Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта



Греческая народная песня постепенно приспосабливалась к новым задачам и темам, выдвинутым эпохой становления античного государства. Песня постепенно превращалась в средство выражения субъективных ощущений, личных эмоций поэта. Это направление развивалось в творчестве поэтов-эолийцев, литературным и музыкальным центром которых был остров Лесбос.

Они ввели в литературу несколько новых стихотворных размеров, предназначенных для сольного пения под звуки лиры. Продолжая тематику культовых и обрядовых песен, застольных, свадебных, любовных,

поэты о. Лесбос связывают их с личными переживаниями, с кругом друзей, с событиями текущего дня. Такие стихи должны были выполняться в определенной обстановке и были рассчитаны на определенную среду.

Самыми известными представителями сольной лирики VI в. являются лесбосцы Алкей и поэтесса Сапфо.

Алкей известен, в основном, из отрывочных цитат, целых стихотворений сохранилось немного. Алкей пишет о борьбе с тиранами, о героях, защищает интересы знати, к которой сам принадлежал. Но чаще темой его стихов являются вино, застолья и любовь.

Алкей писал стихи и в честь лесбийской поэтессы “фиалкокудрой,

чистой Сапфо, которая сладко улыбалась”.

Сапфо родилась в дорийской-золийской части Греции, где жена не была затворницей. Женщины, как и мужчины, создавали свои общины. Помещение, где собирались женщины, Сапфо называет “домом служительниц муз”.

Круг интересов содружества женщин и определяет основную тематику поэзии Сапфо: это празднование свадьбы, общение подруг, их увлечения, соперничество, ревность, разлука. Личные переживания поэтессы переданы с необычайной простотой и ясностью. В стихотворении, предназначенном для свадьбы, поэтесса прославляет “равного богам” жениха, его “сладкий голос и чарующий смех”. Но основное внимание она уделяет личным чувствам:

“… У меня при этом перестало сразу сердце биться: Лишь тебя увижу, – уж я не силах вымолвить слова, Но немеет тот час язык, под кожей Быстрий легкий жар пробегает, смотрят, ничего не видя, глаза, в ушах же – звон”.

В другом стихотворении рассказывается о далекой подруге, которая скучает в разлуке за Сапфо и ее кругом: “Когда мы жили вместе, Аригнота смотрела на тебя, как на богиню, и больше всего ей нравился твой танец. Теперь она сверкает среди лидийский жен, как розовый месяц после захода солнца превосходит все звезды и излучает свой свет на соленое море и поля, обильно покрытые цветами”. Задумываясь над красотой любви, Сапфо иллюстрирует свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями, убеждая своих современников в том, что “самое красивое на земле – то, что мы любим”.

Поэтому любовь у Сапфо “одета” в прекрасное платье и окружена ароматом цветов и дыханием весны. Описывая своих героинь и героев, поэтесса не скупится на сравнения фольклорного типа. Невеста уподобляется яблоку, что “ярко краснеет на ветке высокой, а жених подобен стройной ветке. А в брачном чертоге прибывает сама Афродита с хором.

Пестрым троном, Славная Афродита, Зевса дочь, искусная, Я молю тебя: не круши мне горем Сердца, умоляю!”.

Близость к народной песне, свежесть и искренность чувства характерны и для ионийца Анакреонта. Лира Анакреонта всегда настроена на веселый лад. Любовь и вино – основные темы его песен, но трактуются они не всерьез, а как остроумная насмешливая игра. Поэт, который дожил до седин, иронизирует над своими любовными приключениями.

Игра в любовь заменяет ему сильные страсти. Даже Эрота, бога любви, поэт изображает озорным ребенком, играющим в кости или мяч. Песни Анакреонта, прославлявшие земные радости веселой жизни, позднее были подхвачены другими авторами, стихи которых стали называть анакреонтичными.

На их основе выросла “анакреонтика” эпохи Возрождения и Просвещения, они вдохновляли многих российских и европейских поэтов. Древнегреческая сольная песенная лирика стала основой для развития в европейской литературе лирического жанра поэзии, обращенной к внутреннему миру человека. Чувственность, любовь, дружба, разлука и соперничество будут воспеты с новой силой в любовной лирике разных народов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта