Главная ⇒ 📌Тематические сочинения ⇒ Подвижность барочного образа
Подвижность барочного образа
Глава 3. Педро Кальдерон и барокко
3.8. Подвижность барочного образа
Одной из характерных черт барокко является подвижность. Барокко важно было передать не просто предмет изображения, четко сформировать образ человеческих размышлений, а то, как рождается мысль, образ, то есть на первом месте движение как рождение самой мысли или создающийся образ барокко. Поэтому необходимо отметить из монолога Мулея слово “полупроснувшись”.
Кальдерону нужно было показать не просто определенную ситуацию в драме, а запечатлеть состояние как
Философия барокко стремилась отметить прежде всего момент внутренних изменений в человеке, не констатацию факта как такового, а за секунду до определения этого факта, до того, когда все в человеке придет в его естественную норму. “Полупроснувшись”, человек уже не спит, но еще не проснулся окончательно, отсюда образ видимого неясен, и вырывает “лишь облик смутных очертаний, Без различенья четких форм”.
В этом одно из определений барокко – контурность. Художнику барокко главное набросить контуры будущего образа или определить поля проступающего образа, отсюда герой не может
В этом отношении Кальдерон не случайно усложняет заявленный трагический конфликт в произведении. В драме не просто человек оказывается противопоставленным различным жизненным противоречиям и проблемам, но сам оказывается причиной порождений трагических неразрешимых конфликтов. Кальдерон как художник барокко старался запечатлеть образ человека своего времени с философской точки зрения, сдвинутого со своих былых пространственно-временных параметров и не принявшего еще окончательные черты устойчивости.
И то, что драматург дает образ человека, страдающего, но и приносящего страдания окружающим его людям, не художественный вымысел и вычурные фантазии Кальдерона, а веление и требование времени именно 17-го столетия.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Сложность барочного образа Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.6. Сложность барочного образа Барокко представляет очень сложный образ, данный обязательно в его художественном нагромождении. В этом плане образ страдает сложностью в сочетании полярных черт, перегруженности различных элементов, одновременно в аллегричности и антитетичности. Перед взором читателя проступают черты не одного образа, а сразу несколько. На примере обыкновенны цветов, которые […]...
- Фантастичность, живописность барочного образа Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.7. Фантастичность, живописность барочного образа Барокко поражает фантастичностью, живописностью художественного образа. Нагромождение художественных деталей, художественная избыточность создает причудливость образу, его необычность. Так, например, герой драмы “Стойкий принц” Мулей (противник дона Фернандо) наблюдает на морском горизонте живописную картину: В тот час, когда, полупроснувшись, И смутный запад попирая, Выходит солнце, разметавши […]...
- Трагическое мироощущение барочного человека Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.12. Трагическое мироощущение барочного человека Кальдерон сумел уловить внутренний кризис в человеческой природе, кризис человеческого разума. Как драматург, продолжающий традиции мировой литературы, прежде всего Шекспира, Кальдерон усложняет трагедию личности (так Гамлета одолевают сомнения “быть или не быть” – оставить или изменить тщету и сумятицу земного существования, восстановив навсегда гармонию […]...
- Особенности барочного искусства на примере творчества Педро Кальдерона Педро Кальдерон де ла Барка, испанский драматург, родился 17 января 1600 года в Мадриде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Учился в колледже и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов стал известным в Мадриде как автор пьес для театров, а с 1625 г. полностью отдался литературной деятельности. В 1637 году его приняли […]...
- Жизнь величайшего барочного драматурга Испании Педро Кальдерона Жизнь величайшего барочного драматурга Испании Педро Кальдерона, де ла Барки Енао де ла Барреда-И-Рианьо (такой есть полная фамилия Кальдерона), казалось бы, очень далекой от того, что бы она отобразилось в его художественных произведениях. Он принадлежал к давнему, но обедневшему дворянскому роду. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкском университете, где изучал гражданское и каноническое право. В […]...
- Жанровая своеобразность пьес Кальдерона Драма (как жанр, не путать с драмой как с родом литературы!) – это пьеса социального или бытового характера с острым конфликтом, который развивается в постоянном напряжении. Автор стремится раскрыть психологию персонажей, исследовать эволюцию их характеров, мотивацию поступков и действий. Относительно пьес Кальдерона, то их “жанровая классификация проводится в зависимости от того, к которому из полюсов, […]...
- “Трагический гуманизм” барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.5. “Трагический гуманизм” барокко Обратимся к нескольким примерам, в которых ярко проявляются образы барокко, сложные по характеру, в которых прежде всего чувствуется сочетание полярных начал, явно контрастных, намеренно сопоставляемых для выявления внутреннего напряжения данного образа. Таковым представляется нам образ Фернандо. В одном из первых своих монологов герой выражает противоречивое […]...
- Придаточное образа действия Придаточное образа действия – придаточное предложение, которое указывает на образ или способ действия, названного в главной части сложноподчиненного предложения. Придаточные образа действия отвечают на вопросы как? каким образом? и присоединяются к главной части при помощи союзов как, что, чтобы, словно: Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса […]...
- Сложность сюжетного построения драмы Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.9. Сложность сюжетного построения драмы “Стойкий принц” В “Стойком принце” кроме заявленной одной сюжетной линии противостояние дона Фернандо фесскому царю и утверждение главным героем христовой веры, есть еще подсюжеты, которые осложняют природу драматического конфликта. Это пример того, что человек сам становится источником трагедийного начала. И в обрисовке такого образа […]...
- Краткая характеристика барокко в искусстве и литературе < p>Барокко – это направление в литературе и искусстве в 17-18 веках, которое пришло на смену Возрождению. Слово “барокко” переводится как “жемчужина неправильной формы”. Такое название дано неслучайно. Основными чертами барокко стали асимметрия, тяготение к контрастам, к пышной, осложненной форме, парадности. < p>Барокко соединило в себе искусство готики и Возрождения. Как и искусство Возрождения, оно […]...
- Барокко во французской литературе Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.3. Барокко во французской литературе Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании, но снискало своих поклонников. Главный отличительный признак французского барокко кроется в его строгой привилегированности. Французское барокко несло в себе черты аристократические: это было прециозное, изысканное […]...
- Что такое барокко Барокко – это европейское направление искусства, определенный стиль 17-18 века. Его считают жемчужиной тогдашнего развития. Развитие этого стиля произошло вследствие завершения эпохи Ренессанса. Также его можно охарактеризовать как нечто среднее между Готикой и эпохой Возрождения. Эпоха характеризуется не только своеобразной тематикой в литературе, а и в других видах искусства. Долго считали, что Направление барокко прослеживается […]...
- Характеристика образа Анны Карениной по роману Анна Каренина (Толстой Лев Н.) Анна Каренина – это центральный образ всемирно известного одноименного романа Льва Николаевича Толстого. Писатель хотел в первую очередь описать образ дамы из светского общества, которая может легко и непринужденно завлекать мужчин. Литературные исследователи твердят, что Толстого подтолкнули к написанию романа мотивы творчества Пушкина, а именно прозаические отрывки “Гости съезжались на дачу” и “На углу маленькой […]...
- Черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова Многие черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова сходны. Это, видимо, чувствовал и сам Лермонтов; он даже преднамеренно, формально связал свое стихотворение с пушкинским, дав ему сходное название – “Мой Демон”. Но Лермонтов одновременно уже в заглавии подчеркивает и самобытность образа. Слово “мой” как бы обращает внимание читателя на близость образа поэту, на то, что […]...
- Средства создания образа главного героя по роману Обломов (Гончаров И. А.) Илья Ильич Обломов – очень сложный, неоднозначный персонаж. Для создания образа главного героя И. А. Гончаров использовал множество средств и приемов. Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи. Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает […]...
- Личность Кальдерона Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.1. Личность Кальдерона Настоящее имя драматурга звучит как Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681). Абрам Львович Штейн писал: “У Кальдерона дурная слава, про него известно, что он католик и монархист”. Немецкие романтики отзывались о нем следующими словами: “Кальдерон – католический Шекспир”. Утверждение верно наполовину: Кальдерон получил действительно хорошее образование, […]...
- Определите философско-моральный конфликт драмы Педро Кальдерона “Жизнь – это сон” “Жизнь – это сон” – одна из лучших драм Кальдерона. Писатель поднимает в ней важные вопросы человеческого существования: что такая жизнь, что такое человек, в чем заключается смысл ее бытия, что такое свобода, которая обуславливает поступки личности, которое ее место в мире, что является моральной основой для ее жизни и др. Центральными категориями, которые интересуют […]...
- Сочинение на тему “Барокко” Барокко – стиль европейского искусства, пришедшего, по одной из версий, в роли неоднозначной реакции на эпоху Ренессанса. В целом считается, что родина барокко – Италия, где этот стиль идентифицируют как “жемчужину неправильной формы”. Барокко зародился в XVI веке, однако, пик его расцвета – XVII столетия. Не удивительно, что этот стиль предстает перед нами как синтез […]...
- Одиссея характеристика образа Одиссея Одиссей (в римской традиции Улисс – царь Итаки, главный герой поэмы Гомера “Одиссея” и один из второстепенных персонажей “Илиады”), Мужество О. сочетается с хитроумием и рассудительностью. О. и сам считает хитрость основной чертой своего характера: “Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих /Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный”. Отец Антиклеи, матери О., – […]...
- Создание героического образа Захара Беркута Создание героического образа Захара Беркута является значительным достижением в литературе XIX века. В нем воплощены лучшие черты трудящегося человека, великая народная мудрость, несокрушимая сила воли в борьбе за свободу и счастье народа. Захар Беркут мудро руководит тухольской общиной, все свои знания, богатый жизненный опыт, силы и здоровье отдает ей. Писатель, рисуя его образ, называет Захара […]...
- Биография Педро Кальдерона Педро Кальдерон де ла Барка – известнейший драматург и поэт золотого века. Родился Педро Кальдерон 17 января 1600 года в Мадриде. Его отец был секретарем казначейства, дворянином. Первое образование в биографии Кальдерона было получено в иезуитской коллегии Мадрида. Затем же он обучался в университетах городов Саламанка, Алькала-де-Энарес. Не завершив учебу, отправился служить в испанские войска. […]...
- Пьер Менар, автор “Дон Кихота” характеристика образа Пьера Менара Пьер Менар – это человек, решивший написать заново “Дон Кихота”. Не переписать его, перевоплотившись путем глубокого проникновения в культуру XVII в. в Сервантеса, а написать его слово за словом заново с точки зрения француза XX в. Ко времени его смерти ему удается завершить всего пару глав. Но уже сам факт существования подобной идеи необратимо трансформирует […]...
- Характеристика образа Максима Максимыча Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с кавказским солнцем и рано поседевшие усы не сочетались с его твердой походкой и уверенным взглядом”. Он вроде близко знал Печорина, но так и не сумел […]...
- Характеристика образа Штольца по роману Обломов (Гончаров И. А.) Андрей Иванович Штольц – это друг Обломова, еще с того времени, когда он учился в пансионе, в Верхлеве. Не смотря на их дружбу, жизнь Штольца, сложилась абсолютно по другому, нежели жизнь Обломова. Андрей Штольц еще с детства умел ставить себе цели, стремиться к ним, и добиваться желаемого. Его видение жизни можно прочитать в этих строках: […]...
- Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам навязывают образ плохого существа литература, газеты, телевидение. Которое только ищет момент, чтобы напакостить, обмануть, предать и заманить в западню. Существо, которое ничего и никогда не делает просто так, с которым как бы там не было, […]...
- Краткая характеристика образа Акакия Акакиевича Башмачкина Что же можно сказать об образе “маленького человека”? Башмачкина охарактеризовали как “несущественного, никем не защищенного, никому не дорогого, ни для кого не интересного человека”. И кто же конкретно в этом виноват? Можно ли считать, что в его незащищенности виновата государственная система, полиция и т. д., которые должны были бы защитить Акакия Акакиевича? Конечно, можно. Может, […]...
- Что делать характеристика образа Дамы в трауре ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях (Роман, 1863) Дама в трауре – героиня “потаенного” сюжета. Появляется в предпоследней главе романа как участница пикника семейств Кирсановых и Бьюмонтов. Пользуется особым уважением и вниманием среди персонажей. Проходит два года, и читатель видит ее уже не в трауре, а, напротив, в ярком розовом платье, с букетом в […]...
- Анализ образа Чацкого по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Пылкий, благородный, добрый… но умный ли герой комедии Грибоедова? В последнем качестве Пушкин ему отказывает. Почему? Ведь признает же Пушкин, что Чацкий говорит “очень умно”? Умно! “Но кому он говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно”. Значит, Чацкий не сам по себе, он рупор мыслей автора, автора мы видим и слышим в […]...
- Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Санчо Пансы Санчо Панса – кастильский крестьянин, односельчанин Алонсо Кихано, который уговорил простодушного Санчо стать его оруженосцем, посулив ему несметные богатства. Вместе с Дон Кихотом Санчо Панса (“панса” в переводе с испанского означает “брюхо”) составляют пару пародийных персонажей, наподобие Пантагрюэля и Панурга. Тощий и долговязый Дон Кихот рядом с низеньким толстяком оруженосцем производят комичное впечатление своей несочетаемостью. […]...
- Образа родной земли – описание Москвы в романе “Война и мир” Подлинный апофеоз образа родной земли – описание Москвы перед вступлением в нее французов: “Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своею рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звездами, своими куполами в лучах солнца”. Наполеон самодовольно проговаривает “исторические” фразы, которые услужливо фиксируются окружающими, чтобы потом войти […]...
- Комедии Кальдерона в стиле барокко Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.2. Комедии Кальдерона в стиле барокко. Комедия “Дама-невидимка” Комедия и после Лопе де Веги оставалась для реакционеров ненавистнейшим жанром национального театра. И хотя гуманистическая направленность комедии в отличие от комедии Лопе де Веги сузилась и драматурги барокко перерабатывали уже существующие комедии, тем не менее новые комедии все также утверждали […]...
- Характеристика образа Фейгина Один из центральных образов злых сил, безусловно, является образ Фейгина. Это старый опытный бандит, “воспитывая” Оливера, “рассказывал о грабежах, которые он совершал смолоду”. Он имел несомненные черты вожака; мог узнать, кого именно надо грабить, как и когда это сделать и даже, сколько получить прибыли с чужого горя. Именно Фейгин организовал ограбление в доме миссис Мэйли. […]...
- Можно ли говорить об особой роли образа Автора в поэме “Василий Теркин”? Можно ли говорить об особой роли образа Автора в поэме “Василий Теркин”? Через все произведение проходит образ автора, объединяющий многие лирические отступления, специальные главы (“От автора”, “О себе”). Автор не только любуется своим героем, но и не скрывает своего единодушия, единомыслия с ним: И скажу тебе, не скрою, – В этой книге, там ли, сям, […]...
- Что делать характеристика образа образа Полозова ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях (Роман, 1863) Полозов – отец Катерины Васильевны. К моменту действия ему шестьдесят лет. Отставной ротмистр. Прокутил имение, остепенился и вышел в отставку. Чтобы собрать себе новое состояние, занялся торговлей. Постепенно на подрядах и поставках стал миллионером, но, поссорившись с кем-то из влиятельных лиц, от кого многое зависело, обанкротился. […]...
- Робинзон Крузо характеристика образа Пятници Пятница – индеец из племени каннибалов, встреченный Робинзоном Крузо на двадцать четвертый год своего пребывания на необитаемом острове и ставший помощником и слугой. П. изображен в романе глазами Робинзона, который находит в нем человека легкого и жизнерадостного нрава, храброго, преданного, работоспособного, искреннего и простодушного, но отнюдь не глупого, и не устает хвалить его и благословлять […]...
- Сочинение на тему: “Простаков в комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина – двойственность образа.” Пьеса “Недоросль” ,безусловно, несет в себе актуальные проблемы воспитания и нравственности, которые интересовали многих писателей во все времена. Проблема воспитания ярко выражена в герои Митрофанушке и в его малограмотных учителях. В таких героях как Простаков и Скотинин мы видим проблему нравственного разложения дворянства в общем и человека в целом. На протяжении всей пьесы мы наблюдаем […]...
- Чудо художественного образа Уроки по лирике Бориса Пастернака Одна из причин, по которой современные подростки не хотят читать, заключается в том, что язык образов, символический подтекст литературного произведения чужд и непонятен им. Определенный наивно-реалистический подход к литературе не является достоянием одних пятых-шестых классов, но простирается до весьма изрядного возраста. Засилье массовой культуры, в которой многие видят причину отхода […]...
- Кульминационный эпизод в раскрытии образа Пугачева Пугачев знает, что восстание кончится поражением, но не считает бессмысленной борьбу за свободу. И не только потому, что надеется на возможную и временную победу (“Авось и удастся!”). Им выстрадана иная, высокая вера, и выражена она в калмыцкой сказке. Эпизод со сказкой – кульминационный в раскрытии образа Пугачева. Он многозначен, и потому нельзя его сводить (как […]...
- Характеристика образа Левина в романе Толстого “Анна Каренина” Жизнь и взгляды Константина Левина занимают в романе “Анна Каренина” значительное место. В этом персонаже воплощены некоторые биографические черты автора. Но следует помнить, что Левин не просто эго писателя, а именно художественный образ, обобщающий проблемы, которые изображал Толстой. Выход из трагической жизненной ситуации находит именно Левин. Впервые мы встречаем Константина Левина в Москве, куда он […]...
- Характеристика образа Карандышева Юлий Капитоныч Карандышев. Среди действующих лиц обращает на себя внимание персонаж со странным сочетанием имени Юлий (так звали римских импераоров), отчества – Капитоныч и фамилии Карандышев (по словарю В. Даля, карандыш – коротышка, недоросток). Карандышева относили и к положительным, и к отрицательным персонажам, его причисляли к “униженным и оскорбленным”, в нем видели “маленького человека” – […]...