“Поэтическое искусство” французского символиста Поля Верлена

Свои взгляды на поэзию Верлен изложил в стихотворении начала 70-х годов “Поэтическое искусство”, где музыкальность стиха противостоит определенности содержания. Верлен советовал обращаться к непонятным образам и отдавать предпочтение нюансам, полутонам, а не резким тонам. И хотя Верлен имел в виду легкую неточность воображения, такой принцип открывал путь алогизму.

Сам Верлен не предоставлял своему стиху значения программного манифеста, как позднее восприняли его поэты-символисты. “Нельзя же понимать “Поэтическое искусство”

буквально”, – говорил Верлен, продолжая писать ясно и сохранять в своем творчестве традиционные размеры и рифмы.

Новая поэтика Верлена предопределяется совсем новым типом поэтического мышления. Поэт усиливает ритмико-интонационное единство стиха, при этом ослабляя логичность и связанность поэтического текста. Главное для него – единство впечатления от стиха.

Такой подход обусловливался стремлением создать новый универсальный поэтический язык.

Поэзия Верлена заостряет наиболее печальные чувства. Поэт передает тонкие оттенки и глубокие разногласия душевных порывов. Звучит “Осенняя

песня”, и ощущается, как осень влияет на подсознание человека и его прошлое, словно она хочет передать человеку свою лютость и хмурость.

Так же печалью проникнуто стихотворение “Так тихо сердце плачет”, расположению духа печали лирического героя отвечает природа, верная спутница произведений автора. Она не оставляет его и во время “Сентиментальной прогулки”, когда Верлен блуждает в одиночестве, сопровождая свою печаль. Белая водяная лилия грустит на озере, загадочность авторской грусти подчеркивает туман.

Прозрачным намеком на несчастливую судьбу влюбленных становится любование лирического героя дикими утками, которые зовут друг друга. И в то же время все стихает, проваливаясь во тьму ночи. Ночь дает временный перерыв герою, оставляя в покое, дает отдых от печальных мыслей, от вздохов, от страданий.

Природа и человек являются одним целым, одной душой, одной песней, а какой она будет – решать человеку, – таким является кредо французского романтика Поля Верлена.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Поэтическое искусство” французского символиста Поля Верлена