“Подражания Корану” (IX. “И путник усталый на Бога роптал…”
А. С. Пушкин. Стихотворения
“Подражания Корану” (IX. “И путник усталый на Бога роптал…”)
“И путник усталый на Бога роптал…” представляет собой девятое, заключительное стихотворение цикла “Подражания Корану”, написанного в 1825 году. Пушкин, опираясь на русский перевод М. Веревкина, вольно переложил фрагменты сур, то есть глав Корана. Жанр – притча.
Цикл Пушкина “Подражания Корану” представляет собой не просто отдельные, хотя и взаимосвязанные между собой эпизоды из жизни пророка, но важнейшие этапы
Завершающее стихотворение цикла “И путник усталый на Бога роптал…” носит явно притче – вый характер, и сюжет его достаточно прост. “Путник усталый” томится от жажды, вызванной зноем пустыни, сосредоточен на своих физических страданиях. Он “ропщет” на Бога, потеряв надежду на спасение, и не осознает Божественного вездеприсутствия, не верит в постоянную заботу Творца о своем творении.
Когда герой уже совсем было теряет веру в спасение, он видит колодец с водой и жадно утоляет жажду. После этого он засыпает на долгие годы. Проснувшись, путник обнаруживает,
И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник…
Но происходит чудо: Бог возвращает герою молодость:
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с Богом он дале пускается в путь.
В этом стихотворении Пушкин использует мифологический сюжет “смерти – возрождения”, за счет чего оно носит обобщающий характер. Путник воспринимается как человек вообще. Его “смерть” и “воскресение” символизируют жизненный путь человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму.
Таким образом, “воскресение” героя трактуется, прежде всего, как духовное возрождение.
- “Подражания Корану”, анализ цикла стихотворений Пушкина История создания Стихотворение “Подражания Корану” было написано в 1824 году. Пушкину 25 лет. Южная ссылка закончилась, но поэт вынужден еще 2 года жить в Михайловском под домашним арестом. За ним шпионил отец, вскрывая его письма. Узнав об этом, Пушкин на некоторое время нашел приют у соседей по имению. Хозяйка Тригорского, Прасковья Александровна Осипова, была женщиной […]...
- В каких еще произведениях русской литературы представлены образы странников и в чем их отличие от понимания этого явления М. И. Цветаевой? В каких еще произведениях русской литературы представлены образы странников и в чем их отличие от понимания этого явления М. И. Цветаевой? Отметьте, что явление странничества многогранно и разнообразно представлено в русской литературе. Укажите, что среди произведений заявленной тематики выделяется пушкинское стихотворение “Подражание Корану”, где мы встречаем образ одинокого путника: И путник усталый на Бога роптал, […]...
- Жертва жестокой войны герой рассказа Г. Белля “Путник, когда ты придешь в Спа…” Г. Белль так же, как и его герой, был жертвой войны: он лично прошел через ее кровавый ад, был ранен четыре раза. Писатель называл ту войну “ужасной машиной отупения”. Неудивительно, что произведения Г. Белля осуждают войну, раскрывают ее нелепость, противоестественность и антигуманную сущность. Среди таких произведений – рассказ “Путник, когда ты придешь в Спа…” (анализ) […]...
- Краткое содержание Генрих Белль Путник, придешь когда в Спа Генрих Белль Путник, придешь когда в Спа… Рассказ ведется от первого лица. Остановилась машина. Голос скомандовал, чтобы тех, кто еще жив, несли в рисовальный зал. По бокам были выкрашенные стены, на дверях таблички, между ними снимок со скульптуры. Далее колонна, скульптура, снимки. А на маленькой площадке, где сделали остановку – портрет Фридриха. Далее героя проносили […]...
- Отзыв на произведение Г. Белля “Путник, когда ты придешь в Спа…” У каждого читателя свои литературные предпочтения. Меня привлекают произведения, которые раскрывают исторические события, происходящие в мире. Я прочитала много произведений о Второй мировой войне, была поражена суровой правдой прошлого, героизмом солдат, обычных людей, свидетелей тех событий. А рассказ Г. Белля “Путник, когда ты придешь в Спа…” показал мне войну глазами ее немецкого участника. Автор рассказывает […]...
- Анализ повести Г. Белля “Путник, когда ты придешь в Спа…” Эта повесть одна из самых сильных повестей из антивоенной литературы XX века. Она как гимн для потерянного поколения. Ее название “Путник, когда ты придешь в Спа…” – это цитата двустишья-эпитафии древнегреческого поэта Симона Кеоского, которое он посвятил 300 спартанцам под предводительством царя Леонида, погибшим под Фермопилами. Небольшая горсть солдат противостояла великой армии персов, и ценой […]...
- Осуждение войны в рассказе ” Путник, когда ты придешь в Спа…” Сочинение – размышление по мотивам рассказа Генриха Белля. Война – ужасное слово. Она несет с собой смерть, все, что разрушает гармонию людских отношений. Пройдя кровавый ад жестоких боев, будучи четыре раза раненным, немецкий писатель Генрих Белль к глубине души возненавидел войну, которая зал шилась в его памяти “ужасной машиной отупения”. Про страшные года фашистского террора, […]...
- Место и роль Бога в творчестве Тараса Шевченко О чем бы ни рассказывал, что бы ни описывал, к какой бы теме не обращался поэт, он не оставляет Бога, идет рядом с ним, но самое главное – имеет Бога в душе и сердце. Бог Тараса Шевченко – это большая и ценная духовная сила. Без нее нельзя ни жить, ни творить, ни бороться. Сколько, например, […]...
- Тема урока: Герих Белль “Путник, когда ты придешь в Спа…” Осуждение ужасов войны в творчестве немца Белля. Герой как жертва войны. Цель: Ознакомиться с содержанием произведения; усовершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения, показать роль детали, роль внутреннего монолога в раскрытии темы произведения – осуждение ужасов войны; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность; воспитывать умение видеть ассоциативные связи между разными видами искусства. Оборудование: Портрет Г. […]...
- Е. М. Винокуров. Богатырь. Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного богатыря? Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая заставляет читателя улыбнуться, задуматься над природой смешного. Почему стихотворение “богатырь” вызывает у читателя улыбку? В стихотворении “Богатырь” автор шутливо описывает раздумья засидевшегося дома богатыря. Этот рассказ нас удивляет, поскольку от рассказа о богатыре мы никак не ждем шутки. Однако нарушение наших ожиданий и вызывает улыбку. […]...
- Сочинение на тему “Вера в бога” Вера – замечательное слово, оно ассоциируются у многих с религией. Я вам скажу это замечательное чувство верить, оно может тебя успокоить, может наоборот пробудить к каким-нибудь делам, нарисовать картину, написать стихотворение и прочее. Это честь верить особенно в бога. Ты будешь уверен, что бог всегда тебя поддержит и всегда поможет, главное в него верить всем […]...
- Краткое изложение “Путник, когда ты придешь в Спа…” Машина остановилась, но мотор еще урчал; где открылась большая ворота. Потом мотор замолчал, и снаружи добрался чей голос: – Мертвецов сюда, слышал? А остальные по лестнице наверх, в зал рисования, понял? – Да, да, понял. Но я не был мертв, я принадлежал к остальным, и меня понесли наверх. Сначала шли длинным, тускло освещенным коридором, с […]...
- Карен Степанян: “Реальность в романах Достоевского – это видение Бога через Его создание: человека” Карен Степанян – доктор филологических наук, вице-президент российского Общества Достоевского, автор книг “Достоевский и язычество (какие предупреждения Достоевского мы не услышали и почему)” (М.-Смоленск, 1992), “”Сознать и сказать”: “реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф. М. Достоевского” (М., 2005), член редколлегии журнала “Знамя”. Видение Бога через его создание – человека, способного на величайшие прозрения […]...
- Сапог бога Эрлана КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Автор пересказов И. С. Смирнов Лин Мэнчу Сапог бога Эрлана – Из сборников повестей эпохи Мин (XIV-XVIIвв.) Рассказывают, что некогда попала во дворец к государю наложница по имени Хань Юйцяо. Но в сердце владыки безраздельно царила красавица Аньфэй. Вот и стала Юйцяо хворать. Тогда, дабы девица здоровье укрепила, решили отдать ее в дом […]...
- Образное мышление в рассказе Борхеса “Письмена бога” Образное мышление у Данта, так же как во всякой истинной поэзии, осуществляется при помощи свойства поэтической материи, которую я предлагаю назвать обращаемостью или обратимостью. Развитие образа только условно может быть названо развитием. И в самом деле, представьте себе самолет, – отвлекаясь от технической невозможности, – который на полном ходу конструирует и спускает другую машину. Эта […]...
- Базаров – предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, очень интересным. Есть все основания сколь угодно долго восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Жизненный […]...
- Анализ стихотворения Блока “Без веры в бога, без участья Летом 1898 года Александр Блок открыл для себя целую вселенную по имени Любовь Менделеева. Эта юная особа настолько поглотила все мысли 18-летнего студента, что он напрочь забыл не только о своем блестящем поступлении в университет, но и об увлечении театром, и даже о том, что его истинное призвание – писать стихи. К творчеству Блок вернулся […]...
- Генрих Белль “Путник, когда ты придешь в Спа…” Высокий антивоенный и гуманистический пафос произведения Показать антигуманный, противоестественный характер войны на основе описания судьбы искалеченного юноши-солдата; совершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения; развивать связную речь учеников; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения. Ход урока. I. Актуализация опорных знаний. Учитель. Наверное, каждый человек, который едва лишь закончил школу, еще много раз будет вспоминать ее […]...
- “Любить Бога во всех проявлениях” Земное воплощение инопланетной сущности героев Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” Андрей Болконский и Пьер Безухов – носители идеи бесконечности, которая стала путеводной звездой духовного развития Толстого – художника и человека. Отличие Андрея Болконского от других персонажей доходит до такой степени, что при внимательном рассмотрении он видится нам (читателям) “инопланетянином”, по воле рока […]...
- И. А. Бунин. Святогор и Илья. Как показана гибель богатыря? Что объединяет стихотворения “Святогор” и “Святогор и Илья”? Как показана гибель богатыря? В стихотворениях “Святогор” и “Святогор и Илья” общий герой – Святогор и сходен его облик, показывающий необъятность его силы. Гибель богатыря объясняется неуместностью такой силы и такой безмерной тяжести для земли, по которой ходит богатырь. Гибель Святогора вызвана вполне сказочными причинами: каждый удар, […]...
- Почему я верую в бога (эссе) Есть высший мир, мир высшей любви. Газета “Милосердие Богородицы” Христианская вера имеет глубокие корни на моей Родине. Многие великие люди нашей страны были верующими, и это помогало им принести для отечества максимально большую пользу. Вера дает возможность простым людям выстоять во времена тяжких испытаний, когда ни разум, ни прогресс не могут помочь человеку. Вера делает […]...
- Бесчеловечность войны (по рассказу Г. Белля “Путник, когда ты придешь в Спа…”) Война – жесточайшая вещь в мире. Человек, если он в самом деле ощущает себя человеком, частичкой человечества, всегда будет стоять против войны. Много писателей писали о войне, о ее античеловеческих законах, о том, что несет с собой война – кровь, смерть, потерю дорогих людей. Один из таких писателей – немец Генрих Белль из Кельна. Его […]...
- Краткое содержание “Огненного бога Марранов” Волкова Гигантская птица Изгнанный Урфин Джюс, одержимый желанием отомстить, поселился в своем домике в Голубой стране вместе с оживленным им медведем и деревянным клоуном. Через семь лет, проведенных в мечтаниях вернуть власть над Волшебной страной, в огород Урфина залетел огромный орел Карфакс. По законам орлиного племени пара получает право вывести птенца только в том случае, если […]...
- Сочинение на тему: “Судьба поэта. А. С. Пушкин” Один из самых важных вопросов, который рано или поздно возникают перед любым настоящим писателем или поэтом, – это осмысление места и роли литературы и творчества в общественной жизни. Все творческие люди приходят к раздумьям о том, что они оставят после себя, в чем смысл их творчества, для чего вообще существуют поэты и поэзия. Пришел к […]...
- Тематика лирики Пушкина Тематика лирики Пушкина отличается особым разнообразием: трудно выделить в ней какие-то отдельные мотивы. Пушкин, этот гений универсальности и гармонии, сумел охватить в своем творчестве все многообразие проблем человеческой жизни и окружающего его мира. По тематике его лирику принято подразделять на следующие группы: философская (“Бесы”;, “Элегия”; (“Безумных лет угасшее веселье…”; и др.), “Пора, мой друг, пора!…”;, […]...
- Соня и Раскольников читают Евангелие Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в […]...
- Почему картины зимы так интересны писателям? Каждому из нас не раз приходится путешествовать и любоваться из окна поезда или автомобиля сменяющимися пейзажами. Наполненные солнечным светом летние и весенние виды, окутанные золотом опадающей листвы осенние пейзажи и бесконечно белые умиротворенные и притихшие зимние картины. Зимой природа замирает и, вправду, напоминая огромную картину, написанную рукой талантливого художника. Так же талантливо передает зимние картины […]...
- Стихосложение РИТМ – повторяемость однородных звуковых элементов. СТИХ – одна стихотворная строка. СТРОФА – повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки. 1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна. […]...
- Евгений Маймин о романе “Воскресение” Есть что-то знаменательное в том, что последний Роман Толстого, “Воскресение”, – роман, в котором Толстой осветил с новой точки зрения всю русскую действительность и все общественное и государственное устройство России, – был также последним, как бы завершающим романом всей русской литературы ХIХ века. И дело тут не в одной хронологии (“Воскресение” появилось в свет в […]...
- Исследование “Сказки о золотом петушке” Долгое время исследование “Сказки о золотом петушке” сосредоточивалось на поисках сюжета и образца в народном творчестве, которому Пушкин, написавший сказку, должен был следовать. Усилия фольклористов оказались тщетными – образец не был найден. Перелом, казалось, наступил в 1933 году, когда Анна Ахматова установила, что сказка Пушкина – не народная, что она написана на сюжет, вычитанный поэтом […]...
- Кто такой ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору (но не тождествен ему!). Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но, как и всякий образ, содержит в себе обобщение: так, лирический герой стихотворения Пушкина “Я вас любил…” – это не только Пушкин, но и любой любящий человек, сумевший преодолеть эгоизм в […]...
- Основные особенности лирики А. С. Пушкина Слово “лирика” в переводе с древнегреческого языка означает “музыкальный”, “волнующий”. В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события. В лирике находят воплощение личные переживания, настроения, чувства и мысли человека, его отношение к людям, к окружающей природе […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Чудо” Борис Пастернак родился в интеллигентной еврейской семье, однако в младенческом возрасте няня тайно крестила будущего поэта, о чем впоследствии узнали его родные. Именно по этой причине тема религии долгие годы находилась в семье Пастернака под запретом, хотя он знал о том, что по вероисповеданию является не иудеем, а православным христианином. Осознание своей причастности к православию […]...
- Багратион – характеристика персонажа Произведение: Война и мир Это реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. “невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек”. В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Просто […]...
- Пушкинская “мысль “Ревизора”” 25 сентября 2004 года в новгородском театре состоялась премьера гоголевского “Ревизора” (режиссер-постановщик П. Орлов). В афише спектакля значился подзаголовок: “История, рассказанная Пушкиным Гоголю” . Для “подтверждения” этой “истории” в начале действия на сцене появляются “Пушкин” и “Гоголь”; последний умоляет: “Сделайте милость, дайте хоть какой-нибудь сюжет…” – а первый увлекает его в пространство сцены; после чего […]...
- Три пальмы (Лермонтов Михаил Юрьевич Стихи) (Восточное сказание) В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, […]...
- Последние годы жизни Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, оставивший огромное количество произведений после себя. Для каждого он по-своему интересен. Его знают все – от детей до стариков. Память о нем останется на вечность. Последние годы жизни Пушкин были самыми сложными для него. Но, именно в это время он написал самые достойные произведения. В это время за ним […]...
- Сюжетно-композиционные особенности поэмы “Мертвые души” Гоголя Н. В Сюжет и композиция “Мертвых душ” обусловлены предметом изображения – стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20-30-х гг.: внимание художника переносится с изображения отдельной личности на портрет общества. Иными словами, романический аспект жанрового содержания (изображение частной жизни личности) сменяется нравоописательным (портрет […]...
- Вийон. (1434-1463) Точных сведений о жизни очень мало. Жил в эпоху катаклизмов. Место в литературе трудно определить. Творчество В. противоречиво. Укладывается в поэзию вагантов. Бродячие школяры писали стихи, где сочетался юмор, ирония и сатира. Род. в Париже, отец рано умер, воспитывал дядя. В 12 лет – студент Парижского универа. Студент – символ вольнолюбия, жажды жизни. (Франсуа де […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести “Египетские ночи” Пушкина А. С По форме данное произведение представляет собой фантастическую повесть. В ней присутствует определенный “таинственный” антураж, связанный в первую очередь со способом выстраивать сюжет. Тем не менее сюжет этот, если исходить из логики событий, не завершен. Если же исходить не из событийной логики, но из логики идеи, содержащейся в произведении, оно приобретает необходимую сбалансированность и завершенность. В […]...