Поэтический язык Мандельштама
Осип (Иосиф) Эмильевич Мандельштам появился в то же время и в том же издании, что и Ахматова. Он один из самых неплодовитых поэтов: все им написанное вошло в две маленькие книжки: Камень (1916) и Tristia (1922); в обеих вместе не более ста коротких стихотворений. Мандельштам – человек, пропитанный культурой. Он хорошо знает русскую, французскую и латинскую поэзию и большая часть его стихов написана на литературные и художественные темы.
Диккенс, Оссиан, Бах, Нотр-Дам, св. София, гомеровский список кораблей, расиновская Федра, лютеранские похороны –
Все это вводится не как декорация, как делает Брюсов, и не как символы какой-нибудь Ens Realius, как сделал бы Вячеслав Иванов, но с настоящим историческим и критическим проникновением, как отдельное реальное явление с твердым местом в истории. Поэтический язык Мандельштама достигает иногда блистательной “латинской” звучности, какой со времен Ломоносова не достигал ни один русский поэт. Но главное в его поэзии (как бы ни были интересны его исторические взгляды) – это Форма, и то, как он ее подчеркивает, делает ощутимой.
Достигает он этого, пользуясь словами, полными различных
Вспышки величественного красноречия особенно полно звучат в такой своеобразной, неожиданной оправе.
Красноречие его действительно великолепно и, будучи основано на поэтическом языке и ритме, не поддается переводу. Но, помимо всего этого, Мандельштам интереснейший мыслитель; в его прозаических эссе (к сожалению, не собранных) заключены, пожалуй, самые замечательные, непредвзятые и независимые высказывания, когда-либо произнесенные по поводу современной русской цивилизации и поэтического искусства. Когда они будут собраны, они составят книгу, захватывающе интересную и для тех, кто изучает поэзию, и для тех, кто изучает историю русской цивилизации.
- Поэтический язык лирики А. А. Фета Как беден наш язык! – Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета свежа и благоуханна сегодня, как и во время ее создания. Поэт умел подметить такие тонкие переходы в состоянии природы, что диву даешься зоркости и умению автора. […]...
- Поэтический язык Пушкина в романе “Евгений Онегин” Центральное место в творчестве А. С. Пушкина занимает его роман в стихах “Евгений Онегин”. Главной особенностью этого произведения является то, что написано оно особым языком, в особой манере, которая потребовала от автора длительной и упорной работы. Стихотворная форма придает ему черты, резко отличающие его от обычного романа. Его язык волнует нас своим ритмом, звуками, именно […]...
- Что можно сказать о первых произведениях Мандельштама? Интерес Мандельштама к литературе проявился уже в годы его учебы в петербургском Тенишевском училище и был поддержан преподавателем-словесником В.В. Гиппиусом, оказавшим на будущего поэта большое влияние. Первые стихотворения написаны Мандельштамом в 1908 г. и напечатаны в альманахе “Аполлон” в 1909 г. К этому времени относится знакомство Мандельштама с И.С. Гумилевым, В. Ивановым и другими литераторами. […]...
- Сочинение на тему: “Творчество Осипа Эмильевича Мандельштама” Критик А. А. Измайлов называл стихотворения Осипа Эмильевича Мандельштама “сущей ерундой”, оказывал им в содержании. Однако Осип Мандельштам знал подлинную цену своему поэтическому дарованию. В письме Ю. Н. Тынянову от 21 января 1937 года он писал: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются […]...
- “Батюшков” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Батюшков” Мандельштам написал в 1932 г. В это время они с женой жили в Доме Герцена. На стене их комнаты висел автопортрет Батюшкова. Но автопортрет был только поводом для обращения к поэзии Батюшкова. Для Мандельштама мотивы творчества поэта-романтика были близки и важны. Мандельштам дорожил прижизненным изданием Батюшкова, которым обладал. Литературное направление и […]...
- “Сохрани мою речь навсегда” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Сохрани мою речь навсегда” было написано Мандельштамом в 1931 г. При жизни поэта не печаталось. Стихотворение было напечатано через 30 лет в Нью-Йорке, и только через 35, в 1966, в СССР. Стихотворение представляет собой обращение. Вызывает споры вопрос, к кому обращено стихотворение. Ахматова считала, что к ней. Надежда Мандельштам, которая как раз […]...
- “…Я тоже современник”. Восприятие послереволюционной эпохи в стихах О. Э. Мандельштама Поэтическое творчество Осипа Мандельштама послереволюционной поры разделяется хронологически на две части пятилетним перерывом, с 1925 по 1930 г., когда поэт стихов совсем не писал. До 1917 г. он был уже признанным мастером. Четырьмя годами ранее Мандельштам выпустил первую книгу стихов “Камень”, обратившую на себя внимание истинных ценителей поэзии. Он никогда не выступал в роли пророка […]...
- Размышления над творчеством О. Мандельштама Мандельштам – пример доблестного овладения материалом жизни. В самых горьких стихах у него не ослабевает восхищение жизнью, в самых трагических, таких, как “Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…”, звучит этот восторг, воплощенный в поразительных по новизне и силе словосочетаниях: “Лишь бы только любили меня эти мерзкие плахи, Как нацелясь на смерть городки […]...
- Биография Осипа Мандельштама Дата рождения: 15 января 1891 года Дата смерти: 27 декабря 1938 года Место рождения: Варшава Осип Эмильевич Мандельштам – поэт и прозаик. Сам свое детство Мандельштам видит полным одиночества и “бездомности”. Ощущая всем нутром сильную несправедливость общества относил себя к отряду разночинцев). Примкнув к акмеистам, которые вышли из символистов Мандельштам отражает это в своем сборнике […]...
- Анализ стихотворения О. Мандельштама “Бессонница. Гомер. Тугие паруса” Творчество Осипа Мандельштама занимает особое место в русской литературе Серебряного века. Его жизнь, как и его произведения, весьма интересна, загадочна и противоречива одновременно. Этот поэт был из тех людей, которые не могут быть равнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Мандельштам глубоко чувствует, в чем истинные ценности и где правда. Творческая судьба О. Мандельштама – […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Звук осторожный и глухой Первый поэтический сборник под названием “Камень” Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги – соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, в дебютном сборнике Осипа Эмильевича “суровость Тютчева”, проявляющаяся в серьезности тем, […]...
- Лирика истории (о поэзии О. Мандельштама) В письме Мандельштама к Тынянову есть слова: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе”. Ничего не скажешь – все исполнилось, все сбылось. Словно алмаз на стекле, словно резцом по камню мандельштамовское слово преодолело материю […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Вечер нежный. Сумрак важный С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу с которым Осип Мандельштам возобновил после возвращения в Россию. Последний год пребывания во Франции запомнился поэту частыми пикниками. Группа литераторов периодически выезжала на природу, и их излюбленным местом отдыха было […]...
- Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца. О. Мандельштам План I. Трагичность судьбы О. Мандельштама. II. “Я говорю за всех с такою силой”. 1. Мандельштам о месте человека во Вселенной. 2. Философская проблематика стихотворений поэта. III. “Лишив меня морей, […]...
- Анализ стихотворения О. Мандельштама “Мы живем, под собою не чуя страны…” Творчество О. Мандельштама занимает особое место в русской поэзии. Известно, что судьба этого человека была не из легких. За свой талант Мандельштам поплатился гонениями, нищетой и, в конце концов, гибелью. Мандельштам не мог спокойно и равнодушно смотреть на то, что творилось вокруг него. И поэтому многие произведения этого поэта носят гражданский и общественный характер. Так, […]...
- Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама О. Э. Мандельштам – не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия “серебряного века”, а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие годы не печатался, был запрещен и практически находился в полном забвении. Все эти годы длилось противостояние поэта и государства, которое закончилось победой поэта. Но и […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Silentium” Стихотворение “Silentium” впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала “Аполлон” за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник “Камень”. По мнению большинства литературоведов, в этой книге соединяется “ребячество Верлена” с “суровостью Тютчева”. Первая черта проявляется в легкости подачи тем. Вторая – в серьезности избранных для лирики мотивов. Слово Осип Эмильевич воспринимает […]...
- “Я ненавижу свет” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Я ненавижу свет” было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике “Камень” (1913). Литературное направление и жанр Это стихотворение первое в сборнике “Камень” имеет близкие к акмеизму образы: стрельчатой башни, кружева камня, паутины. Эти мотивы сближают стихотворение с “Notre Dame”. Суть образов раскрывается в статье “Утро акмеизма”. Некоторые исследователи трактуют […]...
- Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Отражение истории в лирике О. Э. Мандельштама Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично. Он творил и жил в непростую для страны эпоху сталинского тоталитаризма. Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы, в них ощущается полная гармония, единение поэта со всем миром, то позже происходит значительная переоценка красоты и […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Дано мне тело – что мне делать с ним Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. Между тем, литература все больше и больше привлекала Мандельштама своей широтой суждений и возможностью самореализации. Но о том, чтобы стать поэтом, автор всерьез задумался лишь […]...
- Поэтический мир В. В. Маяковского Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо. В. Маяковский Юрий Тынянов утверждал: “Маяковский возобновил поэтический образ, где-то утерянный со времен Державина”. Сопоставив поэзию Державина с поэзией Маяковского, я убедился в правоте этого утверждения. Державин любил раздвигать горизонты чувств поэтическим словом, стремился к масштабности образов. Но я лично более склонен считать, что Маяковский […]...
- Творчество О. Э. Мандельштама Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично, что типично для времени, в котором он жил и творил. Человек, поставивший свободу творчества, чувство собственного достоинства выше обстоятельств, обречен. Арестами и гибелью закончились его личные страдания. А поэзия Мандельштама еще почти полвека была арестованной и распространялась только в списках. В ранних поэтических произведениях Мандельштам […]...
- Россия после 1917г. в творчестве О. Э. Мандельштама Революция 1917 года для О. Э. Мандельштама, как и для всех людей того времени, была важным событием. Она оставила след не только в судьбе поэта, но и в его творчестве. Несмотря на четкое осознание катастрофичности, Мандельштам не задается вопросом принятия или непринятия революции. Этот вопрос для него столь же нелеп, как и вопрос о принятии […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Я ненавижу свет Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие […]...
- Поэтический мир поэта Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по две, и отсюда – все рифмы… И. Бродский Иосиф Бродский – один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в 47 лет). Его творчество в течение четверти века пользуется широкой известностью. Он являлся не только признанным лидером русскоязычных поэтов, […]...
- Образ века в стихотворении О. Мандельштама “Век” Век мой, зверь мой… О. Мандельштам Осип Мандельштам по праву занимает особое место в литературе XX века – среди таких великих имен, как Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева, Пастернак. Поэт всегда был честен и открыт перед собой и своим временем, и хотя на его долю выпало немало испытаний, стремился к свободному и откровенному выражению своих мыслей, […]...
- Поэтический мир Б. Л. Пастернака (рецензия) Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. А. Вознесенский Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который читатель как бы ощущает все мироздание. У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и […]...
- Художественные особенности лирики Мандельштама Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался […]...
- Любовь к искусству и к поэзии у Мандельштама Очень трудно человеку жить с сознанием, что вся рота шагает не в ногу и один только он, злополучный прапорщик, знает истину. Особенно если “рота” эта – весь многомиллионный народ. Остаться вне народа всегда было для него страшней, чем остаться вне истины. Вот почему этот жупел – “враг народа” – действовал на душу русского интеллигента так […]...
- Этапы творческого пути Осипа Мандельштама Посох мой, моя свобода – Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя? О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осип Мандельштам проявил большой талант и мастерство во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, очеркист, эссеист, переводчик, литературный критик… […]...
- “Твой поэтический восемнадцатый век” Материалы к урокам по поэзии XVIII века Логика движения “Твой восемнадцатый век” – эти слова, счастливо найденные Н. Я. Эйдельманом и вынесенные им в заглавие одной из книг, могут стать точным определением пафоса уроков по поэзии XVIII века в 9-м классе. При этом особый акцент делается на слове “твой” – не прошедший мимо ученика, не […]...
- Анализ поэзии О. Мандельштама Искренне, не без мучительных эмоций писал О. Мандельштам. Его лирический герой остро переживает внутреннюю, душевную неуютность. В таком настроении причудливые подозрения вдруг обретают вещный облик, часто пугающий, поскольку болезненные изломы сообщаются даже природе: Что если над медной лавкою, Мерцающая всегда, Мне в сердце длинной булавкою Опустится вдруг звезда? Иногда мрачная мысль выразительно воплощена в деталях […]...
- “Вечер нежный” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Вечер нежный” Мандельштам написал в августе 1910 г. и прислал его Вячеславу Иванову, в “башне” которого в это время бывал, когда возвращался в Петербург. В 1908-1910 гг. Мандельштам учился в Сорбонне. Стихотворение прислано из Целендорфа (пригород Берлина). Возможно, описано Средиземное море, где Мандельштам бывал в компании молодых людей, обучаясь в Сорбонне. Литературное […]...
- Поэтический мир Ф. И. Тютчева В конце 1858 г. Тургенев написал Фету: “…о Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. Обратите внимание на точность словоупотребления: Тютчева надо не просто знать, поэзию его необходимо чувствовать. С творчеством Тютчева вы знакомы давно. Вам, конечно, известны его замечательные стихи: “Люблю грозу в начале мая…” , […]...
- Поэзия и судьба Осипа Мандельштама. “Мне на плечи бросается век-волкодав…” Сегодня стихи Мандельштама уже нерасторжимо связаны со всей русской поэзией, XX век немыслим без царапающей, задевающей за живое лирики бесприютного поэта, не имеющего даже могилы. Его трагическая судьба стала отражением судьбы целого поколения, его поэзия – тревожное эхо лопнувшей сути столетия. В 1913 году вышел из печати первый сборник Мандельштама “Камень”. В ранних стихах Мандельштама […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Как кони медленно ступают…” В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив – активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился […]...
- Петербург в лирике О. Мандельштама Кто, скажите, мне сознанье Виноградом замутит, Если явь – Петра созданье, Медный всадник и гранит? О. Мандельштам Петербург всегда был дорог и близок сердцу О. Мандельштама, потому что здесь прошли его детство и юность. К образу этого города, который неузнаваемо менялся с течением времени, поэт возвращается на протяжении всего своего творчества. Даже не называя его, […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Нежнее нежного” Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К тому времени Цветаева уже была замужем за Сергеем Эфронтом и воспитывала дочь. Однако это не помешало ей ответит взаимностью. Роман двух знаковых представителей русской литературы длился недолго и был, по […]...
- “Высокое косноязычие” Осипа Мандельштама Мандельштам. Это имя в поэзии для меня связано с ощущением таинственного, не познаваемого до конца мира. Стихи Мандельштама – магический кристалл словесного искусства. По воспоминаниям современников писал он немного, но сочинял непрерывно, только и дышал что магией образов и музыкой слова. Сергей Маковский, главный редактор журнала “Аполлон”, в котором были напечатаны первые стихи поэта, писал: […]...
- Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта) В конце 1858 г. Тургенев написал Фету: “…о Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. Обратите внимание на точность словоупотребления: Тютчева надо не просто знать, поэзию его необходимо чувствовать (что, впрочем, относится к искусству вообще). С творчеством Тютчева вы знакомы давно. Вам, конечно, известны его замечательные стихи: […]...