Под чужими небесами. Антифашистская эмиграция

Во многих странах были основаны антифашистские объединения эмигрантов, поддерживавшие друг с другом тесные связи, которые не оборвались даже в годы войны.

Уже летом 1933 года в Париже был вновь учрежден Союз защиты немецких писателей. К годовщине сожжения книг он открыл Свободную немецкую библиотеку, которая собирала книги, объявленные в Германии вне закона. Позднее в Англии стал играть заметную роль Свободный немецкий культурбунд, в США – Союз немецко-американских писателей, в Мексике – Клуб имени Генриха Гейне.

Важнейшей предпосылкой

для активной деятельности писателей-эмигрантов были возможности публикации, и они были созданы в удивительно короткий срок.

В сентябре 1933 года Клаус Манн в Амстердаме выпустил первый номер литературного журнала “Ди Замлюнг”, издававшегося под патронатом Андре Жида, Олдоса Хаксли и Генриха Манна. Журнал стремился объединить на своих страницах все то, “что полно стремления к достойному человека будущему… воли к разуму, что противостояло бесстыдному антигуманизму” 135.

С более решительной политической программой выступил журнал “Нойе дойче Блеттер”, издававшийся в Праге и

руководимый О. М. Графом, В. Херц-фельде, А. Зегерс и обозначенным звездочками () сотрудником из Германии (им был Ян Петерсен). Оба журнала в 1935 году вынуждены были прекратить свое существование вследствие экономических трудностей. Их преемником стал издававшийся в Москве в 1936-1939 годах Б. Брехтом, Л. Фейхтвангером и В. Бределем литературный журнал “Дас Ворт”, который ставил своей целью публикацию материалов дискуссий, ведущихся между социалистическими и буржуазными писателями.

Такого же направления был журнал “Интернационале Литератур”, издававшийся в Москве с 1932 года, главным редактором которого был И. Р. Бехер (с 1937 года он выходил с подзаголовком “Нойе дойче Блеттер”).

Важное значение для обмена мнениями и распространения новых литературных работ имели журналы “Мас унд Верт”, издаваемый Т. Манном в 1937- 1939 годах в Цюрихе, “Ди нойе Вельтбюне” (с 1934 г. – редактор Г. Будзи-славский), выходивший в Праге и в Париже в 1933-1939 годах, и “Нойе Та-гебух” (редактор – Л. Шварцшильд), издававшийся в Париже в 1933- 1939 годах. Последним был создан журнал “Фрайес Дойчланд” (Мехико, 1941-1946) – политико-литературный ежемесячник, основанный социалистическими писателями в Мексике. Его редакторами были Бруно Фрей и Александр Абуш.

Необходимой предпосылкой существования немецкой литературы в эмиграции была возможность публикации за границей. Книжные издательства существовали благодаря помощи эмигрировавших издателей и писателей (как, например, “Малик-ферлаг” в Праге, издатель В. Херцфельде, “Эдисьон дю Каррефур” в Париже, издательство “Эль либро либре” в Мехико); большинство книг эмигрантской литературы вышло благодаря антифашистской солидарности.

Голландские издательства “Кверидо” и “Аллерт де Ланге”, швейцарское – Эмиля Опрехта дали свободной немецкой книге права гражданства. Большой вклад в издание эмигрантской литературы внесло московское “Издательское товарищество иностранных рабочих в Союзе ССР”. Эмануэль Кверидо после оккупации Голландии гитлеровцами за свое участие в выпуске литературы преследуемых поплатился жизнью.

Новым этапом сплочения, объединения писателей-эмигрантов в антифашистское литературное движение стал VII Всемирный конгресс Коминтерна, на основе решений которого КПГ на “Брюссельской” конференции (состоявшейся в Москве в октябре 1935 г.) сделала основополагающие выводы.

Победу фашизма в Германии участники конференции расценили как поражение рабочего класса, однако такое, которого можно было избежать. Существенной причиной поражения признали отсутствие единого антифашистского фронта и (при этом были решительно отметены сектантские и доктринерские взгляды) в качестве решающей задачи современности выдвинули требование создать “пролетарский единый фронт, антифашистский народный фронт с целью объединения всех противников фашистского режима”.

Под знаком политики Народного фронта усилия к сплочению литературы эмиграции значительно активизировались. Решения конгресса послужили для писателей-коммунистов импульсом к теоретической и организаторско-практи-ческой работе. Уже на Первом съезде Союза советских писателей, проходившем в Москве в 1934 году, была выдвинута задача продемонстрировать союз социалистической литературы с интернациональной антифашистской литературой.

Наряду со многими прогрессивными писателями из разных стран на съезде также присутствовали О. М. Граф, К. Манн, Б. Олден, Э. Толлер.

Значительной демонстрацией союза между социалистическими и буржуазно-демократическими писателями стал I Международный конгресс писателей в защиту культуры, состоявшийся в Париже в июне 1935 года.

В ответ на призыв Анри Барбюса, Ромена Роллана, Андре Жида откликнулись делегаты из 37 стран. Г. Манн и Э. Э. Киш представляли в президиуме делегацию немецких писателей, Роберт Музиль – австрийскую. Обсуждались многие вопросы: о культурном наследии, о роли писателя и личности в жизни общества, о гуманизме, о взаимоотношении нации и культуры, а также проблемы творчества, следовательно, тот круг тем, который в борьбе буржуазных и социалистических писателей против фашизма имел важнейшее значение. В своей речи И. Р. Бехер обратил внимание на новые взаимоотношения между социалистической и буржуазно-демократической литературой, при этом он подчеркнул, что конгресс, несмотря на все различия и расхождения, вскрыл нечто в высшей степени объединяющее, общее: “Многие пограничные столбы между нами снесены, распадаются клики и группировки, литература вновь приходит в движение” 136.

В центр своего выступления И. Р. Бехер поставил понятие гуманизма – мировоззренческую платформу для объединения антифашистской литературы эмиграции.

Решения Международного конгресса писателей, проходившего в Париже, положительно сказались и на работе II и III Международных конгрессов писателей в защиту культуры, которые состоялись в 1937 и 1938 годах. К этому времени стало очевидным, что процесс сплочения антифашистских деятелей культуры был сложным, противоречивым, зависевшим не только от их воли и желаний, а в существенной мере от самого хода мировой истории. Конец правления правительства Народного фронта во Франции, капитуляция западных демократий перед фашизмом, следствием чего явилось Мюнхенское соглашение 1938 года, оккупация Австрии и Чехословакии, поражение республиканской Испании, не понятый многими пакт о ненападении между Советским Союзом и гитлеровской Германией, наконец, начало второй мировой войны и быстрые победы “вермахта” – эта драматическая цепь событий создала климат психической напряженности и политической неуверенности. Теории “третьего пути”, антикоммунистические предубеждения получали все более широкое распространение.

Выражением чувства бессилия по отношению к ходу истории были неожиданные случаи перехода в другую веру даже среди прогрессивных писателей, трагическим следствием этого бессилия были случаи самоубийства: между 1939 и 1942 годами покончили с собой Э. Толлер, В. Газенклевер, В. Беньямин, Э. Вайс, С. Цвейг.

Мрачные главы истории эмиграции остались позади, когда после Сталинградской битвы наступил решающий поворот в ходе войны. Вопрос об объединении противников фашизма снова выступил на первый план, но теперь уже речь шла не только о низвержении фашизма, но и о создании новой Германии. Основание Национального комитета “Свободная Германия” (НКСГ), президентом которого стал Э. Вайнерт, в Красногорске, под Москвой (1943), вызвало широкое движение, в котором активно участвовали не только социалистические и демократические писатели-эмигранты, находившиеся в Советском Союзе, но также и те, кто проживал в Англии, США, в Мексике и в Латинской Америке.

Историческое значение литературы антифашистской эмиграции далеко не в последнюю очередь состоит в том, что в битвах переходной от капитализма к социализму эпохи она ясно осознала свое единство. В политических дебатах, в мировоззренческом и историко-философском обмене мнениями, в свободном художественном творчестве писатели-антифашисты ощутили свою сплоченность и плодотворное взаимное влияние – все это способствовало тому, что период эмиграции стал классической эпохой в истории немецкой литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Под чужими небесами. Антифашистская эмиграция