодое лицо. Они стали свидетелями того, как в литературу стремительно вошла большая группа молодых поэтов. На многолюдных вечерах поэзии стихи читались тысячам горячих поклонников поэзии. Оживилась дискуссия о вопросах поэтического творчества. Заговорили о новой поэтической волне. Хотя позднее ажиотаж несколько спал, однако поэзия поднялась на новый уровень. Свой […]...
- “Поэзия серебряного века” Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! В. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов – поэт, организатор и “идеолог” символистского движения. Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание […]...
- Сочинение на тему: РАННЯЯ ПОЭЗИЯ ЕГО ЗАГАДОЧНА РАННЯЯ ПОЭЗИЯ ЕГО ЗАГАДОЧНА Нет ничего удивительного в том, что ранняя поэзия С. Я. Маршака не исследовалась, ведь она не была собрана полностью. Публикуемые стихи позволяют восполнить этот пробел и вместе с тем дают почву для любопытных наблюдений над их стилистикой. В частности, на мой взгляд, в них ощущается влияние той поэзии, которая позднее стала […]...
- Поэзия М. Цветаевой – напряженный монолог – исповедь (2) Марина Ивановна Цветаева вошла в русскую литературу XX века как мастер лирического монолога. До появления на поэтическом небосклоне имени Цветаевой женская лирика была салонной, жеманной и, в сущности, малоинтересной. Цветаева ворвалась в мир русского стиха, как комета, наполнив его неслыханными до сих пор созвучиями и ритмами, в которых слышны летняя гроза, горечь любви, ярость покинутой […]...
- Сочинение на тему: “Интеллектуальная поэзия В. И. Иванова” Одним из основных литературных направлений рубежа 19 и 20 веков являлся символизм. Основная идея направления – символизм, опознавательный знак, долженствующий заменить собой образ. Символисты призывали к интеллектуальному мировосприятию и своим девизом считали строку Тютчева: “Мысль изреченная есть ложь”.Представители этого направления выдвигали на первый план философско-мистические вопросы, они искали смысл своего внутреннего мира, магическую силу поэтического […]...
- Поэзия А. А. Вознесенского А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы XX века в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания народа. Вместе с поэтами старшего и среднего поколений молодые авторы стремились чутко улавливать […]...
- Поэзия Ахмадулиной – поэзия мыслящего и познающего чувства Поэзия Ахмадулиной – поэзия мыслящего и познающего чувства. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната (“Ночь”;, 1962), или заснеженный арбатский двор (“Как никогда беспечна и добра…”;, 1974). Она обращена к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству – при этом […]...
- Почему поэзия одного автора для кого-то представляется “хорошей”, а для другого – “плохой” ? Почему поэзия одного автора для кого-то представляется “хорошей”, а для другого – “плохой” – вот проблема, над которой рассуждает Ю. Лотман. Во-первых, критик считает, что вопрос “плохой” и “хорошей” поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным категориям. Во-вторых, он уверен, что подобные случаи “настолько многочисленны, что их следует считать не исключением, а правилом”. В доказательство своей […]...
- “Борьба есть условие жизни…” В. Г. Белинский. (По творчеству А. Блока) Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории России социального перелома – Октябрьской революции. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии. За двадцать […]...
- Поэзия и драмы раннего творчества Гюго В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов “Восточные мотивы” – живое свидетельство преимущества новой, романтической поэзии. Французы еще не слышали таких стихов. В них и знойное небо Испании, и мечети Востока, и ленивое качание гамака, и стремительный полет фантастических горных духов – джиннов. И […]...
- Поэзия и судьба Осипа Мандельштама. “Мне на плечи бросается век-волкодав…” Сегодня стихи Мандельштама уже нерасторжимо связаны со всей русской поэзией, XX век немыслим без царапающей, задевающей за живое лирики бесприютного поэта, не имеющего даже могилы. Его трагическая судьба стала отражением судьбы целого поколения, его поэзия – тревожное эхо лопнувшей сути столетия. В 1913 году вышел из печати первый сборник Мандельштама “Камень”. В ранних стихах Мандельштама […]...
- Анализ стихотворения Есть имена и есть такие даты А. Т. Твардовский – стихотворение “Есть имена и есть такие даты…”. Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими героями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом – судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что […]...
- Классическая поэзия Китая В первой половине VII в. Китайское государство представляло собой феодальное государство, главными правителями, которого были Императоры династии Тан (. На VIII и IX вв. приходится необычайно большой взлет китайской поэзии. Лучшими поэтами указанного периода были признаны Ли Бо, Бо Цзюй-и, Ду Фу (поэты эпохи тан, танской), которые в своем творчестве выражали волю народа, также они […]...
- “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М. Горького “На дне” Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то […]...
- “Есть – люди, а есть – иные – и человеки…” (По пьесе М. Горького “На дне”.) “Есть – люди, а есть – иные – и человеки…” (По пьесе М. Горького “На дне”.). В основе пьесы Максима Горького “На дне” (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и […]...
- Поэзия Анны Ахматовой и поэты “серебряного века” Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает всех в потому, что женщина – создание хрупкое и чувствительное, способная к высоким чувствам, и вместе из тем ум – ее неотличная черта. Ироничность некоторых стихов поражает глубоким проникновением у суть вещей. Таким есть стих […]...
- Нужна ли нам поэзия в 21 веке В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие. Теперь перед нами […]...
- Поэзия Шарля Бодлера и ее дух современности Школьное сочинение по теме раннего творчества Шарля Бодлера. Шарль Бодлер (1821-1867) прожил жизнь наполненную психическими и физическими страданиями. Его можно было считать алкоголиком и наркоманом, на первый взгляд, до тех пор, пока мы читали его стихи. Шарль Бодлер – поэт, который не нашел понимания и признание у современников. Читатели считали его опасным богохульником, полусумасшедшим. Лишь […]...
- Поэзия И. Северянина Время требует мифов, и время творит их. Среди множества мифов 20 века живет миф о поэте Игоре Северянине. Он вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как “король поэтов”, автор “изысканных” стихов, один из родоначальников массовой культуры 20 века. О Северянине можно сказать, что он изготавливал товар по душе, но всегда оставался подлинным поэтом. […]...
- Сочинение на тему: “Акмеизм и поэзия Н. С. Гумилева” Акмеизм пришел на смену вырождающемуся символизму, потому мироощущение акмеистов сходно с мироощущением поэтов-символистов. Многие акмеисты считали своим учителем И. Анненского, которого с полным основанием можно назвать символистом. Само слово акмеизм означает “высшая степень чего-либо, расцвет”. Возникнув в 1910-х годах, акмеизм возвратил поэзии ее простоту и выразительность, точность значения каждого слова. Другое его название, “адамизм”, расшифровывается […]...
- “Есть – люди, а есть – иные – и человеки” В основе пьесы Максима Горького “На дне” – спор о человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костыле-вых – месте, как бы находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие-связи – социальные, профессиональные, духовные, семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников […]...
- Ранняя поэзия его загадочна Нет ничего удивительного в том, что ранняя поэзия С. Я. Маршака не исследовалась, ведь она не была собрана полностью. Публикуемые стихи позволяют восполнить этот пробел и вместе с тем дают почву для любопытных наблюдений над их стилистикой. В частности, на мой взгляд, в них ощущается влияние той поэзии, которая позднее стала называться поэзией “серебряного века”. […]...
- Анализ стихотворения “Поэзия” Ф. И. Тютчева Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор. Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. Поэзия “с небес слетает к нам – […]...