Почему же творчество Тютчева современно и сегодня?

Демократическая критика XIX века высоко ценила поэзию Ф. И. Тютчева. Тургенев утверждал: “О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии”. Высоко оценивал совершенную лирику Ф. И. Тютчева и Добролюбов, противопоставляя поэта “чистому” лирику А. Фету.

Талант Фета, по Добролюбову, может “проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы”, а Тютчеву “доступны, кроме того, – и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними

стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни”.

В совершенстве поэтической логики Ф. И. Тютчева мы можем убедиться, наслаждаясь его человечнейшей лирикой, даже не обладая специальными знаниями и талантом Тургенева, Некрасова (в отличие от Некрасова, Тютчев не проникает в глубины народной крестьянской жизни, для него важно состояние природы и то, какие чувства она вызывает у человека), Добролюбова. “Вы знаете, кто мой любимый поэт?” – спросил однажды Толстой и сам ответил: – “Тютчев”. При этом он добавил: “…Его все, вся интеллигенция наша забыла или

старается забыть” он, видите, устарел… Он слишком серьезен, он не шутит с музой”.

Да, в последней трети XIX века Тютчев оказался забытым поэтом. Правда, в середине 90-х годов и начале ХХ века о нем снова заговорила критика, но философское содержание его поэзии осмысливалось тогда в духе эстетических теорий конца века; все настойчивее говорилось о Тютчеве как о “предтече символистов”, все чаще писали о влечении поэзии Тютчева к “ночи”, “хаосу”, “безумию”. Критики словно соревновались в нагнетании и сгущении красок, пытаясь подчеркнуть “ночное”, а не светлое, “зловещее”, а не “отрадное” в направлении мысли и чувства поэта. Поэзию Тютчева называли “поэзией ночи”, а самого поэта – “жертвой” бездны тайн и бесконечности.

В это время и Брюсов, один из первых положивших начало научному изучению тютчевского наследия, рассматривал Тютчева как одного из предшественников символизма. Однако Брюсову во многом удалось преодолеть односторонность и ограниченность в истолковании поэзии Тютчева. Стремясь “приблизить” Тютчева к символистам, выделяя мир ночного таинственного материал., Брюсов заново открыл читающей публике поэта. Его внимание приковывали строки известного стихотворения:

Душа хотела б быть звездой, Но не тогда, как с неба полуночи Сии светила, как живые очи, Глядят на сонный мир земной, – Но днем…

Хотя Брюсов называл Тютчева первым поэтом “новой школы”, у которого “разрыв с пушкинской традицией” был ” сильнее, нежели у Фета”, понимание значительности сделанных Тютчевым поэтических открытий приводило к мысли о продолжении, развитии великой пушкинской традиции. “Пушкин, Тютчев Баратынский, – писал Брюсов, – вот три заветных имени для всех, кто любит русские стихи, их произведения – великие образцы нашей поэзии”. Время отбросило все случайное, субъективное и одностороннее в истолковании поэзии Тютчева и оправдало оценку, данную его творчеству Пушкиным, Некрасовым, Толстым, революционными демократами. Его творчество, отмеченное глубиной философской мысли, способностью проникать в тайны природы и души человеческой, получило широкое признание. Все Небесное у Тютчева отражалось в земном.

Образом земного был человек, вечного – Природа.

Я считаю, что Тютчев сейчас не менее читаем, чем другие наши классики. Но все же современное поколение не любит обращаться к прекрасному, оно, может, и не по своей воле, но привыкло к жестокости и равнодушию. А Тютчев не уделял этому никакого внимания. Поэт говорил о чистом и совершенном, то есть о любви и природе, а что же может быть совершенней в этом мире?

В настоящее время мы привыкли жить в хаосе и несправедливости, и поэтому я считаю, что чистота лирики Тютчева может помочь нам хоть чуть-чуть почувствовать каплю святого и чистого. Я уверена в том, что если сейчас мы читаем Тютчева, то мы обогащаем наш интеллект и, конечно же, душу. Мы забыли, что такое любовь и ненависть, что такое весна и суровая зима, что означает дождь и чистое голубое небо, мне кажется, что наш долг – вспомнить это и никогда не забывать. И именно Тютчев научит нас чистой любви, вселит в нас спокойствие и доброту, Тютчева любили тогда, и этот поэт нужен нам сейчас.

Я считаю, что наследие Тютчева оказало влияние на поэтов ХХ века, но не сильное, так как стихотворения Тютчева были охвачены светлыми оттенками. Однако события начала ХХ века не могли не оставить след в творениях поэтов серебряного века, и поэтому многие краски в их стихотворениях были сгущены и омрачены.

Даже если М. И. Цветаева писала о природе, то всегда присутствовало ощущение грусти и печали в ее стихотворениях. Мне кажется, что наиболее всего Тютчеву были близки Сергей Есенин и Андрей Белый, они говорили почти так же, как и Тютчев, хотя не будем забывать, что у каждого поэта непосредственно свой стиль. Есенин чаще всего писал о Родине, описывал ее столь тщательно, как и Тютчев описывал природу. Андрей Белый всегда восхищался творениями Тютчева, писал о любви и природе, и иногда в его стихотворениях прослеживалась тютчевская интонация.

И вообще я считаю, что самые главные последователи Тютчева – это мы, его читатели, любящие и восхищающиеся его творчеством.

И в полной мере подтвердились слова Некрасова, писавшего о том, что книгу стихов Тютчева “каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения”. Также я согласна вот с этими словами Некрасова: “Немного написал Тютчев, но имя его всегда останется в памяти истинных ценителей и любителей изящного наряду с воспоминаниями нескольких светлых минут, испытанных при чтении его стихотворений. История литературы также не должна забыть этого имени”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3.67 out of 5)
Loading...

Почему же творчество Тютчева современно и сегодня?