“Подросток ушел из дома. Как быть родителю?”

Подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека. Это возраст противоречий: с одной стороны – стремление быть вместе со сверстниками, следовать за ними, с другой – стремление выделиться среди них, завоевать право на автономию; с одной стороны – высокая энергичность, с другой – быстрая утомляемость; с одной стороны – внешняя бравада, с другой – тревожность и ранимость. Это возраст бурного роста, когда происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение.

Одним

из способов обрести взрослость и самостоятельность является уход из дома. Изучение явления ухода детей из дома, составляющего острую проблему воспитания несовершеннолетних, постоянно находится в поле зрения детской и подростковой психологии.

Каковы же причины ухода?

Уход из дома свойственен детям, воспитанным в обстановке недостатка внимания, любви и является реакцией на неблагополучную обстановку воспитания. Наиболее часто стремление убежать из дома появляется в возрасте 10-13 лет. В этот период личностного развития, когда семья и ее психологический климат имеют очень большое значение для подростка,

дискомфорт в отношениях с родителями особенно ощутим.

Стыд за недостойных родителей, которых критикуют педагоги и общественность, может стать источником сильнейших переживаний и глубоких разочарований.

Побеги из внешне благополучных семей, репутация которых вне критики, чаще связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей адаптации, которые ребенок испытывает в школе. Требовательность родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.

Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда Дети под влиянием друзей уходят из дома на один – два дня. Как правило, в дальнейшем такие уходы не повторяются (в отличие от первых двух вариантов, где затяжной конфликт редко ограничивается даже 4-5 побегами).

Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице).

Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Проводя в совместных играх свой досуг, дети осваивают уголки территории, пригодные для жизни (подвалы, чердаки, землянки, коллекторы теплотрасс). Между ними укрепляется взаимовыручка. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается.

Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и ориентации детей резко меняется.

Девочки убегают из дома значительно реже. Среди убегающих девочек явно преобладают представительницы семей, где обстановка безнадзорности сочетается с демонстрацией нравственно неблаговидных примеров. Убежав из дома, девочки держатся либо небольшими группами, либо стараются попасть под защиту подростковой группы.

Наиболее нежелателен с воспитательной точки зрения побег из дома девушек подросткового возраста. Он часто связан с тенденцией, уклоняться от обучения и общения в коллективе и стремлением попасть в среду, где приветствуются аморальные связи, которые деформируют ценностные убеждения.

Отрицательные последствия побега из дома не могут не сказаться на формировании личности, как в период бродяжничества, так и в дальнейшем, ибо даже кратковременное выпадение девушки из воспитательной среды не проходит бесследно.

Более серьезным осложнением является накопление навыков плохого поведения. Проживая без надзора, дети привыкают красть, попрошайничать, лгать, сталкиваться с различными проявлениями низменных инстинктов человека. Но все же, чтобы ребенок перенес нормативы улицы в сферу повседневного общения со взрослыми, нужен значительный “стаж” безнадзорности.

Суть профилактики ранних побегов из дома состоит в правильной ориентации родителей. Необходимо разъяснить взрослым, что ребенок нуждается в поддержке, сочувствии, в возможности личностного самовыражения, не в авторитарном давлении.

Если причина побега из дома – трудности в школьной адаптации, от родителей требуется умение тактично встать на сторону ребенка, не подрывая авторитета школы, поддержать в нем уверенность в том, что он в состоянии преодолеть проблемы сегодняшнего дня, пробудить в нем стремление к учебе.

Таким образом, необходимо помнить, что сферой конфликта является не мышление (дети отлично понимают, что убегать из дома нельзя), а чувства. И ведущее из них – разочарование в возможности окружающих оказывать ребенку поддержку в трудной для него ситуации. Для восстановления духовной связи со взрослыми необходима помощь специалистов-психологов, их знания и опыт.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Подросток ушел из дома. Как быть родителю?”