Поэма Лермонтова “Мцыри” и русский реализм

Произведения Лермонтова, с которыми он вступил в литературу,- “Бородино”, “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Тамбовская казначейша” – задумывались, а некоторые и писались еще при жизни Пушкина (в 1836-1837 годах), а публиковались после его смерти (в 1837-1838 годах). Непохожие по жанру, темам и стилю, все они были внутренне едины, глубоко оригинальны, ярко отмечены личностью автора. Знаменательно, что объединяющей все эти различные произведения общностью было пушкинское начало.

Это

непосредственно отозвалось в “Бородине”, открыто и демонстративно выражено в “Тамбовской казначейше”.

Как у Пушкина и Гоголя, так и у Лермонтова процесс выработки новой эстетической системы, новых идеалов оказывался сложной и духовно напряженной работой. Он осваивал опыт предшественников, и Пушкина прежде всего, искал путей художественного познания действительности во всей ее противоречивости, во всем ее трагизме, пересматривал свои прежние убеждения романтика – что-то решительно отвергая, что-то используя для решения выдвинутых временем задач.

Ярчайший пример тому – поэма “Песня

про… удалого купца Калашникова”. Лермонтов остро ощущал как веление времени необходимость создания образа протестующего героя, но иного – не прежнего, романтического, гордого и занятого собой человека, мстителя, движимого часто личными интересами, увеличивавшего в реальной жизни своими поступками количество зла в обществе, которое он презирал. Так родился замысел и была написана поэма с новым героем-мстителем, лишенным эгоизма борцом за справедливость, удалым купцом Калашниковым.

Именно этот герой оказывается способным наказать, осуществить возмездие Кирибеевичу – тому, кто в своей гордыне и своеволии выступал обидчиком честных людей.

Но осуществить замысел оказалось возможным только на материале историческом. В современности такого протестующего героя Лермонтов не находил – во имя правды жизни он перенес события поэмы в эпоху русского средне-вековья.

Как же следовало поступать Лермонтову, чувствовавшему себя ответственным за создание образа современного протестующего героя? Доверие к жизни, открывшаяся возможность понимать тайны действительности, ее развитие через противоречия спасали поэта от отчаяния и пессимизма. Он продолжал поиски решения важнейшей проблемы современности. Но при этом не знал, что те же муки творчества раньше его испытал Пушкин и, главное, сумел преодолеть их и создать образ современного протестанта в поэме “Медный всадник”, написанной в 1833 году.

Поэма была запрещена императором – высочайшим цензором и опубликована только после смерти поэта, в апреле 1837 года. Эта публикация, как будет показано, сыграла важную роль в поисках Лермонтовым современного протестующего героя. В 1839 году была, наконец, написана поэма “Мцыри”.

Свою задачу – создать объективный образ протестанта, действующего во имя высокой цели – свободы, поэт выполнил. Поэма произвела огромное впечатление на читателей – так была велика нужда в активном герое. Поэму восторженно оценил Белинский.

На каком же пути преодолел реальные трудности Лермонтов? Что за героя он создал? Какую поэму написал?

Мнение исследователей в данном случае почти единодушно: “Мцыри” – это яркая романтическая поэма. Более того, наряду с “Демоном” – это вершинное произведение Лермонтова-романтика и шире – русского романтизма.

При этом романтизм поэмы не доказывается, но констатируется. Обычно пишут, что, как и все романтические поэмы, “Мцыри” посвящена одному герою, форма ее – исповедь, стих – четырехстопный ямб, а тут еще и ямб с одними мужскими окончаниями, как в поэме Байрона “Шильонский узник” в переводе Жуковского. Герой поэмы – сильная, свободолюбивая личность, мятежник, Мцыри-это “естественный человек” (по Руссо).

Место действия – Кавказ, Восток (традиционная в романтизме экзотика). Природа занимает большое место в поэме, ее описание способствует раскрытию духовного мира героя. Прослеживается при этом и связь “Мцыри” с юношескими романтическими поэмами (“Исповедь”, 1830; “Боярин Орша”, 1835): это позволило Лермонтову придать Мцыри черты прежних романтических героев и перенести целый ряд стихов в новую поэму.

Кстати, этот такой популярный мотив в литературе о “Мцыри”, пожалуй, раньше других разработал французский ученый Э. Дюшен.

Все эти особенности “Мцыри”, надо признать, отмечены справедливо. Действительно, многое в ней от романтических поэм, многое в образе Мцыри похоже на романтических героев. Но в то же время некоторые ученые, а убедительнее и полнее других Д. Е. Максимов, обратили внимание на серьезные отступления Лермонтова от романтической эстетики в поэме “Мцыри”. Д. Е. Максимов пишет: “Правда, романтизм лермонтовской поэмы отличается от устоявшихся форм романтизма, выработанных и закрепленных в стихотворных повестях Байрона, Пушкина и их последователей и подражателей…”

В творчестве Лермонтова преобладают романтические устремления поэта. Главным основанием для такого восприятия “является могучая субъективность образов его ведущих героев, которые в своих существенных чертах отражают личность автора”. Но в то же время, пишет исследователь, именно Мцыри лишен субъективно-романтического монизма.

Герой в значительной степени объективирован, у него своя биография, раскрыты индивидуальные черты его личности, подчеркнута национальная обусловленность характера главного героя – Мцыри, “естественного человека”,- и потому, в отличие от многих романтических героев, он свободен от “эгоистического индивидуализма”.

Как истинный мятежник, Мцыри стремится уйти из монастыря на родину. Но, в отличие от романтических героев, он не презирает окружающих людей, он исполнен любви к родине, своему народу. “Родина для Мцыри – сфера дружелюбия”. Его устремленность к жизни не только разводит его с мрачными, скептическими и безнадежными персонажами Байрона, но и ставит его образ в полемические отношения с ними”. “Мцыри – действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым”. “Мцыри, в противоположность байроновским персонажам, лишен внешних признаков исключительности, ореола избранности и таинственности, (ила его личности не подчеркивается ни его властью пал, людьми, которой отличаются герои “восточных поэм” Байрона, ни фантастикой, как в “Демоне”: поэма о Мцыри лишена фантастики”.

Наконец, указывает ученый, в поэме изображается реальный мир, в котором – в прошлом и настоящем – живет Мцыри “В основе литературного произведения лежит не только образ героя, но и образ мира, в котором этот герой находится. Сферы действительности, окружающей героя, наделены в поэме Лермонтова художественным бытием различного характера и различной интенсивности”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поэма Лермонтова “Мцыри” и русский реализм