Почему мне понравилась “Песнь о вещем Олеге”

Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью “Капитан­ская дочка” А. С. Пушкина: время, которое изо­бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.

Время восстания Пугачева четко опре­делено историками и затем воспроизведе­но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И “Исто­рия Пугачева”, и “Капитанская дочка” рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег­да подобны друг другу: это усиление труд­ностей жизни народа,

которые вызывают­ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями.

Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

Время создания повести и историческо­го труда можно охарактеризовать, обра­щаясь к страницам жизни Пушкина. Те­ма властителя и народа звучит и в его “Медном всаднике” (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ­ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд “История Пугачева”, а в 1833-1836 го­дах идет работа над “Капитанской доч­кой”.

Тема народного восстания парал­лельно звучала и в неоконченной повести

“Дубровский” (1832-1833).

Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха­рактерны для того года, когда вы отвечае­те на вопрос.

Назовите произведения, созданные Пушки­ным на исторические сюжеты. Определите их жан­ры. Попытайтесь обосновать авторский выбор жанра.

Круг событий истории, которые привле­кали Пушкина, велик. В его творчестве нет периода, когда бы темы родной исто­рии не волновали его как автора. Перед ним стояла и проблема выбора жанра. Очень подробно этот вопрос рассматрива­ют, когда читают “Капитанскую дочку”.

То, что, изучая материалы восстания Пу­гачева, Пушкин сначала создал историче­ский труд, обычно запоминается. Истори­ческий труд и повесть резко различаются: “История Пугачева” не относится к худо­жественной литературе.

Пушкин посвящал исторической тема­тике многочисленные произведения раз­личных жанров эпоса, лирики и драмы. Он создавал повести и рассказы, которые рисовали XVIII век, поэмы, стихотворе­ния и драмы, которые доносили до чита­теля иные эпохи. Так, например, “Мед­ный всадник” и “Полтава” доносят до чи­тателя конкретную эпоху и помогают понять отношение поэта к своим героям и изображенным событиям.

Именно обра­щение к лиро-эпическому жанру помогает сочетать убедительную информацию о времени и эмоциональность повествова­ния о его героях и событиях.

События “Песни про… купца Калашникова” Лермонтова и “Тараса Бульбы” Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.

Вы знаете, что события этих произведе­ний относятся примерно к одному време­ни – XVI-XVII векам. Но это обсто­ятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти ос­тается общее представление о средневе­ковье с его бытом, нравами, системой от­ношений.

Однако ощущение встречи с ге­роическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героиче­ские судьбы и сильные характеры.

В поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… купца Калашникова” и в произведениях А. К. Толс­того “Василий Шибанов” и “Князь Серебряный” один из героев – Иван Грозный. Попробуйте со­здать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.

В этих трех произведениях Иван IV – грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, ко­торый создается у читателя, различен. В “Песне…” Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к оприч­нине, в “Василии Шибанове” – жесто­кость, в “Князе Серебряном” дается более обстоятельная характеристика царя, по­казано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

Какое из прочитанных в 8 классе произве­дений произвело на вас наибольшее впечатление? Напишите отзыв.

Выбирая произведение, которое более всего запомнилось, часто называют боль­шие по объему произведения: романы, по­вести. В учебнике-хрестоматии этого года названы не только те произведения, текст которых в них приведен, но и те, которые вы могли прочесть самостоятельно. Одна­ко, хотя “Три мушкетера” всегда активно читаются, все же самое прочное впечатле­ние производят на большинство учеников “Капитанская дочка” и “Василий Шиба­нов”.

Но всегда есть и сторонники “Тара­са Бульбы” и “Песни о вещем Олеге”. Вот отзыв на это небольшое стихотворение.

Почему мне понравилась “Песнь о вещем Олеге”

Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле­тописью. Сама легенда о его гибели по­этична и загадочна. Когда же о ней рас­сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо­кой поэзии.

Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему мне понравилась “Песнь о вещем Олеге”