Почему пьеса “Горе от ума” – комедия?

Грибоедов назвал свою пьесу комедией, и это вызывает недоумение: концовка “Горя от ума” совсем не смешная и не счастливая, как это обычно бывает в комедиях. Положительный герой Чацкий терпит полный крах: он теряет любимую девушку, его общественное служение не приносит никакого результата, напротив, его объявляют сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Учитывая сказанное, “Горе от ума” скорее можно назвать драмой, но, внимательно проанализировав пьесу, следует согласиться с автором – он написал именно комедию.
В основе

любой комедии лежит эффект комического: он состоит в том, что внутренняя пустота и ничтожность героя (героев) прячутся за внешностью, которая имеет претензии на содержание и реальное значение. Это противоречие между блестящим внешним видом и внутренней пустотой представлено в “Горе от ума”. Идеолог дворянства Фамусов с гордостью рассуждает в пьесе о заслугах своего класса перед государством, о дворянской образованности, высокой нравственности и чести.

Однако при ближайшем рассмотрении русское дворянство выглядит совсем по-другому: мелочность, корысть, стремление к праздной жизни, страх перед просвещением,

недостаточная образованность – вот что увидел Грибоедов в русском дворянстве и высмеял в своей пьесе.
Комическое прямо, без намеков может проявляться в двух видах – в сатире и юморе. Сатира – гневное осмеяние всего, что мешает осуществлению передового (положительного) общественного идеала. Сатира в корне отрицает осмеиваемое явление.

Юмор – добродушный смех над личными недостатками человека. В “Горе от ума” есть и юмор, и сатира. Например, юмористическая ситуация складывается, когда Фамусов в первом действии ставит Софье в пример свое монашеское поведение, а за несколько минут до этого заигрывал с Лизой.

Лиза, видимо, хочет уличить Павла Афанасьевича и начинает говорить, но он быстро прерывает ее: “Молчать! Ужасный век!” (1,4). Или в начале второго действия Фамусов диктует секретарю Петрушке длинный список праздничных и поминальных обедов, на которые он приглашен на будущей неделе, и тут же рассуждает о вреде обжорства. С юмором описываются шесть княжон, легкомысленных и болтливых.

Однако в “Горе от ума” главную роль играет сатира, поскольку автор изображает не смешные недостатки отдельных персонажей, а героев-представителей различных общественных течений в русском обществе первой четверти XIX века.
Дворянскому реакционному лагерю Грибоедов дает резко отрицательную оценку, возвышающуюся до гневной сатиры. Беспощадно высмеиваются все представители фамусовского общества, начиная с самого Павла Афанасьевича. Саморазоблачение (самохарактеристика) – главный прием, используемый автором для изображения героев.

Фамусов – довольно важный чиновник – к своим служебным обязанностям относится халатно. Он откровенно заявляет, что не имеет желания вникать в дела:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой. (1,4)
Фамусов демонстрирует презрительное отношение к подчиненным (Молчалину, слугам) и одновременно восхваляет заискивание перед важными персонами, вспоминая о дяде Максиме Петровиче:
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…(II, 2)
Фамусов – старик, человек прошлого века, поэтому сатира Грибоедова по отношению к этому герою не очень ядовита. Зато молодых дворян чиновника Молчалина и полковника Скалозуба – автор не щадит. Молчалин в начале пьесе показан застенчивым, услужливым молодым человеком, старательным чиновником, о котором Фамусов говорит:
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой. (II, 5)
Дальнейшие события раскрывают суть этого героя. Мелкие чувства, подленькое желание сделать карьеру, несмотря ни на что, даже пожертвовав ради карьеры любовью, честью, человеческим достоинством, – вот каков Молчалин на самом деле. Его саморазоблачение происходит в последнем действии, когда он рассказывает Лизе о завещании отца угождать всем подряд: начальникам, домовладельцу, слугам, дворнику, даже дворниковой собаке.
При сравнении Молчалина и Фамусова обнаруживается второй сатирический прием Грибоедова – “кривое зеркало”. Старый и молодой чиновники внешне не похожи друг на друга: один – солидный, состоятельный барин, уважаемый всеми и знакомый со всей Москвой; другой – бедный, не известный никому секретарь, переведенный из Твери. Однако взгляды на жизнь у них одинаковые.

В Молчалине, как в кривом зеркале, отражаются карьеризм и низкопоклонство, которые в скрытой форме присущи Фамусову. Молчалин убежден, что обязан подчиняться начальникам во всем не потому, что они правы, а потому, что пока у него чин маленький: “В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь” (III, 3). Он даже принимает вид влюбленного в Софью, чтобы угодить дочери своего начальника.

Будущность у Молчалина самая блестящая, он со временем станет новым Фамусовым, а может, пойдет и еще дальше. Достаточно вспомнить рассказ Репетилова о бывших секретарях его высокопоставленного тестя:
Секретари его все хамы, все продажны,
Людишки, пишущая тварь,
Все вышли в знать, все нынче важны,
Гляди-ка в адрес-календарь. (IV, 5)
Таким образом, Молчалин, по мнению Грибоедова и Чацкого, “дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных” (1,7).
Прием “кривого зеркала” используется при создании образов Чацкого и Репетилова. В Репетилове Грибоедов высмеивает пустозвонство, претендующее на ум, и значительность. Если Чацкий серьезно критикует общественные нравы в России, недостатки дворянства, то Репетилове веселой компанией из Английского клуба “интересничает” и играет в заговорщиков.

Если у Чацкого есть высокий общественный идеал, к которому он устремлен, то у членов “секретнейшего союза” (IV, 4) нет никаких убеждений, а есть желание скандализировать общество смелыми фразами и вызывающим поведением, “чтоб свет о них хоть что-нибудь сказал” (III, 1). Репетилов в пьесе является карикатурой на Чацкого, так как неумолкающая болтовня первого внешне похожа на умные, хотя часто неуместные рассуждения Чацкого. Главный герой красиво проповедует перед бабушками и дедушками на балу, перед Скалозубом и Молчалиным, которых, по мнению автора, высокими словами не исправишь, тем более что Чацкий и все остальные персонажи не слушают друг друга.

Такой комический прием изображения называется “разговор глухих”.
В пьесе есть сцена, когда Фамусов, чтобы не слушать крамольные речи Чацкого, затыкаетушиине слышит даже доклад своего лакея (II, 2). Эта ситуация повторяется, когда на балу разговаривают два глухих старичка – графиня-бабушка Хрюмина и князь Тугоуховский – и никак не могут понять друг друга (III, 20). Подобная ситуация опять возникает в конце третьего действия, когда все гости танцуют, не желая слушать обличительные речи Чацкого в свой адрес.
Яркая, оригинальная речь – еще один прием сатирической характеристики персонажей в пьесе Грибоедова. Например, внешне Скалозуб – блестящий военный и завидный жених. Но как только он начинает говорить, сразу проявляет свою истинную сущность тупого солдафона, который не умеет связать двух слов и правильно выразить свои мысли.

Софья говорит о нем: “Он слова умного не выговорил сроду” (I, 5). Сам бравый полковник невольно подтверждает правоту Софьи, когда пытается шутить о неизвестной ему даме:
Не знаю-с, виноват;
Мы с нею вместе не служили. (II, 5)
О своих успехах по службе он говорит совсем уж алогично. Когда Софья вспоминает о Чацком, она говорит, что он “в друзьях особенно счастлив” (I, 5), то есть круг общения Чацкого состоит из умных, интересных людей. Скалозуб тоже считает, что “счастлив в товарищах” (II, 5), но по-другому: одни уходят в отставку по возрасту, а другие погибают на войне, все это помогает самому Скалозубу быстро подниматься по служебной лестнице. Когда Фамусов с восторгом описывает Москву, Скалозуб выражает свое согласие весьма красноречиво: “Дистанция огромного размера” (II, 5).

А потом изрекает совершенно глупую фразу о пожаре Москвы 1812 года, который послужил старой столице “много к украшенью” (там же).
Сатирическому изображению служат и характеристики, которые дают друг другу персонажи. Чацкий называет Скалозуба: “Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки” (III, 1). Хлестова говорит о Загорецком: “Лгунишка он, картежник, вор” (III, 10).

Приемом сатирического изображения у Грибоедова становятся фамилии персонажей: Скалозуб, Молчалин, Хлестова, Репетилов и т. д., а у двух гостей Фамусова вообще нет фамилий, они названы г. N и г. D. Так ядовито драматург указывает на заурядность этих героев, ничем не примечательных.
Подводя итог, следует отметить, что в теории литературы различаются комедии положений и комедии характеров. В комедии первого типа источником смешного является хитроумный сюжет, в комедии второго типа – характеры героев. В “Горе от ума” сочетаются приемы комедий обоих типов – и смешные сценические положения, и яркие характеры действующих лиц. Примером первого может служить эпизод, когда княгиня Тугоуховская посылает своего глухого мужа пригласить Чацкого на обед.

Старичок топчется около главного героя до тех пор, пока не получает громкий приказ воротиться назад (III, 7). Или Репетилов со всего размаха падает на лестнице (IV, 4). Или Загорецкий, услышав свое имя от Хлестовой, “выставляется вперед” (III, 10), но поспешно прячется втолпе после сомнительных похвал старухи в свой адрес.
Главное в пьесе, как было показано, не комические ситуации, а ядовитая сатира на дворянское общество. Некоторые сомнения вызывает только финал: оскорбленный в своих лучших чувствах, Чацкий уезжает из Москвы, увозя в душе “мильон терзаний” (III, 22). Из противостояния Чацкого всему фамусовскому обществу в пьесе рождается драматический пафос. Однако элементы драматизма вполне могут присутствовать в высокой (то есть глубокой по содержанию, а не развлекательной) комедии.

Последняя фраза Фамусова, озабоченного мнением княгини Марьи Алексеевны (как следует из ситуации, известной московской сплетницы), сглаживает, но не уничтожает совсем драматизм финала и опять возвращает в пьесу комический пафос. Комический эффект этой реплики усиливается тем, что княгиня названа неожиданно, ведь раньше о ней не было сказано ни слова.
В целом “Горе от ума” соответствует всем признакам сатирической комедии. Грибоедов использует различные приемы комического: саморазоблачение, “кривое зеркало”, “разговор глухих”, характеристики от других персонажей, “говорящие” фамилии, характерную речь. Иными словами, смех является в пьесе основным средством для раскрытия характеров действующих лиц и для разрешения конфликта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 4.67 out of 5)
Loading...

Почему пьеса “Горе от ума” – комедия?