Поэтика сновидений в романе “Преступление и наказание”
Подготовительный этап
Урок “Поэтика сновидений” я всегда предваряю уроком “Роль и место эпизода в художественном тексте”, на котором в качестве образца разбора мы берем эпизоды из “Преступления и наказания” (например, “Раскольников на Николаевском мосту”).
После этого урока теории по анализу эпизода и совместной с учителем попытки проанализировать конкретный эпизод самостоятельно урок по сновидениям в романе проходит более осознанно. Ребятам уже легче видеть сюжетные и идейные цепочки от эпизода ко всему
“Соня и Раскольников читают Евангелие”, “Встреча Раскольникова и Мармеладова в распивочной”, “Роль эпилога в романе”.
Ход урока
Жизнь есть сон.
Кальдерон
Дадим примерную схему разговора, вопросов и ответов, выделяя курсивом то, к чему стоило бы, на наш взгляд, привести учеников. Начать можно с небольшого вступления о теме сна в литературе разных эпох. Вот один из вариантов.
– С древних времен художественное
В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был одной из самых популярных книг. Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, Шекспир устами своего героя заявил:
Мы сами созданы из сновидений,
И эту нашу маленькую жизнь
Сны окружают…
Роман (бессмертное произведение)тикам сама реальная действительность представлялась горьким сном. Гениальные лирико-психологические эксперименты в этой области мы находим у Лермонтова (особенно в стихотворении “Сон”, которое, кстати, любил Достоевский). Таинственен и мистичен сон в балладе Жуковского “Светлана”.
После Жуковского к изображению сна прибегали самые значительные мастера слова.
– В творчестве каких русских литераторов вы сталкивались с изображением сновидений?
(Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров.)
Особенное влияние на Достоевского оказали сновидения в прозе Пушкина и Гоголя.
– Какие сны из произведений Пушкина вы можете вспомнить?
(Сны Отрепьева в “Борисе Годунове” – ему снится падение с высоты; мотив падения с высоты в метафорической форме входит и в “Пиковую Даму”, где Германн оступается и падает со ступенек у гроба старухи; сон Германна с видением старухи.)
– В чем особенности использования снов в творчестве Гоголя?
( Сновидения у Гоголя еще более разнообразны, драматичны, порою загадочны. В “Невском проспекте” и “Портрете” Гоголь блестяще разработал ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он вставляет одно сновидение в другое, как матрешки. Гоголевское влияние на Достоевского в области передачи сновидений было, по всей видимости, определяющим.)
Исследователь творчества Достоевского М. М. Бахтин утверждает, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую роль, как у Достоевского. По Бахтину, в творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека, к его перерождению и обновлению.
Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познает себя. Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность – ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.
У Достоевского подсознание – это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях его героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх. По Достоевскому, разум, слуга низших и опасных желаний, аморален, а в подсознании человека живет стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.
Для того чтобы изучить сновидения героев Достоевского, их генезис, внутренний поэтический строй и функции в произведении, проведем сжатый анализ сновидений в романе ” Преступление и наказание“.
1. Сон о забитой лошади
– О чем этот сон? (Краткий пересказ.)
Главный символ этого сна заимствован Достоевским из уличной сценки в цикле стихотворений Некрасова “О погоде”.
Читается отрывок из стихотворения Некрасова.
– В чем различие изображения этой уличной сценки у Некрасова и Достоевского?
(У Некрасова рассказчик – посторонний, повествование в тонах скорбного негодования. У Достоевского – детализация картины этого зверства, резко усилена реакция наблюдателя, бросающегося с кулаками на мужика и целующего лошадь.)
– А теперь сравним этот сон со сном Обломова. Что будет основанием для сравнения?
(Детство героев.)
– Сопоставьте эти сны. Чем отличаются воспоминания детства героев?
(Идиллии барского детства в сонной Обломовке противопоставлена другая провинция и другое детство – темнота, варварство, жестокость.)
– Вчитаемся в детали сна Раскольникова. Где происходит событие? Какие реалии города бросаются в глаза?
(Кабак и церковь.)
– Поразмышляем, какие ассоциации возникают при упоминании в данном контексте этих образов?
(Атмосфера города-кабака, равнодушие людей друг к другу; пьяные, страшные рожи – следствие безумного мира, в котором утеряны все связи с Богом.)
– Каков эмоциональный отклик маленького Роди на церковь и кабак?
(Кабака он страшится, а церковь любит…)
– Проследим, почему эти образы появляются во сне Раскольникова. Какие события в романе предопределили появление этих образов во сне Раскольникова?
(Было письмо матери -> в нем рассказ о Дуне -> свадьба Дуни (намек на венчание, то есть на церковь) = жертва Дуни = жертва Сони -> цена и сущность сострадания.
Церковь – это еще и некий символ женского начала, неизменно милосердного, сострадательного, материнского. А кабак – напротив, начало мужское, которое в детском сознании неизменно отождествлялось с насилием.
И таким образом мы приходим к пониманию тайного смысла этого сна: герой мечется между милосердием и насилием, добром и злом. Он Расколот надвое.)
– Что подготовило появление этого сна? Что по сюжету предшествовало ему? Где “зацепки” сна с происшедшим до этого?
Каковы точки соприкосновения?
( 1. Когда Раскольников “идет на пробу” (связь с убийством), то встречает огромную Телегу С ломовой Лошадью и какого-то Пьяного.
2. Письмо матери и напоминание о том, что “лепетал” Молитвы у Отца на коленях, то есть своеобразный призыв вспомнить детство.)
– Какова роль этого эпизода в романе?
( Достоевский этим сном характеризует Раскольникова как человека, по природе гуманного, не приемлющего кровопролития. “Гуманное подсознание” сталкивается с озлобленным разумом героя. Сон драматизирует его душевную борьбу и составляет важнейшее событие в романе, от него тянутся нити к другим событиям – Катерина Ивановна кричит о себе: “Уездили клячу”; Миколка из сна и Миколка-маляр. Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающегося разума.)
2. Сон о повторном убийстве старухи
– Перескажите (кратко) этот сон.
– Проанализируйте звуковую палитру сна… (тишина – смех).
– Какому образу в русской литературе созвучен образ смеющейся старухи процентщицы?
(Подмигивающая в гробу графиня и подмигивающая Пиковая дама на карте в “Пиковой Даме”.)
– Раскольников бьет эту смеющуюся старуху и убегает. Кого встречает он на пути?
(Толпы народа, молча глядящие на него.)
– Где, в каком сне в русской литературе присутствует толпа, масса народа?
(“Борис Годунов” – троекратный вещий сон Отрепьева с массами народа на площади, осмеянием самозванца и его падением с высоты.)
– Что может означать этот момент сна, созданный, возможно, под влиянием снов Отрепьева?
(Внутреннее поражение Раскольникова и предчувствие всенародного осуждения и позора. Герой подсознательно понял, что он – не Наполеон. И этот сон повлияет на его дальнейшее поведение.)
3. Последний сон Раскольникова о трихинах
– Как вы считаете, почему этот сон называют “философским” итогом романа? (Краткий пересказ.)
– Что привело человечество к гибели?
(Отказ от общих критериев истины, от сверхличного морального единства.)
– Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова?
( Этот сон – единственная мотивировка перерождения героя. Раскаяния не было, сон же о трихинах произвел решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца, нашла свое логическое завершение – отрицание догм, заповедей человеколюбия, морали ведет за собой разрушение всеобщее, что и поворачивает героя к людям.
Достоевский дает возможность Раскольникову пережить кошмарный сон жизни, а затем пробуждает к действительности – к этической действительности, к воссоединению с народным бытием. )
Имеет смысл вести на доске Опорный конспект урока. Выглядеть он может так.
<
p>