Почему в поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор под­вергает осуждению и помещичий деспотизм, и добровольное холопство?



Почему в поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор под­вергает осуждению и помещичий деспотизм, и добровольное холопство?

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – энциклопедия русской жизни в переломную эпоху, когда недавняя отмена (1861) кре­постного права повлекла за собой ломку феодально-крепост­нических отношений, изменения в политике, экономике, общественных формах жизни. “Распалась цепь великая: одним концом – по барину, другим – по мужику”, – это фраза не раз по­вторяется в поэме.

Она означает не только утрату

помещиками власти над крепостными крестьянами и наступившее вслед за этим эконо­мическое оскудение, обнищание в среде дворянства. Это изре­чение означает также наступившие изменения в жизни самого крестьянства, причем изменения не самые благополучные.

Гротескный образ князя Утятина страшен. Он олицетворяет собой уже поверженное, но не до конца истребленное зло кре­постничества.

Крестьянская община, бывшие подданные князя, счастливы тем, что “крепь” позади. Однако из-за приобретения в будущем поемных лугов, обещанных молодыми господами, они готовы притворяться прежними верными холопами. Ведь

тогда вы­живший из ума князь будет думать, что былое могущество воз­вратилось к нему.

Консервативное дворянство изображено в лице помещика Поливанова, развратного и лживого.

Им противостоят крепостные крестьяне не только из-за своего положения зависимых людей, слуг.

Холоп примерный, Яков верный, наказывает барина тем, что, привезя его в темный лес, вешается на дереве как раз над бес­помощным обидчиком, своим лютым врагом. Убивает себя, но не своего господина; это протест раба.

Крестьянин Ипат счастлив, когда барин, забавляясь, “те­ряет” его на заснеженной дороге, а затем сажает рядом со своей особой.

Счастлив своим лизоблюдством дворовый князя Переме­тьева.

Крепостная зависимость не только подавляет гордость и ущем­ляет человеческое достоинство “людей холопского звания”.

Некоторые слуги господ-крепостников бывают счастливы положением любимых рабов и видят в нем смысл своей жизни.

В этих образах автором дана нравственная оценка харак­теров людей противоположных социальных классов, дворян и крестьянства. Он осуждает деспотизм и беспредел в поведе­нии помещиков и рабскую психологию, добровольное холоп­ство людей из народа. Достоинство человека, на какой бы сту­пени социальной лестницы он ни находился, превыше всего.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему в поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор под­вергает осуждению и помещичий деспотизм, и добровольное холопство?