Поэтика русской литературы
Книга Ю. В. Манна – не обычный учебник. По признанию автора, в ней нет многих привычных для этого жанра вещей: “специально не рассматриваются биография и творческий путь каждого из писателей, не разбираются последовательно все значительные и менее значительные их произведения. Не освещаются взаимоотношения писателей друг с другом – их личные встречи, знакомства, литературная полемика и т. д.”.
В ответ на возможные недоумения Манн поясняет: “Необходимые сведения на этот счет читатель может получить из других учебных пособий
Ю. В. Манн. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX
ВЕКА. ЭПОХА РОМАНТИЗМА: Учебное
пособие. М.: РГГУ, 2007. 518 с.
ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Сборник статей [К 80-летию проф.
Ю. В. Манна]. М.: РГГУ, 2009. 512 с.
Зато автору вполне удалось, опять же говоря его словами, “раскрыть внутреннюю логику романтического движения, показать его эстетическое своеобразие”, опираясь “не на общие слова о народности, самобытности, оригинальности и проч., а на вполне конкретные, осязаемые художественные элементы”.
Едва ли не впервые мы увидели в одном ряду с общепризнанными произведениями наших
Отдельно Манн рассматривает произведения, находящиеся, как он удачно выразился, “в силовом поле романтизма”: “Горе от ума”, “Борис Годунов”, ” Евгений Онегин“, ” Герой нашего времени“, “Мертвые души”. Хочется верить, что с вульгарно-политизированным толкованием романтизма в нашей науке и с наших кафедр (в том числе школьных) будет покончено.
“Литература” уже писала о вышедшем в 2009 году капитальном томе статей Ю. В. Манна “Тургенев и другие” (
- Поэтика стихотворного романа в русской литаратуре Вернемся еще раз к поэтике завершения стихотворного романа. Уже достаточно много писалось о завершенности “Онегина” в форме неоконченности. Отмечена также роль прозаических фрагментов при окончании пушкинского романа (“Примечания”, “Отрывки из путешествия Онегина”). Нечто подобное видим и при окончании “Свежего преданья”, которое, вопреки сложившемуся мнению, вполне можно считать завершенным произведением. Изложив конспективной прозой целых четырнадцать глав […]...
- Грандиозное здание концепции истории русской литературы Белинский был создателем целостной историко-литературной концепции, охватывавшей в единой картине пути и перепутья истории русской литературы от Ломоносова и Кантемира до Гоголя и “натуральной школы”. Концептуальность мышления, стремление каждый факт осознать в контексте целой системы, следственно-причинной зависимости – одно из замечательнейших качеств критики Белинского. Белинский намеревался создать обобщающий труд с изложением своей эстетической и историко-литературной […]...
- XIX век – “золотой век” русской литературы В развитии литературы разных стран существуют эпохи, отмеченные необычайно мощным расцветом ее талантов. Для подобных периодов было придумано даже особое обозначение -“золотой век”. Так, “золотым веком” английского театра считается драматургия Шекспира, а “золотым веком” персидской поэзии – средневековая лирика, к которой принадлежит, в частности, творчество Омара Хайяма. Есть свой “золотой век” и в русской литературе. […]...
- “Золотой век” русской литературы За XIX в. прочно закрепилось наименование -“золотой век” русской литературы. Означает ли это, что “золотой век” уже позади, что мы его уже опередили и поэтому можем относиться к великому художественному наследию прошлого чуть-чуть снисходительно? Конечно нет! Там, в XIX в., осталось невероятное богатство, которое нам долго еще предстоит изучать, потому что и сегодня мы еще […]...
- Идейное богатство и художественная ценность русской литературы (О литературе) Общественная и художественная ценность литературных произведении определяется тем, насколько глубоко и правдиво отражает писатель жизнь в своих произведениях, насколько высока их идейная направленность и важны для народа поставленные в них вопросы. Но и этого мало. Чтобы литературное произведение было подлинно художественным, необходимо высокое мастерство писателя, умение так нарисовать человека, его действия и окружающую его обстановку […]...
- Сочинение на тему: особенности современной русской литературы В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. […]...
- В чем заключается особенность русской литературы? В чем заключается особенность русской литературы? Вот вопрос, над которым задумываются П. Вайль и А. Генис. Размышления о роли литературы в истории нашего Отечества, авторы приводят слова Е. Евтушенко о том, что “поэт в России больше, чем поэт”. И это, по мнению эссеистов, касается и писателей. С восхищением авторы говорят о таких великих классиках, как […]...
- На тему значение русской литературы в нашей жизни Непомнящий в своей статье поднимает очень важный вопрос: значение классической литературы в нашей жизни. На мой взгляд, публицист очень точно выразил связь между образованием, литературой и культурой. О неравнодушности, эмоциональности автора говорят риторические восклицания (“Да что там “народ”!”), олицетворения (“русская литература, русская культура поддержали”), а также выражение личного отношения (!Я все время повторяю”, “Я убежден”). […]...
- Сергей Чупринин:. “Главная традиция русской литературы – езда в незнаемое” Сергей Иванович Чупринин – крупнейший современный литературный критик, автор замечательного развивающегося проекта “Новая Россия: мир литературы”. Но в его литературной стезе всегда соединялись две линии: исследование современной литературы и русская литература XIX века, где им сделано немало для восстановления подлинной истории развития нашей словесности. Это труды Чупринина о русском натурализме, издание трехтомника П. Д. Боборыкина, […]...
- Основные тенденции развития русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков Если можешь, иди вперед века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века. Валерий Брюсов Русская литература рубежа ХІХ-ХХ веков – важная веха историко-литературного процесса, яркая и своеобразная эпоха, время, когда подводились итоги века минувшего, анализировались культурные достижения и промахи, приобретения и утраты. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, […]...
- Вклад Белинского в развитие русской литературы В. Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, – это народность литературы. Он проявлял повышенную требовательность к анализируемым произведениям, ему мало было изображения […]...
- Значение русской литературы моей в жизни человека Жизнь каждого человека связана с постоянным познанием чего-то нового и самосовершенствованием. С малых лет мы учим буквы и слова, а затем начинаем читать. Сначала книжки-малютки, детские сказки, а со временем и серьезные произведения. У каждого есть любимый писатель или жанр. Лично я любитель фантастики. Выросла на книгах Хичкока и Жюль Верна. Но если брать глобально […]...
- Особенности развития русской литературы в XIX веке Этапы в развитии Мировой литературы принято выделять в соответствии с историко-литературной периодизацией. Она отражает динамику художественных стилей и направлений, жанровую специфику литературы определенного периода. Русская литература прошла в своем становлении все те же стадии, что и другие европейские литературы. Однако литературный процесс в России имеет свою специфику. Русский Классицизм “отставал” от европейского почти на столетие. […]...
- Значение русской классической литературы У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. А. Герцен Девятнадцатый век – величайшая эпоха в развитии русской классической литературы. Писателями от А. Пушкина до М. Горького были созданы высокохудожественные произведения, имеющие мировое значение. Это объясняется идейно-художественным уровнем, до которого поднялась к […]...
- 20-30-е годы русской литературы. Творчество И. Бабеля “Россия, – проговорил он под столом и забился, – Россия…” И. Бабель В 20-30-е годы Исаак Эммануилович Бабель по праву считался одним из ведущих писателей России. О его прозе были написаны десятки статей. Самые ранние рассказы Бабеля одобрил и помог опубликовать сам М. Горький. Это было в 1916 году, но потом наступила долгая пауза. В […]...
- Роль русской литературы в мировом литературном процессе Русская литература достигла того уровня идейно-художественного развития, при котором стало возможным творческое исследование современной действительности и соответственно решение новых эстетических проблем, выдвигаемых жизнью. В художественном плане такой знаменательный итог был подготовлен длительными идейно-стилевыми исканиями прозы, отразившими усложнение процесса художественного познания текущей действительности. Военная, “деревенская”, художественно-биографическая, историческая проза обогатили эстетическую систему социалистического реализма. Сформировались писательские индивидуальности, […]...
- Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова “Мцыри” Исследователи, как правило, не считают нужным отмечать художественное своеобразие лермонтовской поэмы, во многом построенной в резком противоречии с канонами романтической эстетики,- они категорически и однозначно утверждают: “Мцыри” – романтическая поэма. Подобной констатацией практически и завершается изучение поэмы; задача чрезвычайно облегчается описательным подходом: перечислить в доказательство тезиса хорошо известные черты традиционной романтической поэмы. Особое место занимает […]...
- “Поэтика поперечного разреза” и “поэтика экспрессивной формы” в “Улиссе” “Поэтика поперечного разреза”. Замещение поэтики фабулы поэтикой поперечного разреза – принцип нонселекции (отказ от отбора фактов). Полное приятие незначимых актов повседевной жизни, которые ни к чему не ведут. Если в романе с фабулой все для чего-то нужно, А вводится, для того чтобы потом появилась В. Здесь все просто так. Берется один день жизни и срезается […]...
- Сочинение на тему: “Мое отношение к урокам русской литературы” Литература, независимо от того, из какой страны она происходит, чрезвычайно важна для человека. Читая литературу, можно познать множество новой информации об интересных людях, определенном времени в жизни человечества. Эта информация настолько полезна по той причине, что человек может соотнести собственную жизнь с тем, что происходило когда-то давно. Умение правильно соотнести все это делает открывает перспективу […]...
- В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? Русская литература XX века развивалась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны “горячих точек”. Эти события нашли отражение в создаваемых художественных произведениях различных направлений и течений и получили в них […]...
- Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века) Интеллигенция – самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она. Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, […]...
- Особенности современной русской литературы начала XXI века В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный Роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. […]...
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
- Значение в для русской литературы (Горький А. М.) Работой над пьесами Горький в послеоктябрьский период занимался преимущественно в последние годы своей жизни, как бы стремясь облечь свои итоговые размышления не только в форму романа-эпопеи, но и в драматические формы. За несколько считанных лет писатель создает пьесы “Сомов и другие” (1930- 1931), “Егор Булычов и другие” (1931), “Достигаев и другие” (1932) и перерабатывает “Вассу […]...
- Некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Подведем некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Благодаря переписке с болгарских оригиналов и непосредственным переводам с греческого и других языков Русь восприняла многие из жанров византийской литературы (или, правильнее сказать, общеславянской литературы-посредницы), восприняла при этом в лучших, классических образцах. Русь узнала библейские и богослужебные книги, патристику, в обеих ее формах – […]...
- Роль русской литературы в воспитании старшеклассников Помогает ли изучение русской литературы в школе подготовить выпускников к самостоятельной жизни-вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Тендряков. Автор, рассказывая о дискуссии, завязавшейся на родительском собрании, поддерживает в споре учителя и считает, что русская литература должна учить детей быть честными всегда и во всем, не бояться сильного, помогать слабому. В. Тендряков верит в нравственную […]...
- В каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей Подумайте, в каких произведениях русской литературы мы встречаем образы обывателей и в чем эти произведения можно сопоставить с рассказом Чехова? Обыватель изображен в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый Пискарь”. Отметим здесь общность авторской позиции, ту же проблему бессмысленности существования героев. Герой сказки Салтыкова-Щедрина – “просвещенный Пискарь”, считающий, что “надо так прожить, чтобы никто не заметил, а […]...
- Три волны эмиграции русской литературы в XX веке Развитие литературы первой волны эмиграции можно разделить на два периода: 1920 – 1925 гг. – период становления литературы эмиграции, надежды на возвращение. Преобладает антисоветская, антибольшевистская тематика, ностальгия по России, гражданская война изображается с антиреволюционных позиций. 1925 – 1939 гг. – интенсивное развитие издательской деятельности, формирование литературных объединений. Надежды на возвращение утрачиваются. Большое значение приобретает мемуарная […]...
- Классицистическая критика русской литературы XVIII века Классицистическая критика была программой целого литературного направления на протяжении трех четвертей века. Она пронесла через десятилетия верность исходным принципам Ломоносова и развивалась, споря или соглашаясь с ним, в кругу нескольких основных проблем. Она последовательно углублялась в разработку проблем русского стихосложения, состава русского литературного языка, трех стилей и трех основных жанров: оды (Ломоносов, Державин), эпопеи (Тредиаковский, […]...
- Интеллектуальный роман Манна. Проблематика и поэтика Термин “интеллектуальный роман” был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа ” Волшебная гора “, писатель заметил в статье “Об учении Шпенглера”, что “Исторический и мировой перлом 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. “Процесс этот, […]...
- “Быть может за стеной Кавказа” (что искали на Востоке герои русской литературы 19 века) Русская литература 19 века неразрывно связана с темой Кавказа. Герои почти всех писателей того времени имеют какие-то отношения с этим “русским Востоком”, его природой и народами. На мой взгляд, это вполне объяснимо. Русские вели непрерывные воины с горцами. Русские офицеры, среди которых были и писатели, отправлялись на Кавказ воевать, привозя с собой массу впечатлений и […]...
- Сочинение на тему: Три волны эмиграции русской литературы Развитие литературы первой волны эмиграции можно разделить на два периода: 1920 – 1925 гг. – период становления литературы эмиграции, надежды на возвращение. Преобладает антисоветская, антибольшевистская тематика, ностальгия по России, гражданская война изображается с антиреволюционных позиций. 1925 – 1939 гг. – интенсивное развитие издательской деятельности, формирование литературных объединений. Надежды на возвращение утрачиваются. Большое значение приобретает мемуарная […]...
- Обзор русской литературы 18-го века Русская литература XVIII века, как и многие другие явления культуры в России того времени, прошла большой и сложный путь интенсивного развития. Она связана с лучшими традициями древнерусской литературы: ее патриотизмом, опорой на народное творчество, растущим интересом к человеческой личности, обличительной направленностью. Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в […]...
- Историко-литературная концепция русской литературы Белинскому было суждено сделать величайшей важности дело: он создал концепцию реализма, первый оценил гениев “натурального” направления русской литературы-Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он сам рос на познании творчества этих писателей, постепенно постигая закономерности литературного процесса, типы реализма, высокие принципы подлинной художественности. В “пушкинских статьях” Белинский мастерски сочетает исторический анализ с эстетическим. С Пушкина начинается самобытная русская литература, […]...
- Жанры средневековой русской литературы Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением в быту – светском и церковном. В этом их отличие от жанров новой литературы. В средние века все искусства, и в их числе литература, носили “прикладной” характер. Богослужение требовало определенных жанров, предназначенных для определенных же моментов церковной службы. Некоторые жанры имели свое назначение в сложном […]...
- Значение творчества Державина для русской литературы Какова роль Гавриила Романовича Державина в развитии русской литературы? Мне кажется, что именно этот поэт заложил традицию создания произведений, которые были бы понятны и интересны для читателей разных социальных слоев населения. Основной заслугой Гавриила Романовича стало то, что он был первым поэтом, сумевшим сочетать просторечия и слова высокого стиля в таком жанре, как ода. Это […]...
- Значение Мережковского для русской литературы Тот факт, что Мережковский принял революционную доктрину, не принес ему успеха в кругу революционеров, так как русский радикализм – даже мистический – не был заинтересован словесными схемами Мережковского. Среди немногих, попавших под влияние Мережковских, был террорист Савинков (см. гл. III, 9), но в его сенсационной исповеди Конь бледный заметно влияние скорее мадам Мережковской, чем Мережковского. […]...
- Урок литературы в 9-м классе по теме: “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”. Краткое изложение текста Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; – развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; – обучение анализу литературного произведения; – подготовить учащихся к написанию Сочинения; – воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Оборудование: – компьютер, диск со слайдами; – […]...
- Особенности русской литературы 19 века Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей […]...
- Петербургский текст русской литературы Эта тема необычайно многообразна и может стать предметом отдельного исследования. В нашей же работе мы коснемся произведений только двух фотохудожников: Бориса Смелого и Дмитрия Кондрата. Трагическая двойственность, “диссонансность” петербургской культуры по-прежнему является основным контекстом творческих поисков. Различны методы преломления реальности. Различны и результаты. Однако и раньше, и теперь, художников завораживает, манит не только парадный и […]...