Почему Генрих Ибсен назвал свою пьесу “Кукольный дом”?



Выдающийся норвежский писатель XIX столетия, славный реформатор театра Генрих Ибсен в своих произведениях ставил вопросы, которые волновали его современников. Ибсен радикально реформирует традиционную драматургию. Он использует аналитическую композицию.

В ней важную роль сыграет тайна, события, которые происходили задолго до тех, которые разворачиваются на сцене. Но именно они вызвали ситуации, в которых оказались герои. Эта композиция была известна еще в Древней Греции и использовалась, чтобы создать сюжетное напряжение.

Аналитичность

у Ибсена не столько сюжетная, сколько интеллектуальная. Развязка раскрывает внутреннюю суть всех событий. Поэтому такая композиция требовала внутреннего развития героя.

Открытие тайны изменяет героев.

И эти изменения становятся решающими в развитии сюжета. Например, в пьесе “Кукольный дом” разочарование Норы в своем браке, осознание необходимости начать новую жизнь, чтобы стать полноценной личностью, подготовлено развитием действия. Обстоятельства совпадают не случайно, а именно осмысление всего, что произошло, решает конфликты.

Развязкой драмы является беседа между Норой и Торвальдом

– первая за всю их супружескую жизнь.

И жена, и муж возникают в этом разговоре по-новому – и именно этот новый взгляд предоставляет такого драматического звучания заключительной сцене “Кукольного дома”. Героям Ибсена присущи все человеческие страсти. Этим Ибсен отличается от многих писателей конца XIX столетия, которые не верили в возможности человеческого ума. В пьесах Ибсена именно ум, способность осмыслить действительность дают герою возможность изменить свою судьбу.

А когда человек не находит в себе силы превратить мысль в дело, он жестоко расплачивается за это. “Кукольный дом”, в котором живут Хельмер и Нора, разрушился, так как герой не смог возвыситься над собственным эгоизмом, не смог преодолеть предрассудки общества.

Новаторство Ибсена заключается в том, что драматург вскрыл возможности аналитической композиции, наполнил ее новым содержанием. Важную роль сыграл в этом язык автора. Каждая фраза в тексте – чрезвычайно важна. Иногда герои говорят больше, чем всегда.

Но этот поток слов скрывает их внутреннюю озабоченность, напряжение. Ибсен использует также многозначные слова. Нужно внимательно вслушаться в каждое слово, так как с каждой фразой напряжение возрастает.

Г. Ибсен, создал новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединение в пьесе “Кукольный дом” имеет странный оттенок.

Автор сумел изобразить и подать в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему семейной жизни. В центре пьесы – якобы счастливая семья: Нора и Торвальд Хельмеры. Они вместе уже восемь лет, имеют трех хорошеньких деточек, уютный домик и определенное благосостояние.

Нора обожествляет мужа и детей.

Что еще, казалось бы, нужно для счастья? Но, присмотревшись, мы видим, что это счастье будто наиграно, в нем есть что-то искусственное. Нора с детства мечтала, что будет иметь идеальную семью, которая будет жить в идеальном доме. Эти мечты чем-то напоминают детские игры с куклами – в кукольных домиках все такое идеальное, опрятное, уютное и “правильное”, как хотелось Норе.

Но Нора сама была куклой – сначала для отца, потом для мужа. Муж называет ее лишь “куколкой”, “белочкой”, “птичкой”, заботится о ней, как о маленьком беспомощном ребенке. Но как личность ее не воспринимает.

Нора – лишь часть этого уютного гнездышка, почти такая же самая, как мебель или занавески.

В этом доме не живут, а играют – в жизнь, в любовь, в брак, в человеческое достоинство и честь. В игрушечном домике живут куклы, которые притворяются людьми. Тайно одолжив деньги, чтобы спасти мужа, Нора оказывается в одиночестве с ужасом перед будущим и укорами совести. Но муж узнает обо всем и провозглашает “самую справедливую” речь, в которой почему-то преобладает местоимение “мое”: “Ты разрушила все мое счастье, все мое будущее”.

А когда угроза проходит, мы снова слышим его сладенькие слова. Но наступает прозрение. Нора не может больше жить в этом духовно пустом доме, поэтому идет прочь. “Я думаю, что, прежде всего, я человек, равно как и ты – или, по крайней мере должна стать человеком”. В произведении Генрих Ибсен показал фальшивые человеческие ценности, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота.

Вот почему пьеса называется “Кукольный дом”.

Если говорить о счастье, то невозможно представить его себе без семьи, вне семьи. Пьеса Г. Ибсена “Кукольный дом” именно об этом. Семью Хельмеров, наверное, можно было бы назвать образцовой.

Респектабельный мужчина, милые дети, чудесная жена живут в мире и согласии. Да и начинается все на Святой вечер. Рождество – олицетворение семейного уюта, и Нора готовится к празднику в семье.

Но события сложились так, что главная героиня по-новому вынуждена посмотреть на свою семью и на себя. До сих пор Нора, любящая жена и заботливая мать, жила, не очень задумывалась над тем, как она живет.

Мужа она не только любила, но и уважала за честность, порядочность, доброту. Именно поэтому, спасая мужа, она подделывает вексель, а потом выплачивает долги, а муж об этом и не догадывается. Он называет ее “куколкой”, “белочкой” и не догадывается, насколько велика душой его жена Нора.

Так как она и в самом деле была для него куколкой, а не человеком. Именно так он вел себя с ней, стараясь руководить ею во всем. А она принимала это как норму, так как любила его, дом, детей.

А может она просто разлюбила? Совсем нет.

Просто как-то Нора поняла, что все, что окружает ее, – ненастоящее, кукольное. Она увидела, что ее брак – это иллюзия. Ведь настоящий брак объединяет единомышленников, которые уважают личность и понимают друг друга. Хельмер не понял жену ни в трудную минуту, ни тогда, когда, на первый взгляд, все нормализовалось.

Он старается вернуть жену, укоряя ее забытой обязанностью матери. “У меня есть и другие обязанности, и такие же святые. Обязанность перед собой”, – отвечает Нора. Она решила покинуть мужа, так как хотела настоящую семью, а не “кукольный дом”.

Ибсен не советует всем женщинам бросать мужей, как это хотел представить кое-кто из критиков. Он выступает за искренность и уважение в семейных отношениях, которые и способны создать настоящий семейный уют, а не “кукольный дом”, как у Хельмеров. Именно так следует понимать название пьесы Г. Ибсена.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Почему Генрих Ибсен назвал свою пьесу “Кукольный дом”?