Почему пьеса названа “Кукольный дом”?

Г. Ибсен, известный норвежский драматург, создал “новую драму”. В этих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. Ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы.

Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединение в пьесе “Кукольный дом” имеет странный оттенок, и потому она поражает не одного читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме

чрезвычайно острую проблему, из-за которой, возможно, разбилась не одна мечта, и разрушилась не одно жизнь.

В центре пьесы – трагедия семьи Хельмеров: Норы и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, в котором властвует благосостояние. Нора горячо отдана своему мужу и детям.

Чего, казалось бы, еще надо этой семье для счастья?

И это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесе сердцем, то увидим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: “Между печкой и

дверью столик. Скатерть с фарфоровыми и другими пустячками, книжный шкафчик с книгами в роскошных обложках”.

Частое использование ласковой формы заставляет задуматься: не хорошую жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора, с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами – там все такое же опрятное и уютное.

Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для мужа. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора.

Ее муж также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельного человека, а как неотъемлемую часть его спокойной семейной жизни. Для него она была его “куколкой”, “белочкой”, “птичкой”, но ничем другим, ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играют в брак, в благосостояние, в любовь и даже в человеческое достоинство и честь.

Здесь нет ничего настоящего. Это дом кукол.

Главная героиня, Нора, одолжив деньги и припрятав это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом, совестью. Но все это ради любви. Она хотела спасти от тяжелой болезни своего любимого мужа и никого не травмировать.

Но Торвальд получает письма от Крогстада и произносит “справедливейшую” речь, в которой почему-то преобладает местоимение “мое”: “Ты разрушила все мое счастье, загубила все мое будущее”, а когда долговое обязательство возвращает, мы снова слышим его сладенькие слова: “…здесь я буду голубить тебя, как загнанную птичку, которую спас неповрежденной из когтей ястреба”. Но наступает прозрение. И Нора хочет снять маскарадный костюм.

Она не может больше жить в этом духовно пустом доме и идет, чтобы отыскать себя как человека: “Я думаю, что, прежде всего, я человек, так же, как и ты, – или, по крайней мере, должна стать человеком”. Так как только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.

Итак, в произведении “Кукольный дом” изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Вот почему пьеса называется “Кукольный дом”. Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы “живут” вблизи.

От этой мысли становится жутко. И потому, наверное, надо что-то изменять, пробуждать и в нашем микроклимате – семьях, и в макроклимате – обществе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему пьеса названа “Кукольный дом”?