Поэма “Моисей” была лебединой песней Франко – поэта



Все написанное после “Моисея” воспринимается как отзвук революционной грозы, которая пронеслась над Украиной. Может, Моисей Франко совсем по-человечески волнует нас высокой трагедией своей потому, что в нем чувствуются переживания самого автора. Свыше двадцати лет вызревал замысел поэмы. Еще в “Каменщиках” Франко определил свою роль поэта и гражданина как роль каменщика, который в одной шеренге самоотверженных борцов прокладывает народу своему путь в будущее, но сам в то будущее войти не сможет. “А счастье всех придет по нашим

костям”, – как сказано там.

Другими словами это самое мнение выразил поэт в поэмах “Ex nihilo”, “Смерть Каина “, “Похороны”. Она не перестает звучать как лейтмотив в “Увядшая листва”, в сборниках “Мой Измарагд”, “В дни печали”, “Semper tiro” и завершается в поэме “Моисей”. Пафос поэмы – в безграничной преданности народу.

Сомнения упали наказанием на голову Моисея. Это было может страшнее всего – наказание одиночеством и изгнанием. Но смерть героя поднимает народ к новому походу, превращая “ленивых номадов” в “людей героев”.

Поэма “Моисей”

была подготовлена непрестанным нарастанием революции 1905 года в России, с которой Франко связывал уничтожение самодержавной “тюрьмы народов”, расцвет родного народа в свободном кругу всех братских народов России. Франко надеялся, что революция наконец принесет освобождение и украинскому народу. Поэта особенно волновали вопросы взаимоотношений широких масс с теми политическими силами, которые могли бы возглавить их выступления.

Он считал, что главарь должен был отдать все силы благородному освободительному делу.

Находясь в Риме в 1904 году, Франко был очень поражен могучей скульптурой Моисея, созданной в начале XVI ст. Микеланджело Буонаротти. Итальянский художник в образе Моисея передал целостность характера народного вождя, его силу воли.

Трагедия Моисея в том, что люди, которым он отдал свои силы, дух, славу, отвернулись в решительную минуту от него.

Как и все произведения Франко, поэма спроектирована в современную актеру украинскую действительность. В этом с яркой очевидностью убеждает пролог к произведению, непосредственно обращенный к родному “замученному, разбитому ” народу. Поэт страдает от того, что века гнета вытравили у земляков лучшие качества и привили к “скрытой злобе” к чужестранцам, которые “изменой и разбоем” сковали их, требуя верности.

Поэт выражает уверенность в возрождении национального самосознания и достоинства порабощенного, но не покоренного великого европейского народа. Звонкая терцина передает высокую веру Франко в будущее народа. Счастливое будущее ассоциируется у поэта с кругом “вольных народов”, где засияют и украинцы, где наш люд будет “хозяином домовитым” и в своей усадьбе, и на своей ниве.

Франко выразил в поэме самые заветные мечты и надежды. Не случайно в последние годы своей жизни поэт побывал не в одном городе Галиции с чтением патриотической поэмы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Поэма “Моисей” была лебединой песней Франко – поэта