“Поэт и толпа” анализ стихотворения Пушкина



История создания

Стихотворение “Поэт и толпа” было написано в 1828 году. Первоначально оно называлось “Чернь” и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году.

Конец 20-х годов – тяжелый для поэта период. Он угнетен последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.

Литературное направление, жанр

Стихотворение “Поэт и толпа” написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением. У произведения

есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: “Прочь, непосвященные”. Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида.

В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению.

Как и в драматическом произведении, в нем важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический.

Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения “Поэт и книгопродавец”). В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль творца в истории, влияние его на обычных людей.

Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто “рожден для вдохновения”.

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поет, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.

В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя – олицетворение бога), а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).

В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обремененному разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземленных людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная. Беспорядочно чередуется перекрестная, парная и кольцевая.

Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырех строчек вывода с перекрестной рифмовкой.

Тропы и образы

Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту (лира вдохновенная, рука рассеянная). Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты (хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно). Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении “непонимающий”, поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен (отстранен).

Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).

В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) – отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.

Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий), метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные), сравнения (душе противны вы, как гробы). Поэт подчеркивает у народа черты глупости и злобы.

Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны). Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она дает его творчеству самую высокую оценку: звучно поет, поражает ухо, ведет к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, дает уроки.

Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя. Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле.

Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Поэт и толпа” анализ стихотворения Пушкина