Подщип (Крылов И. А.)

Смерть Екатерины II (в 1796 году) не изменила реакционного курса правительства. Павел I еще более усилил политический гнет, восстановил шагистику в войсках, окружил себя прусскими выходцами и “гатчинцами” во главе с Аракчеевым. Павел не только продолжил гонения на всякое проявление свободной мысли, но издал даже указ об изгнании из русского языка таких слов, как “гражданин”, “отечество” и т.

П., закрыл частные типографии и усилил цензуру над печатью.

С осени 1797 года Крылов поселился в Казацком (Киевской губ.) – имении князя

С. Ф. Голицына, впавшего в немилость у Павла I. Об оппозиционных настроениях Крылова лучше всего свидетельствует его “шуто-трагедия” “Подщипа” (“Трумф”), написанная им в Казацком. Она там же была поставлена в феврале 1800 года в любительском спектакле, в котором сам писатель играл роль Трумфа.

В своей комедии Крылов смело и зло издевается над самодержавием, над той атмосферой фрунтомании и пруссачества, в которой задыхалась Россия в царствование Павла I. Тупой и наглый немецкий принц Трумф, который разоряет страну и собирается всех перестрелять из пушек, слабоумный царь Вакула и его двор, трусливый

князь Слюняй, жених царской дочери Подщипы – все они представляют собой жгучую сатиру на самодержавный порядок и захватнические войны. Эти персонажи комедии показаны в манере народного театра, как гротескные и смешные фигуры кукольного представления.

Естественно, что столь злая пародия на самодержавие не могла быть пропущена царской цензурой, и в России “Подщипа” была опубликована впервые лишь в 1871 году. Это, однако, не могло помешать широкому распространению комедии в списках, хорошо известных в кругу декабристов. С большим сочувствием упоминает о комедии Крылова в стихотворении “Городок” молодой Пушкин.

О том, как горячо воспринята она была декабристами, рассказывает в своих записках Д. Завалишин: “…ни один революционер не придумывал никогда злее и язвительнее сатиры на правительство. Все и все были беспощадно осмеяны, начиная с главы государства до государственных учреждений и негласных советников” 1.

Отличаясь политической остротой, “Подщипа” в то же время является литературной пародией на условные, далекие от жизни классические трагедии, с их ходульно благородными героями и неестественно-риторическим “высоким” слогом.

В Казацком Крыловым была написана и комедия “Пирог”, в которой дана пародия на сентиментализм, на идиллическое приукрашивание действительности. В этой комедии Крылов высмеял помещицу Ужиму, воспитанную на сентиментальной литературе и говорящую чувствительными сентенциями. У жима не желает называться Малантьей Сысоевной.

Она корчит из себя сентиментальную, восторженную героиню. Желая выдать дочь за нелюбимого человека, она в то же время рисует чувствительную картину того, как будет утешать “несчастного любовника” дочери: “Мы станем читать с ним вместе элегии, где бы была ночь, луна, звезды и блестящая слеза… Ах! я воображаю, что мы с ним зачувствуемся!” Однако Ужима весьма практична и отличается нелепым самодурством, отнюдь не вяжущимся с ее наигранной чувствительностью.

Пребывание Крылова в Казацком закончилось со смертью Павла I. Осенью 1801 года С. Ф. Голицын был назначен генерал-губернатором в Ригу. Вместе с Голицыным поехал и Крылов в качестве его секретаря. В 1802 году в Петербурге вышло второе издание “Почты духов”, а также была поставлена комедия “Пирог”. Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву.

В январском номере журнала “Московский зритель” за 1806 год были напечатаны первые басни Крылова, определившие его дальнейший творческий путь. В начале 1806 года Крылов вернулся в Петербург, в котором и прожил все последующие годы до самой смерти.

Источники:

    И. А. Крылов Сочинения в двух томах / Вступительная статья Н. Л. Степанов. – М.: Библиотека “Огоне” издательство “Правда”, 1956. – 475 с.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Подщип (Крылов И. А.)